От окраины жизни до Венецианской Биеннале
А. Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России
От окраины жизни до Венецианской Биеннале
Инвалиды и искусство в опыте Общины святого Эгидия
В 2013 году ко Всемирному Дню инвалидов ООН предложила следующую тему: "Сломать преграды, открыть двери": к инклюзивному обществу и развитию для всех. Это вызов, который стоит перед нашими обществами и, в частности, перед всеми движениями и организациями, которые занимаются инвалидами.
В моём выступлении я хотел бы кратко рассказать историю дружбы и искусства, долгую и трудную, – историю Общины святого Эгидия, которая встречалась с преградами, открывала двери, старалась дать примеры развития людей, страдающих от инвалидности, и смогла включить этих людей в далёкие от их круга миры, – например дать возможность участвовать в престижной выставке современного искусства Венецианская Биеннале.
Община святого Эгидия уже сорок лет связана с людьми с инвалидностью в Риме и в других городах Италии и Европы и работает для их полной социальной, трудовой и культурной включённости в общество. В этой работе с инвалидами с годами родились инновационные подходы, отличительной чертой которых всегда является дружба. Дружба – конкретный способ признать достоинство людей, она помогает преодолеть отчуждение, превращающее ограниченность возможностей в инвалидность; дружба – ключ для построения новых и действительно инклюзивных социальных отношений. Художественные мастерские, открытые Общиной в 1985 году, дают ответ на желание взрослых людей с инвалидностью учиться и получать образование. У многих из них не было возможности получить полное школьное образование. В художественных мастерских, местах образования и человеческих отношений, поиск способностей и талантов привёл, в первую очередь, к возможности общаться к процессу освоения персонализированных художественных и экспрессивных кодов. Искусство предстало орудием преодоления предрассудков и всё более очевидного проявления способности глубокого понимания реальности, мысли и взгляда на мир.
Я бы сказал, что художественная деятельность показывает возможности делать, творить, думать, писать, выражать критические суждения об истории и современности со стороны людей, которых не считают "мыслящими". Обычно всё, что делают инвалиды, становится "терапией": иппотерапия, музыкотерапия, арттерапия... Но инвалиды могут просто ездить на лошади, заниматься музыкой и искусством! Мне кажется, что говорить всегда о "терапии" , когда речь идёт о деятельности инвалидов, – это способ медикализировать различия, что служит прежде всего для того, чтобы отдалить от себя неприятное чувство при сопоставлении с теми, кто своими трудностями или особенностями напоминает всем о врождённой слабости человека. Это может коснуться каждого, поэтому оно и пугает.
Путь художественных мастерских Общины святого Эгидия к Биеннале уходит корнями далеко. Это не выставка художников-инвалидов и не результат карттерапиия, но нечто иное. Это вершина долгого освобождающего и творческого процесса, в котором "инвалиды" не рассматривались как соответствующая категория, но стали субъектом великого произведения искусства взаимоотношений (направление в искусстве, "набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений" – прим. пер).
Всё это начинается с инициативы Общины святого Эгидия, которая с первых лет своего существования заботилась об инвалидах и отверженных, открывая их потайное страдание, истории отчуждения и унижения, а также невыраженной мысли, скрытых ожиданий и сил, стремления к самовыражению, радость жизни...
Вскоре мы осознали, что нужно прежде всего приблизить их, не отталкивать, сломать стену давящих на них предрассудков и признать их людьми, а не субъектами, определяемыми своими физическими или умственными недостатками. Мы сами начали менять образ мысли и освоили радикально иной культурный подход – обращаться с ними на равных, открыть, что они умны, способны на глубокие мысли и чувства, защищать их достоинство и нарушенные права, противостоять распространенному презрению. Старые культурные подходы, старое мышление нужно было изменить в корне. Инвалиды нуждаются не только в социальной поддержке и помощи, хотя они и необходимы. Нужно действовать вместе с ними и для них, не пугаясь инерции мира чиновников и политиков, привыкшего игнорировать и отвергать их.
Но как осуществить всё это? Мы перечитали и по-новому открыли евангельские слова: не говорить "брату своему рака" (Мф 5, 22). Рака – непереводимое оскорбление, буквально означающее кглупый, пустой человек, безмозглый, бесполезный. Оскорбление это использовалось по отношению к людям с умственными недостатками или физическими или поведенческими проблемами. Знаменательно, что Евангелие от Матфея сразу же после этого осуждает и использование слова "безумный". Но есть и нечто большее. Иисус из Назарета совершает парадоксальное, революционное действие: Он не только запрещает подобные оскорбления, но считает их настолько тяжёлыми, что приравнивает к человекоубийству. Подобную позицию необходимо рассматривать в контексте мышления того времени, когда дети, и тем более инвалиды, не имели никакой ценности и считались недочеловеками. А потому увещевание – не говорить "брату своему рака" – впервые в истории представляется решительной защитой физических и умственных инвалидов, разрушением атавистического представления, подвергавшего их презрению, последствия которого всем известны.
Если и верно, что в Кодексе Хаммурапи и в древнем Израиле была предусмотрена своего рода защита слабых, то только начиная с Евангелия инвалида признают личностью, больше того – человеком, которого нужно уважать, поддерживать и любить как брата. Эти братские отношения не только запрещают убийство. Они основаны на том, что думают о другом, чего ему желают, включая полное достоинство и обладание всеми правами. Нет необходимости говорить обо всех идеях и представлениях об инвалидности, распространённых вплоть до ХХ века. Достаточно вспомнить, что большая часть механизмов массового уничтожения в нацистской системе концлагерей была "опробована" на "эвтаназии" инвалидов и людей с психическими проблемами, их было убито около 250 тысяч.
Историческое сознание этих предрассудков и их сохранения до наших дней, наряду с евангельским гуманизмом, который бескомпромиссно противостоит любым системам отчуждения и подавления, легли в основу действий Общины святого Эгидия и по отношению к инвалидам.
С семидесятых годов мы встречали людей с физической и умственной инвалидностью. Они не только были жертвами предрассудков, их часто прятали от страха и стыда их семьи, страдавшие от тяжести социального осуждения и полного отсутствия помощи и поддержки. Этих молодых и не очень молодых людей, как правило, считали помехой, их стеснялись, порой их приговором становились необоснованные диагнозы. Им не было места на рынке труда, в школе их дискриминировали.
Но вначале что можно было сделать? Что могли сделать молодые люди, волонтёры, без специального образования, часто в сложных ситуациях, как могли они реагировать на систему и механизмы, порождавшие исключённость и страдание? Мы сразу же спросили себя: почему все боятся? На самом деле, подходя к этим людям, мы открывали невысказанную мысль и внутреннюю жизнь, которых никто не видел в этих людях. Истории страдания и страхов, рассказы о злоупотреблениях и поражениях.
Возможно, это был наивный, но подлинный подход, он устанавливал атмосферу доверия и равенства. Мы смотрели на инвалида, отверженного, другими глазами. Приближались к нему без страха заразиться, участвуя в страдании другого. Мы всегда старались отличить человека от симптома болезни и восстановить единство тела и души. Так разрывается круг стигматизации, возвращается доверие и отвергается идея об опасности немощного или физического и умственного инвалида. Это было креативным и парадоксальным действием: против всяких предубеждений мы разрушили преграду фатальности, а с ней и предрассудков. Мы нашли способы общаться, и это позволило привести в движение неожиданные скрытые силы. А среди этих сил – и художественные!
Так родились художественные мастерские Общины святого Эгидия. В Риме их десять, в них несколько сотен инвалидов. Есть мастерские и в других городах Италии и в различных странах Европы, где есть Община. Их художественные произведения, глубина и мастерство которых выросло с годами, стали плодом долгих трудов в личных и групповых исследованиях, изучения книг, газет, фильмов, рассказов. Инвалиды в наших мастерских рисуют, пишут картины, делают инсталляции из вторичных материалов. С конца восьмидесятых годов мы ежегодно проводили выставки в центральных и значимых местах городов, чтобы выставки не проходили на окраине, в местах незначительных. Выставки были посвящены важным темам, таким как мир, жизнь вместе, исключенность, предрассудки, экономический кризис. К 150-летию объединения Италии тема выставки была связана с историей нашей страны; выставка была включена в программу официальных мероприятий, приуроченных к этой дате, и прошла в президентском дворце. Открывал её сам Президент Республики.
Выставки дали возможность диалога мира культуры с миром инвалидов. Так, с девяностых годов мы начали в различных формах сотрудничать с некоторыми университетами, в частности с Отделением истории современного искусства в Римском Университете "la Sapienza". Произведения некоторых наших художников высоко оценены ведущими итальянскими художественными критиками. Это ободрило нас и побудило открыть в Риме музей-мастерскую экспериментального искусства.
В ходе этого диалога с миром культуры некоторые художники узнали о нашей работе. Один из них – Cesar Meneghetti – всемирно известный бразильский художник. Он принял вызов провести долгий период наблюдения в наших мастерских и создал специальный проект для Биеннале совместно с нашей общиной. Его название – Я есть другой. Выставленный на Биеннале проект состоит из трёх тёмных кабин, названных художником квидео- кабинами, внутри которых проецируются видео, герои которых – инвалиды из мастерских Общины святого Эгидия. Совершая свой путь под руководством бразильского художника, между сюрреалистическими танцами и беседами на основные темы жизни, они показывают, что через искусство можно просто сообщать свою нормальность. Проект готовился три года, в Риме в нём участвовало более двухсот человек с умственной инвалидностью. Знаменательным стал факт, что для экспозиции в Венеции был выбран остров Сан Серволо, где до 1978 года находился один из самых больших сумасшедших домов Италии.
Нелегко было достичь этой цели и потому, что организаторы Биеннале сомневались в этой инициативе. Возможно, у них были те же сомнения, что и у обычных людей по отношению к инвалидам... Я хотел бы закончить своё выступление словами, написанными Миралемом Павани, умственным инвалидом цыганского происхождения, с серьёзными проблемами словесного выражения. Но сейчас он пишет на компьютере с помощью методики вспомогательной коммуникации. Миралем, который был на видео, пишет: 4Хочу слова / слова, чтобы разбить тишину / мы пускаемся в полёт с чудесной мыслью, но не дано нам воспроизвести его в словах / это очень странная идея, многие думают, что мы скучны. / Мало думаешь, когда мозг полон грустных историй.
Работа Общины святого Эгидия – попытка вы - явить "чудесную мысль" многих инвалидов, показав, что они совершенно нескучные. Напротив, часто это мы, нормальные люди, как пишет Миралем, мало рассуждаем, потому что полны грустных историй. Нам есть много чему научиться у Миралема и его друзей...
Справка об Общине святого Эгидия: Община святого Эгидия (www.santegidio.org), международная организация христиан, которая родилась в Риме в 1968 году, действует в 75 странах мира и насчитывает более 50 тысяч членов. Община всемирно известна своими проектами социального, культурного и гуманитарного характера, а также миротворческими инициативами. Её работа была отмечена многочисленными международными премиями, в том числе: Prix дe la Fondation Chirac pour la prйvention дes conflits (2010), Орден святого Сергия Радонежского РПЦ (вручен основателю Общины проф. Андреа Риккарди), премия Карла Великого (2009), премия Бальцан (2004).
Оставить комментарий