Путешествие к родным истокам
Путешествие к родным истокам
В системе столичного образования музеям образовательных учреждений отводится особая роль. Музей является хранилищем истории и культуры. Создаёт особую образовательную среду, возможности расширения культурного пространства учащихся, воспитания гражданственности, патриотизма и толерантности, освоения новых источников информации. Чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым и развиваться. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и форм и методов музейно-педагогической работы. Школьный музей "Русский быт. Золотые руки мастеров России" – не формальное заведение, а живой ручеек, культурный и исторический центр школы. Творческие работы учеников – полноправные экспонаты музея. Это привлекает ребят, помогает им раскрыть самих себя, стать одними из хозяев школьного музея. А настоящий хозяин заботится о своём добре и приумножает его.
Просветительская деятельность музея осуществляется в форме подготовки и проведении тематических экскурсий, уроков мужества, праздников, познавательных игр, викторин, уроков по истории родного края, презентаций музейных экспонатов. Экскурсия – одна из главных форм работы музея. Она способствует развитию реального патриотизма, создаёт условия для формирования речевой, экологической культуры.
Активисты музея, под руководством музейного педагога, разрабатывают всевозможные экскурсии, знакомящие с экспонатами. Экспонаты музея "Русский" быть могут рассказать многое о нашей древней истории. Например, старинный ткацкий станок, датируемый даже концом XIX века, или разнообразные старинные прялки, постоянные спутницы девушек. Экскурсии на темы "Истоки русского гостеприимства", "Дети Древней Руси" являются большим подспорьем в деле воспитания подрастающего поколения; экскурсии "Кузнечное дело в Древней Руси", "Занятия древних славян" знакомят ребят с первыми русскими профессиями. Проводят экскурсии активисты музея, учащиеся 5-9 классов. Особо хочется отметить Маргариту Восканян, которая является членом Совета музея и возглавляет группу экскурсоводов. Недавно она стала победительницей городского конкурса "Юный экскурсовод", проводимого в рамках городского фестиваля "Юные таланты Московии". Тема экскурсии – "Мой любимый район "Митино", руководители: Е.Лаврухина и В.Иванова. Маргарита получила сертификат на проведение такой экскурсии для учащихся школ района. Этот конкурс проводился в преддверии 70-летия победы в битве под Москвой, и кульминационным моментом экскурсии было проведение у Мемориального комплекса минуты молчания в память о героических защитниках Москвы.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется в форме разработки и реализации проектов. Каждое мероприятие музея сопровождается компьютерной презентацией, выполненной учащимися. Презентации стали бесценными экспонатами музея. Музейная деятельность, связанная с поисковой, исследовательской работой, открывает огромные возможности. Деятельность школьного музея заключается в том, чтобы хранить не только предметы, технологии их изготовления и использования, но также нематериальное культурное наследие – традиции, обряды, фольклор и др.
Театрализованный праздник – это, прежде всего, реконструкция силами детей какой-либо традиции, народного праздника. Цель такого праздника – познакомить детей с давно ушедшими обычаями, показать их прелесть, научить ребят отличать истинное народное искусство от суррогата.
Цикл "Праздники на Руси" организуется музейным педагогом и классными руководителями. Зачастую участниками такого праздника становятся все дети класса. Таковы, например, 4Традиции русского чаепития, "Русский самовар", "Валенки, валенки", "Новый год на Руси", "Русская печь", "Посиделки в Русской избе" и другие. В "Русской избе" традиционно проходят календарные праздники фольклорной студии "Балаганчик" для учащихся начальной школы и детского сада "Рябинушка": "Осенние посиделки" (Капустник); Колядки; Масленица и др. (руководитель студии О.Малинина). Опыт показал, что при бережном отношении к традициям современные дети с удовольствием играют в старинные русские игры, поют частушки, водят хороводы.
Музей проводит праздники цикла "Богатыри земли Русской", связанные с памятными датами. Это встречи, например, с Галиной Павловной Брок-Бельцовой, ветераном 125 Гвардейского Борисовского бомбардировочного полка, – единственной в мире женщиной-штурманом пикирующего бомбардировщика; с ветераном Великой Отечественной войны Н.Овчинниковым; ветераном трудового фронта З.Киселевой; "У войны не женское лицо". Дорогими гостями музея были: Герой Советского Союза И.Запорожан – ветеран Афганской войны; ветераны Чеченской войны З.Османов и А.Аширов, которые приняли участие в вечере "Эхо Афганской войны".
В музее имеется альбом "Моя семья годы ВОВ", составленный учащимися; он постоянно пополняется новыми сведениями об участниках войны. К сожалению, ветераны той страшной священной войны уходят. Тем значимее их труд и их воспоминания для будущих поколений, для воспитания новых защитников Отечества. Предание забвению или замалчиванию заслуг каждого, кто ковал победу над фашизмом, – серьезный проступок. Вот почему появилась необходимость в создании на базе школьного комплекса музеев "Великая страна – великая история" еще одного музея – "Боевой Славы имени И.М.Тарана".
Через Ученический Совет музея мы стали шире привлекать учащихся самоуправлению, что способствует расширению патриотического сознания школьников.
Оставить комментарий