Нужная книга

ЯХОНТ О. Грани творчества. - М.: Издатель­ство СканРус, 2014.

Издательством "СканРус" выпущена щедро ил­люстрированная книга о творчестве Олега Яхонта.

Олег Васильевич Яхонт - выдающийся ре­ставратор, искусствовед, автор исследований, по­свящённых творчеству отечественных скульпторов и проблемам атрибуции, хранения и реставрации произведений искусства - предстает здесь как та­лантливый скульптор, график, живописец, в тече­ние всей жизни занимающийся художественным творчеством.

Это и штудии академического плана, и поэтичные зарисовки мгновений окружающей жизни, облики близких людей, это каналы, мосты, громады соборов европейских городов...Часто по прошествии времени Яхонт возвращается к "документам" своих путеше­ствий и создаёт на основе зарисовок и воспоминаний прежних лет большие графические произведения. Образы его воспоминаний приобретают в этих позд­них работах огромный масштаб, они суровы, как бы безлюдны, и в то же время проникнуты какой-то романтической сопричастностью, словно ожившей с новой силой через много лет...

Эта книга и выставка работ Яхонта, состоявшая­ся в Государственном НИИ реставрации, наводят на мысль о том, как важен собственный авторский опыт для работы реставратора. Наверное, чтобы вос­становить, а иногда и вернуть жизнь произведению художника, надо и самому быть художником - тогда ты угадаешь невыразимые словами намерения авто­ра, которые некогда воплощала его кисть или резец.

В рисунках Яхонта заметно ещё одно качество, равно необходимое и автору, и реставратору. Его можно назвать *чувством материала.

Главное место в книге занимают произведения са­мого О.В.Яхонта, но она даёт представление и о том, как много ему удалось сделать в такой трудоемкой, требующей огромных временных затрат области, как реставрация. Рассказано и об одном, едва ли не главном, но пока не осуществленном его замысле. Это - реставрация белокаменной скульптурной иконы святого Георгия-змееборца, помещенной в 1464 году на Спасской башне Московского Кремля и дошедшей до нашего времени в виде разрознен­ных фрагментов. Различные обстоятельства, с ис­кусством никак не связанные, не позволили до сих пор ни восстановить скульптуру из этих её частей, ни даже сохранить созданную Яхонтом модель, уже готовую для перевода в твёрдый материал. Тем не менее сохраняется надежда, что змей будет-таки по­беждён окончательно, и одно из главных дел жизни художника и реставратора Олега Яхонта придёт к завершению.

Пусть этому поможет замечательная книга, о которой мы рассказали сегодня.

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 49

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.