«Весенние хороводы»
школы №324 «Жар-птица», г.Москва
«Весенние хороводы»
Каждый урок изобразительного искусства, помимо непосредственно художественной
деятельности, всегда включает в себя и элементы других школьных предметов. Когда рисуешь животных, не будут лишними знания о том, где они обитают, чем питаются. Почему у слона длинный хобот и большие уши? зачем жирафу такая шея? Как змея передвигается без ног и рук? здесь на помощь придут уроки по окружающему миру и биологии.
В работе над пейзажем нам может помочь география, знания о физических явлениях. Физика в старших классах даёт знания о природе цвета, смешении цветов. Художники часто обращаются и к темам из прошлого, здесь не обойтись без истории. А музыка и художественно-изобразительное творчество всегда дополняют друг друга. Не зря к ним применяют одинаковые термины – гамма, ритм, композиция... Художник может передать настроение и мелодию на листе бумаги с помощью линий и цвета. Такие занятия помогают пониманию абстрактного искусства. Это только общие и самые яркие возможности интеграции изобразительного искусства и других школьных предметов.
В нашей студии декоративно-прикладного искусства мы много работаем с текстильными материалами. Они дают большое поле для фантазии и позволяют включать в творчество знания из других областей. Наш проект помог ребятам оценить связь человека и природы, понять, что всё на земле связано, и экология нашей планеты зависит от каждого из нас. Через искусство мы окунулись в историю нашей страны, народных традиций, проследили отношения наших предков с природой.
Основной задумкой нашего проекта стало единение флоры, фауны и человека. Так родилась идея создать триптих, каждая часть которого символизирует один из видов жизни на земле. Композиция на каждом полотне заключена в круг. Круг как образ земли, образ солнца, дарящего жизнь, образ русского хоровода. Пригодились и знания о работе древних мастеров. Ребята ещё глубже познакомились с их жизнью и творчеством в гармонии с природой.
У нас получились три ярких, красочных панно. Объединив их в триптих, мы назвали нашу работу «Весенние хороводы». Каждая фигурка, каждая деталь сделана из пряжи. Это был основ ной материал на занятиях в студии декоративно-прикладного искусства для 1 -2 классов.
Пряжа – один из интереснейших материалов для творчества. Все знают, что из неё можно вязать модную одежду, аксессуары. Вязать спицами, крючком, на вязальной машине. Сразу научиться этому первоклашкам сложно. Вязание требует очень много терпения, внимательности, аккуратности. Для развития этих качеств важно упростить и разнообразить работу с текстильными материалами. Начиная с самых простых узелков, постепенно развивая мелкую моторику рук, можно достичь интересных результатов.
Важной частью курса стала и история декоративно-прикладного искусства, происхождение материалов для творчества. Ребята узнали, что пряжа бывает натуральной (шерсть, шёлк, хлопок, лён) и искусственной, синтетической. Ощутили разницу наощупь. Разговор был и о том, как люди раньше получали пряжу, какие инструменты использовали, как могли окрашивать. Эти знания помогают воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. В практической части дети научились делать народных кукол-мартиничек. Ниточные куколки – мальчики и девочки – украшения, символизирующие приход весны. Кроме кукол, из базовой формы «кисточка» на следующих занятиях ученики делали в народном стиле и рыбок, и лошадок, и разнообразные цветы.
Особый интерес вызвала работа по созданию птичек. Освоив поэтапное выполнение простой птички по фотографиям, можно экспериментировать с сочетаниями цветов, украшениями хвостов, хохолков. Можно сделать разных птиц, от простого снегиря до экзотических попугаев и волшебных жар-птиц.
Наш проект стал настоящим событием в жизни студийцев. В нём они смогли показать многое из того, чему успели научиться. Смогли показать разнообразные варианты превращения обычных ниток, пряжи. И если в начале года каждый хотел забрать своё изделие домой, то здесь работа стала по-настоящему коллективной! И все мы были очень рады, когда нашу общую работу высоко оценили на фестивале детского творчества, наградив дипломом.
Цветные иллюстрации помещены на 2 стр. вклейки.
Оставить комментарий