Музей – школа природы, науки, искусства
Музей – школа природы, науки, искусства
Высокое предназначение музеев как научно-просветительских, культурно-образовательных и социокультурных центров особенно востребовано в наше противоречивое время. Экологическим, экономическим и военным угрозам противостоит мощная, динамичная, стремительно развивающаяся мировая музейная система – аккумулятор богатого исторического и культурного опыта как всего человечества, так и каждой из его составляющих – государств, наций, народностей. Музей сегодня всё более включается в активное взаимодействие с разнообразными социальными системами и организациями, прежде всего в социокультурной, воспитательно-образовательной сфере. И это естественно, так как каждое новое поколение в целом и каждая личность в частности начинают свой жизненный путь с освоения материального и духовного богатства прошлого, с социальной и культурной адаптации: приобщения к труду, передачи умений и навыков, традиций и обрядов, воспитания чувства принадлежности к семье, роду, нации…
Этот процесс в настоящее время во многом осложняется в связи с виртуализацией бытия, не-сущей опасность психофизической зависимости человека от мультимедийных технологий. При-ходится констатировать факт противоречия между глубоко-духовной, утончённой художественной культурой прошлого, способностью общества ее воспринимать – и упрощёнными схемами современных тенденций поп-арта, активно внедряю-щихся в массовое сознание.
Кризис духовно-этических традиций общения в семье, в обществе, в государстве и межгосударственных отношениях делает крайне востребо-ванным всё более активное включение музеев в решение этих проблем.
Перед каждым из музеев, независимо от его уровня и принадлежности, стоит задача превращения в Творческую лабораторию для всех и для каждого, в собеседника и наставника, психолога и психотерапевта, учителя, воспитателя, а иногда и няньки или сестры милосердия. На наш взгляд, современный музей всё более тяготеет к своему классическому прообразу – Музейону, Храму муз.
Востребованной становится культурно-образовательная деятельность музеев, независимо от возраста посетителей. В связи с этим музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре как комплексный объект природного и культурного наследия по-следовательно расширяет эту сферу деятельности. Миссия музея – «Мир через культуру».
Два основания способствуют максимальной плодотворности этой миссии. Первое – жизнь и творчество Н.К.Рериха, художника, учёного, миротворца, давшего миру уникальный Международный документ Пакт Рериха, или Вашингтонский пакт, провозгласивший 15 апреля 1935 года общечеловеческую ценность всех памятников культуры и необходимость их защиты. Второе – культурный ландшафт Извары, «родного гнезда» Н.К.Рериха, представляющего собой уникальный комплекс памятников при-роды, археологии, культуры и являющийся, по сути, музея под открытом небом – место встречи разных культур.
С одной из новых идей музея, проектом «Школа природы, науки, искусства», я хочу вас познакомить.
Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре –это экспозиция в Усадебном доме, посвящённая значению Извары в жизни и творчестве Рериха, и это – упомянутый культурный ландшафт Извары. Помимо главного объекта музея – старинной русской усадьбы, принадлежавшей с 1872 по 1900 гг. семье Рерихов, в Изваре на сравнительно небольшой территории Музея-усадьбы Н.К.Рериха и в ее исторических границах находятся самые раз-нообразные памятники природного и историко-культурного наследия.
Это незамерзающие родниковые озёра, исток реки Изварка, луга, лес, болота, редкие растения, животные, птицы. Это памятники археологии XI–XIX вв, в том числе курганы, городище и т.д.
Здесь расположен единственный в своём роде памятник педагогических традиций России – Училищный дом Земледельческой колонии. В Изваре до револю-ции блестяще осуществлялась педагогическая программа вос-питания беспризорных детей под девизом «Кто открывает школу – тот закрывает тюрь-му» коллективом талантливых педагогов во главе с известным педагогом М.Беклешовым. Ком-плекс колонии был построен по проекту известного архитектора А.Яковлева.
Среди сохранившихся усадебных построек – Форельная башня, прекрасный образец «северного модерна», с одной стороны, с другой – не менее ценный объект истории рыбоводства, в данном случае производства форели в условиях усадьбы. А в непосредственной близости от музея, на территории бывшей усадьбы, сохранился участок старой железной дороги, кото-рый может стать не только предметом музейного показа и рассказа, но может быть восстановлен, например, как вариант детской железной дороги.
исторических границах усадьбы – одно из мест сражений за эти земли под предводительством Петра I, где, по преданию, сам Пётр, водрузив крест, указал место для будущего храма; тогда же эти земли были подарены Петром I графу Шереметеву, первому владельцу усадьбы Извара.
2014 году музей отмечает 30-летие со дня своего открытия. За эти годы музей развивал, помимо экспозиционной и других видов деятельности, разные формы культурно-образовательной работы. Это и организация летних культурно-экологических лагерей, когда в Извару съезжались волонтёры из разных республик тогда ещё Советского Союза, люди самых разных возрастов – от 12 до 70 лет; и Фестивали детского творчества « Дети – детям», когда на протяжении 3-4 дней Извара превращалась в детскую республику, в которой Детскую Республику, в которой царило разнообразное творчество. Сюда, в деревню, которая находится в 90 километрах от Санкт-Петербурга, приезжали лучшие детские коллективы из Санкт-Петербурга, Гатчины, Кингиссепа, т.ч. детский цирк, скрипичный ансамбль Школы искусств имени Рахманинова, Детский музыкальный театр, ансамбли народного искусства и т.д. Лучшие скульпторы Санкт-Петербурга проводили мастер-классы с детьми, приезжали мастера редких видов прикладного творчества, организовывались разнообразные выставки, и дети обменивались своими талантами, становились учителями друг друга и радовались ежегодным встречам.
Идея – «заразить» творчеством, дать импульс творчества – дала свои результаты: через много лет участники этих фестивалей, получив высшее образование, вернулись в Извару, в детский сад, чтобы продолжить творческую «эстафету в будущее», работая с самыми маленькими при тесном взаимодействии с музеем. Радостно видеть, как воспитатели и директор детского сада разрабатывают сценарии праздников, сочиняют сказки и сами участвуют в замечательных театрализованных представлениях.
Музей в течение 10 лет сотрудничает с санкт-петербургским Союзом Учёных в исследовании биоразнообразия Извары и её окрестностей, ведёт археологические исследования, и школьники включились в проведение комплексных экспедиций на базе музея. Результаты этой работы были представлены на многих конференциях как в музее, так и в школах.
Главным результатом стало открытие детьми увлекательного мира науки, работа с микроскопа-ми и походными экологическими лабораториями. На базе музея были также организованы занятия для учеников выпускных классов по теме: «Дея-тельность института Гималайских исследований Урусвати в Индии, созданного Н.К.Рерихом».
Эта тема имеет большое значение для деятельности нашего музея в связи с тем, что сам Рерих создал в Америке музей как некую модель универсального культурного учреждения, соответствующего лучшим музеологическим идеям современности.
Естественно, что самостоятельная работа с документами, с перепиской советского учёного .И.Вавилова, отчётами Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха и т.д., вызвала у подростков боль-шой, неожиданный для них самих, интерес.
Всё это даёт надежду на продолжение и совершенствование таких форм работы в новой программе музея: «Школа природы, науки, искусства». Мы, по сути, уже сделали первые шаги в разработке новой творческой образовательной программы с привлечением ве-дущих учёных и специалистов разных профилей, находящихся в тесном творческом союзе с музеем: музыкантов, художников, музеологов, культуро-логов, археологов и т.д.
Одним из самых ярких примеров таких взаимодействий стало выступление доктора биологических наук А.Д.Миронова «Современный натурализм» и практическое занятие с детьми в парке музея-усадьбы, инициаторами которого, сразу после лекции, стали сами дети. Знаковым событи-ем стали музыкальные занятия кандидата культу-рологии, доцента МГУ Юлии Барковой «Музыка народов мира». В нём участвовали дети детского сада и школьники, которые не только слушали звучание разных музыкальных инструментов мира, но и сами могли попробовать свои музыкальные способности, чувство ритма, чувство ансамбля, играя на различных экзотических инструментах под руководством «флейты любви».
Конечно, в этом ряду имеется и музеологическая составляющая, например самостоятельная работа старшеклассников Изварской школы с материалами фондов музея по истории Земле-дельческой колонии, фактически еженедельная работа с документами по их обобщению; участие изварских школьников в археологических экспедициях музея-усадьбы в местах древних поселений финно-угорских и славянских племен.
Но, пожалуй, самым удивительным по резуль-татам оказался цикл занятий в музее для детей детского сада «Сокровища Извары». Эти занятия вводили в мир памятников материальной и нема-териальной культуры Извары, Ижорского плато, на котором она расположена, мифов и преданий, запечатлённых на картинах Н.К.Рериха, в мир му-зея. Во многом неожиданным для взрослых участ-ников этого процесса стало желание детей самим провести экскурсию по музею, что они и сделали для участников специализированного семинара по музейной педагогике для воспитателей детских садов района. Надо ли говорить, сколько радости всем участникам доставило это путешествие в историю культуры Изварской земли, во времена былинных богатырей, запечатлённых на много-значительной, программной картине Н.К.Рериха «Как перевелись богатыри на земле»!
Реальностью для детей Извары стали ежегодные летние культурно-экологические лагеря на базе музея. Состоялись детские экологические экспеди-ции, которые проводили учёные Санкт-Петербурга.
Осязаемый мир живописи и прикладного творчества становился доступным и особенно чутко воспринимался в залах старинной усадьбы на занятиях студии «Акварель», которые вела художник-акварелист Светлана Генералова, на занятиях по бисероплетению или работе с войлоком.
«Город мастеров» оживает в культурном про-странстве старинной русской усадьбы, которая создавалась как место творчества всех муз, как своеобразный естественный Музейон.
Именно в старинных усадьбах находили приложение своим талантам многие творцы: художники, архитекторы, садоводы, музыканты; переплета-лись и соединялись в прекрасном синтезе финские, эстонские, славянские элементы орнаментов и форм, женских украшений и предметов обихода.
Символы мира и культурного взаимообмена встречаются в Изваре и её окрестностях с давних времён, именно они более ста лет назад подсказали юному Рериху главную идею его жизни и творчества: «Мир через культуру».
Естественно, что международная миротворческая деятельность музея приобретет новое звучание по мере приобщения к этой работе детей, получающих в процессе познания и творчества духовно-эстетический иммунитет, снимающий всевозможные противоречия не только между людьми, но и между народами. Язык музыки, язык искусства, восхищение природой не требуют перевода.
Мы все – дети красоты и знания. Дать почувствовать и понять эту простую истину и призваны сегодня музеи – Храмы Муз.
Материалы по Пакту Рериха, Знамени Мира и другим вопросам Культуры смотрите на сайте Международной ассоциации «Всемирный День Культуры»: http://udculture. info/ru/roerichs_pact.html
Оставить комментарий