«Весенние хороводы»

Е.Девина,
учитель изобразительного искусства
школы №324 «Жар-птица», г.Москва

«Весенние хороводы»

Каждый урок изобразительного искусства, помимо непосредственно художественной

деятельности, всегда включает в себя и элемен­ты других школьных предметов. Когда рисуешь животных, не будут лишними знания о том, где они обитают, чем питаются. Почему у слона длинный хобот и большие уши? зачем жирафу такая шея? Как змея передвигается без ног и рук? здесь на помощь придут уроки по окружающему миру и биологии.

В работе над пейзажем нам может помочь география, знания о физических явлениях. Фи­зика в старших классах даёт знания о природе цвета, смешении цветов. Художники часто об­ращаются и к темам из прошлого, здесь не обой­тись без истории. А музыка и художественно-изобразительное творчество всегда дополняют друг друга. Не зря к ним применяют одинаковые термины – гамма, ритм, композиция... Художник может передать настроение и мелодию на листе бумаги с помощью линий и цвета. Такие занятия помогают пониманию абстрактного искусства. Это только общие и самые яркие возможности интеграции изобразительного искусства и других школьных предметов.

В нашей студии декоративно-прикладного искусства мы много работаем с текстильными материалами. Они дают большое поле для фан­тазии и позволяют включать в творчество знания из других областей. Наш проект помог ребятам оценить связь человека и природы, понять, что всё на земле связано, и экология нашей планеты зависит от каждого из нас. Через искусство мы окунулись в историю нашей страны, народных традиций, проследили отношения наших пред­ков с природой.

Основной задумкой нашего проекта стало еди­нение флоры, фауны и человека. Так родилась идея создать триптих, каждая часть которого символизирует один из видов жизни на земле. Композиция на каждом полотне заключена в круг. Круг как образ земли, образ солнца, да­рящего жизнь, образ русского хоровода. При­годились и знания о работе древних мастеров. Ребята ещё глубже познакомились с их жизнью и творчеством в гармонии с природой.

У нас получились три ярких, красочных пан­но. Объединив их в триптих, мы назвали нашу работу «Весенние хороводы». Каждая фигурка, каждая деталь сделана из пряжи. Это был основ­ ной материал на занятиях в студии декоративно-прикладного искусства для 1 -2 классов.

Пряжа – один из интереснейших материалов для творчества. Все знают, что из неё можно вязать модную одежду, аксессуары. Вязать спи­цами, крючком, на вязальной машине. Сразу научиться этому первоклашкам сложно. Вязание требует очень много терпения, внимательности, аккуратности. Для развития этих качеств важно упростить и разнообразить работу с текстиль­ными материалами. Начиная с самых простых узелков, постепенно развивая мелкую моторику рук, можно достичь интересных результатов.

Важной частью курса стала и история декора­тивно-прикладного искусства, происхождение материалов для творчества. Ребята узнали, что пряжа бывает натуральной (шерсть, шёлк, хлопок, лён) и искусственной, синтетической. Ощутили разницу наощупь. Разговор был и о том, как люди раньше получали пряжу, какие инструменты использовали, как могли окраши­вать. Эти знания помогают воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. В практической части дети научились делать на­родных кукол-мартиничек. Ниточные куколки – мальчики и девочки – украшения, символизи­рующие приход весны. Кроме кукол, из базовой формы «кисточка» на следующих занятиях ученики делали в народном стиле и рыбок, и лошадок, и разнообразные цветы.

Особый интерес вызвала работа по созданию птичек. Освоив поэтапное выполнение простой птички по фотографиям, можно эксперимен­тировать с сочетаниями цветов, украшениями хвостов, хохолков. Можно сделать разных птиц, от простого снегиря до экзотических попугаев и волшебных жар-птиц.

Наш проект стал настоящим событием в жиз­ни студийцев. В нём они смогли показать многое из того, чему успели научиться. Смогли показать разнообразные варианты превращения обычных ниток, пряжи. И если в начале года каждый хо­тел забрать своё изделие домой, то здесь работа стала по-настоящему коллективной! И все мы были очень рады, когда нашу общую работу вы­соко оценили на фестивале детского творчества, наградив дипломом.

Цветные иллюстрации помещены на 2 стр. вклейки.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 39

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.