От окраины жизни до Венецианской Биеннале

А. Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России

От окраины жизни до Венецианской Биеннале

Инвалиды и искусство в опыте Общины святого Эгидия

В 2013 году ко Всемирному Дню инва­лидов ООН предложила следующую тему: "Сломать преграды, открыть двери": к инклюзивному обществу и развитию для всех. Это вызов, который стоит перед на­шими обществами и, в частности, перед всеми движениями и организациями, которые занимаются инвалидами.

В моём выступлении я хотел бы кратко рас­сказать историю дружбы и искусства, долгую и трудную, – историю Общины святого Эгидия, ко­торая встречалась с преградами, открывала двери, старалась дать примеры развития людей, страда­ющих от инвалидности, и смогла включить этих людей в далёкие от их круга миры, – например дать возможность участвовать в престижной выставке современного искусства Венецианская Биеннале.

Община святого Эгидия уже сорок лет связана с людьми с инвалидностью в Риме и в других го­родах Италии и Европы и работает для их полной социальной, трудовой и культурной включённости в общество. В этой работе с инвалидами с годами родились инновационные подходы, отличительной чертой которых всегда является дружба. Дружба – конкретный способ признать достоинство людей, она помогает преодо­леть отчуждение, превращающее ограни­ченность возможностей в инвалидность; дружба – ключ для построения новых и действительно инклюзивных социальных отношений. Художественные мастерские, открытые Общи­ной в 1985 году, дают ответ на желание взрослых людей с инвалидностью учиться и получать об­разование. У многих из них не было возможности получить полное школьное образование. В художе­ственных мастерских, местах образования и челове­ческих отношений, поиск способностей и талантов привёл, в первую очередь, к возможности общаться к процессу освоения персонализированных ху­дожественных и экспрессивных кодов. Искусство предстало орудием преодоления предрассудков и всё более очевидного проявления способности глубокого понимания реальности, мысли и взгляда на мир.

Я бы сказал, что художественная деятельность показывает возможности делать, творить, думать, писать, выражать критические суждения об исто­рии и современности со стороны людей, которых не считают "мыслящими". Обычно всё, что делают инвалиды, становится "терапией": иппотерапия, музыкотерапия, арттерапия... Но инвалиды могут просто ездить на лошади, заниматься музыкой и искусством! Мне кажется, что говорить всегда о "терапии" , когда речь идёт о деятельности инва­лидов, – это способ медикализировать различия, что служит прежде всего для того, чтобы отдалить от себя неприятное чувство при сопоставлении с теми, кто своими трудностями или особенностями напоминает всем о врождённой слабости человека. Это может коснуться каждого, поэтому оно и пугает.

Путь художественных мастерских Общины свя­того Эгидия к Биеннале уходит корнями далеко. Это не выставка художников-инвалидов и не ре­зультат карттерапиия, но нечто иное. Это вершина долгого освобождающего и творческого процесса, в котором "инвалиды" не рассматривались как соот­ветствующая категория, но стали субъектом вели­кого произведения искусства взаимоотношений (направление в искусстве, "набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений" – прим. пер).

Всё это начинается с инициативы Общины святого Эгидия, которая с первых лет своего суще­ствования заботилась об инвалидах и отверженных, открывая их потайное страдание, истории отчуж­дения и унижения, а также невыраженной мысли, скрытых ожиданий и сил, стремления к самовы­ражению, радость жизни...

Вскоре мы осознали, что нужно прежде всего приблизить их, не отталкивать, сломать стену давя­щих на них предрассудков и признать их людьми, а не субъектами, определяемыми своими физиче­скими или умственными недостатками. Мы сами начали менять образ мысли и освоили радикально иной культурный подход – обращаться с ними на равных, открыть, что они умны, способны на глу­бокие мысли и чувства, защищать их достоинство и нарушенные права, противостоять распростра­ненному презрению. Старые культурные подходы, старое мышление нужно было изменить в корне. Ин­валиды нуждаются не толь­ко в социальной поддержке и помощи, хотя они и необ­ходимы. Нужно действовать вместе с ними и для них, не пугаясь инерции мира чиновников и политиков, привыкшего игнорировать и отвергать их.

Но как осуществить всё это? Мы перечитали и по-новому открыли еван­гельские слова: не говорить "брату своему рака" (Мф 5, 22). Рака – непереводимое оскорбление, буквально означающее кглупый, пустой человек, безмозглый, бесполезный. Оскор­бление это использовалось по отношению к людям с умственными недостатками или физическими или поведенческими проблемами. Знаменательно, что Евангелие от Матфея сразу же после этого осуждает и использование слова "безумный". Но есть и нечто большее. Иисус из Назарета совершает парадоксаль­ное, революционное действие: Он не только запреща­ет подобные оскорбления, но считает их настолько тяжёлыми, что приравнивает к человекоубийству. Подобную позицию необходимо рассматривать в контексте мышления того времени, когда дети, и тем более инвалиды, не имели никакой ценности и считались недочеловеками. А потому увещевание – не говорить "брату своему рака" – впервые в истории представляется решительной защитой физических и умственных инвалидов, разрушением атавистиче­ского представления, подвергавшего их презрению, последствия которого всем известны.

Если и верно, что в Кодексе Хаммурапи и в древнем Израиле была предусмотрена своего рода защита слабых, то только начиная с Евангелия инвалида признают личностью, больше того – че­ловеком, которого нужно уважать, поддерживать и любить как брата. Эти братские отношения не только запрещают убийство. Они основаны на том, что думают о другом, чего ему желают, включая полное достоинство и обладание всеми правами. Нет необходимости говорить обо всех идеях и представ­лениях об инвалидности, распространённых вплоть до ХХ века. Достаточно вспомнить, что большая часть механизмов массового уничтожения в на­цистской системе концлагерей была "опробована" на "эвтаназии" инвалидов и людей с психическими проблемами, их было убито около 250 тысяч.

Историческое сознание этих предрассудков и их сохранения до наших дней, наряду с евангельским гуманизмом, который бескомпромиссно противо­стоит любым системам отчуждения и подавления, легли в основу действий Общины святого Эгидия и по отношению к инвалидам.

С семидесятых годов мы встречали людей с фи­зической и умственной ин­валидностью. Они не только были жертвами предрас­судков, их часто прятали от страха и стыда их семьи, страдавшие от тяжести со­циального осуждения и полного отсутствия помощи и поддержки. Этих молодых и не очень молодых людей, как правило, считали поме­хой, их стеснялись, порой их приговором становились необоснованные диагнозы. Им не было места на рынке труда, в школе их дискри­минировали.

Но вначале что можно было сде­лать? Что могли сделать молодые люди, волонтёры, без специального образования, часто в сложных ситу­ациях, как могли они реагировать на систему и механизмы, порождавшие исключённость и страдание? Мы сразу же спросили себя: почему все боятся? На самом деле, подходя к этим людям, мы открывали невысказанную мысль и внутреннюю жизнь, которых никто не видел в этих людях. Истории страдания и страхов, рассказы о злоупотреблениях и поражениях.

Возможно, это был наивный, но подлинный под­ход, он устанавливал атмосферу доверия и равенства. Мы смотрели на инвалида, отверженного, другими глазами. Приближались к нему без страха зараз­иться, участвуя в страдании другого. Мы всегда старались отличить человека от симптома болезни и восстановить единство тела и души. Так разрывается круг стигматизации, возвращается доверие и отвер­гается идея об опасности немощного или физического и умственного инвалида. Это было креативным и парадоксальным действием: против всяких пред­убеждений мы разрушили преграду фатальности, а с ней и предрассудков. Мы нашли способы общаться, и это позволило привести в движение неожиданные скрытые силы. А среди этих сил – и художественные!

Так родились художественные мастерские Об­щины святого Эгидия. В Риме их десять, в них не­сколько сотен инвалидов. Есть мастерские и в других городах Италии и в различных странах Европы, где есть Община. Их художественные произведения, глубина и мастерство которых выросло с годами, стали плодом долгих трудов в личных и групповых исследованиях, изучения книг, газет, фильмов, рассказов. Инвалиды в наших мастерских рисуют, пишут картины, делают инсталляции из вторичных материалов. С конца восьмидесятых годов мы еже­годно проводили выставки в центральных и значи­мых местах городов, чтобы выставки не проходили на окраине, в местах незначительных. Выставки были посвящены важным темам, таким как мир, жизнь вместе, исключенность, предрассудки, экономиче­ский кризис. К 150-летию объединения Италии тема выставки была связана с историей нашей страны; выставка была включена в программу официальных мероприятий, приуроченных к этой дате, и прошла в президентском дворце. Открывал её сам Президент Республики.

Выставки дали возможность диалога мира куль­туры с миром инвалидов. Так, с девяностых годов мы начали в различных формах сотрудничать с некоторыми университетами, в частности с Отделением истории современного искусства в Римском Университете "la Sapienza". Произведения неко­торых наших художников высоко оценены ведущими итальянскими художественными критиками. Это ободрило нас и побудило открыть в Риме музей-мастерскую эксперимен­тального искусства.

В ходе этого диалога с миром культуры некоторые художники узнали о нашей работе. Один из них – Cesar Meneghetti – всемирно известный бразильский художник. Он принял вызов провести долгий период наблюдения в наших мастерских и создал специ­альный проект для Биеннале совместно с нашей общиной. Его название – Я есть другой. Выстав­ленный на Биеннале проект состоит из трёх тёмных кабин, названных художником квидео- кабинами, внутри которых проецируются видео, герои которых – инвалиды из мастерских Общины святого Эгидия. Совершая свой путь под руководством бразильского художника, между сюрреалистическими танцами и беседами на основные темы жизни, они показывают, что через искусство можно просто сообщать свою нормальность. Проект готовился три года, в Риме в нём участвовало более двухсот человек с умственной инвалидностью. Знаменательным стал факт, что для экспозиции в Венеции был выбран остров Сан Серволо, где до 1978 года находился один из самых больших сумасшедших домов Италии.

Нелегко было достичь этой цели и потому, что организаторы Биеннале сомневались в этой иници­ативе. Возможно, у них были те же сомнения, что и у обычных людей по отношению к инвалидам... Я хотел бы закончить своё выступление словами, написанными Миралемом Павани, умственным ин­валидом цыганского происхождения, с серьёзными проблемами словесного выражения. Но сейчас он пишет на компьютере с помощью методики вспомо­гательной коммуникации. Миралем, который был на видео, пишет: 4Хочу слова / слова, чтобы разбить тишину / мы пускаемся в полёт с чудесной мыслью, но не дано нам воспроизвести его в словах / это очень странная идея, многие думают, что мы скучны. / Мало думаешь, когда мозг полон грустных историй.

Работа Общины святого Эгидия – попытка вы - явить "чудесную мысль" многих инвалидов, пока­зав, что они совершенно нескучные. Напротив, часто это мы, нормальные люди, как пишет Миралем, мало рассуждаем, потому что полны грустных историй. Нам есть много чему научиться у Миралема и его друзей...

Справка об Общине святого Эгидия: Община святого Эгидия (www.santegidio.org), международная орга­низация христиан, которая родилась в Риме в 1968 году, действует в 75 странах мира и насчитывает более 50 тысяч членов. Община всемирно известна своими проектами социального, культурного и гуманитарного характера, а также миротворческими инициативами. Её работа была отмечена многочисленными международными премиями, в том чис­ле: Prix дe la Fondation Chirac pour la prйvention дes conflits (2010), Орден святого Сергия Радонежского РПЦ (вручен основателю Общины проф. Андреа Риккарди), премия Карла Великого (2009), премия Бальцан (2004).

Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 52-54

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.