«Встреча с чудом»

Л.Воробьева,
учитель изобразительного искусства школы №324 «Жар-птица», г. Москва

«Встреча с чудом»

В современном мире многие дети, проживая в условиях города, ограничены в возможностях

непосредственного общения с живой природой. Они не видели самых обычных домашних живот­ных – коров, коз, не слышали звуков не тронутой цивилизацией природы, пения птиц, шума ветра в лесу, журчания ручья. Непосредственный кон­такт с живой природой даёт возможность человеку ощутить связь явлений мира природы и человека, лучше понять себя и духовные ценности своей родной страны. Ребёнок, оказавшийся в городской изоляции, с трудом воспринимает мир вне рамок городской жизни. Поэтому так остро сегодня вста­ют перед нами проблемы экологии, вмешательства человека в мир живой природы. Формирование бережного отношения к планете возможно только через знакомство с красотой, многогранностью и хрупкостью окружающего мира, лежащего за пределами городских магистралей и асфальтиро­ванных двориков.

Недавно в нашей школе под руководством А.И.Олексенко, кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника НИИ иннова­ционных стратегий развития общего образо­вания Департамента образования г.Москвы, и Л.И.Воробьевой, педагога изобразительного ис­кусства, был реализован проект под названием Встреча с чудом. Работа с детьми проводилась в рамках уроков, а также в малых группах после уроков. Дети познакомились с различными гра­нями анималистики: изучением живой природы и созданием творческого образа в данном жанре.

знакомство с живой природой необходимо для понимания искусства. Картины природы, передаю­щие её настроение, её состояния, созвучные душе человека, – одна из широких тем в различных ви­дах искусства. Невозможно понять во всей полно­те произведения классиков русской литературы или музыки, не зная русской природы. Передача состояний природы в живописи – не только одно из мощных выразительных средств художника, но и средство обучения, без которого сложно по­стигнуть связь эмоции и цвета. Поэтому одной из главных задач занятий было раскрытие красоты мира природы, его хрупкости и тесной связи с миром человека. Восприятие природы, любви, воспитание бережного отношения к ней – важные элементы формирования эстетической, моральной культуры детей.

Рисование животных – одна из тем, дающих много возможностей для овладения изобразитель­ной грамотностью. Изображая животных, птиц, ребёнок учится конструировать и компоновать сложную форму, улавливать пластические особенности, передавать характерные черты, движения животных. Изображая 4братьев наших меньших, дети стремятся наделить их особыми чертами характера, душой и разумом. Такое "личное" отношение к изображаемому объекту помогает ребёнку воспринимать животное как существо, нуждающееся в поддержке человека.

В рамках проекта ученики познакомились с тра­дициями русской анималистики на примере твор­чества замечательного художника В.Смирина и других представителей этого жанра. Особенностью анималистического жанра является сочетание естественнонаучных и художественных начал. Эта особенность позволила нам заинтересовать широ­кую аудиторию школьников, не только любителей изобразительного искусства, но и тех, чьи инте­ресы в большей степени направлены на изучение дисциплин естественнонаучного цикла. Главной задачей анималиста может быть как изображения животного с анатомической точностью, так и худо­жественный образ, ради цельности которого, деко­ративной, пластической выразительности, мастер зачастую жертвует точностью изображения. Одна из самых интересных метаморфоз образов живот­ного мира связана с его наделением человеческими характеристиками, чертами, поступками.

Каждый из юных художников нашел собствен­ный путь в жанре анималистики. Некоторые из ребят необычайно точно воспроизвели облики животных, сумев передать характерные движения и позы, создали собирательный образ, а некоторые сумели создать неповторимых персонажей, имею­щих собственный, отличный от других, характер. Работы, выполненные в реалистической манере, показали, насколько юные художники бывают наблюдательны и внимательны к тому, что их окружает. Не зря говорят, что изобразительное искусство – это умение видеть. Ведь чуткое, зоркое видение окружающего мира – основа для правиль­ного понимания действительности, самого себя, всего того хорошего и плохого, что нас окружает. Именно поэтому изобразительное искусство – один из значимых кирпичиков в системе общего обра­зования.

Многие работы являются примером стилизации образа животного. На мой взгляд, сложное искус­ство стилизации детям зачастую бывает ближе и понятнее, чем взрослым. Связано это с тем, что для детей характерно видеть в объектах окру­жающего мира лишь то, что они считают наиболее важным, подчеркивать особенности и опускать второстепенные, малозначимые моменты. Каждый ребёнок в той или иной степени склонен создавать стилизованные изображения – в этом проявляются особенности детского мировосприятия. Взрослый человек способен стилизовать изображение, про­пустив его через разум, а ребёнок способен увидеть объект непосредственно в "стилизованной" форме. Благодаря этому, детские работы обладают особой эмоциональной силой и выразительностью, кото­рой, порой, не хватает мастерам.

В рамках проекта был проведён конкурс дет­ских работ, в котором могли поучаствовать все желающие. По его итогам в нашей школе была открыта выставка работ детей и репродукций картин В.Смирина. Необычайные ощущения ис­пытываешь, видя работы своих учеников в составе экспозиции. Каждая школьная выставка – волни­тельный момент для педагога. Смотришь на работы своих учеников на выставке – и как будто видишь их впервые. Особенно приятно, что в рамках этого проекта хорошие результаты показали не только ученики, проявляющие устойчивый интерес и успехи в изобразительном искусстве, но и ребята, от которых не ожидаешь такого уровня результа­тов. А значит, работа проделана не зря...

 

 

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 40-41

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.