Искусство вырезания из бумаги: сохранение традиции

С.Яворская,
детский экологический центр «Эко-Дом», г. Домодедово, Московская обл.

Искусство вырезания из бумаги: сохранение традиции

Во Всероссийском музее деко­ративно-прикладного и народного искусства в Москве завершил работу очередной международный фестиваль "Древо жизни". Разъеха­лись мастера, разобрана выставка, но остались самые радостные воспо­минания. Как всегда, в фестивалях, которые организует Детский центр музея, участвовал и Домодедовский детский экологический центр, ко­торый проводит большую работу по сохранению и распространению традиции почти забытого в России искусства вырезания из бумаги.

В рамках фестиваля прошла уже восьмая, организованная автором, международная выставка вырезных работ. Неслучайно именно в Домоде­дове возникла идея проводить меж­дународные симпозиумы и выставки. Дело в том, что в Домодедовском историко-художественном музее хранится коллекция художественных вы­резок из бумаги, собранная академиком, доктором технических наук А.М.Петриченко. В неё входят произведения художников-вырезальщиков из раз­ных республик бывшего Советского Союза, Польши, Германии, Японии, Вьетнама, Мексики и других стран. Большую часть коллекции, насчитывающей около 20 тысяч листов, составляют работы китай­ских мастеров из разных провинций.

На первой международной выставке "Бумаж­ные вырезки мира-89", проходившей в г.Вильнюсе, коллекция была отмечена специальным дипломом ЮНЕСКО и призом. Созданная в Домодедовском музее галерея стала первой и пока единственной в России постоянной экспозицией этого искус­ства. Однако работы русских как народных, так и профессиональных мастеров представлены в ней крайне скудно.

Между тем традиция вырезания из бумаги в Рос­сии насчитывает не одно столетие. В экспозиции Государственного Исторического музея в Москве мы видим первые, очень простые симметричные кустодии, прикрывающие большие государствен­ные печати на документах времён царя Фёдора Алексеевича Романова, Петра Первого. Кустодии середины XVIII века, имеющие более сложное обрамление, демонстрируют существование уже развитой традиции симметричного вырезания из бумаги ножницами.

В Евангелии (из Суздальского музея), напе­чатанном в 1644 году на государевом печатном дворе, тонкая шелковая ткань, оберегающая раскрашенную ил­люстрацию, вклеена в бумажную рамку с вырезанными в углах ли­стиками. Каждый листик имеет особый симметричный узор. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что первые вырез­ные композиции в России были сделаны писарями и печатниками в середине XVII века.

Принято считать, что вырезание из бумаги в нашей стране было не столь распространено, как в Бела­руси, Украине или, например, Лит­ве. Но на самом деле это далеко не так. К сожалению, отечественные этнографы и искусствоведы никог­да не уделяли должного внимания    этому виду народного искусства и самодеятельного творчества. Интересно, что в со­брании этнографического музея в Петербурге есть довольно значительная коллекция украинских вытынанок. Однако неизвестно, хранятся ли там резные бумажные подзоры с посудных и иконных полок, которые встречались в России повсеместно. Вырезанием узоров из бумаги, а также силуэтных изображений занимались жители городов и дере­вень, принадлежащие к разным слоям населения. Искусство силуэта, впервые появившись в кругу приближённых императрицы Екатерины II, по­степенно стало модным увлечением. Миниатюрные силуэтные портреты – вырезанные, рисованные, сделанные в технике эгломизе на зеркальном или золотом фоне – были очень распространены в пер­вой половине XIX в. и очень часто встречаются в собраниях художественных и краеведческих музе­ев. Только позднее вырезание из бумаги входит в быт небогатых людей. здесь оно служит в основном декоративным украшением.

Таким образом, это искусство постепенно рас­слаивается на две традиции. Одну из них, сфор­мировавшуюся в дворянской и городской среде, можно назвать "учёной", культурной . Другая – низовая – возникла позже в мещанских, и ещё позже – в рабочих и крестьянских слоях населе­ния. История "культурной" традиции русского силуэта известна благодаря книге Надежды По­луниной и Александра Фролова "Приятнейшая тень", исследованиям творчества Георгия Нарбута, Елизаветы Кругликовой, Мстислава Добужин­ского, художников Ефимовых и других масте­ров русского искусства. Имена самодеятельных художников-силуэтистов нам практически неиз­вестны, но любителей вырезать портреты своих родных и друзей было довольно много.

Первой известной женщиной-художницей, ра­ботавшей в этой технике в России, была императри­ца Мария Фёдоровна, жена Павла I. С вырезанием из бумаги её познакомил Иоганн Фридрих Антинг, который в свои альбомы вместе с автографами из­вестных людей, представителей высшего света, российских учёных, членов Академии наук, поме­щал их силуэтные портреты. С лёгкой руки этого талантливого художника, вырезание из бумаги стало модным видом домашнего художественного творчества, которое можно сравнить с рисованием в альбомах, вышивкой или кружевоплетением. Из чёрной или белой бумаги вырезали портреты, пейзажи, жанровые сценки. Они могли быть вы­резаны и наклеены в один слой. Но встречались многослойные, объёмные композиции. Постепенно в быт зажиточных семей вошли бумажные куклы, домашний теневой театр, бумажные солдатики, толчком к созданию которых были промышленные немецкие и французские картонные и бумажные настольные игры и театры, во множестве продавав­шиеся в московских и петербургских магазинах .

Те, кто был беден, оживляли свой скудный быт бумажными подзорами для посудных полок, божниц и газетными занавесками. Известно, что во многих странах иконы украшали бумажными цветами и кружевами. Такие цветы, сделанные ещё в начале XIX века, есть в коллекции известного швейцарского художника-вырезальщика Уелли Хофера. В России в разных местностях также бы­товала такая традиция. Она сохранилась и поныне. Путешествуя по Калуге и близлежащим сёлам, по Нижнему Новгороду и Арзамасу, по Ярославской области, мне довелось увидеть во многих церквах иконы, украшенные самодельными бумажными цветами. Некогда такие же бумажные цветы при­носили на кладбище, а бумажными кружевами обрамляли край гроба.

На Юге Российской империи вырезными орна­ментами было принято украшать беленые стены хат-мазанок, печи и окна. В Беларуси, Литве были очень распространены занавески на окнах и раз­ного рода фиранки, имитирующие вышитые руш­ники над иконами. Позднее возникла традиция делать бумажные абажуры. Мария Александровна Бурганова – известный скульптор, искусствовед, вспоминала, что в 1970-е годы она обновляла на даче бумажный абажур. Несмотря на то что мы не располагаем собранием старых образцов вырезных орнаментов, в Домодедовском музее они представлены в виде реконструкций. На основе устных свидетельств, рисунков мы создаём ре­конструкции подзоров и занавесок предвоенного и послевоенного времени, чтобы восполнить недо­стающие страницы истории развития вырезания из бумаги в России.

Недавно мне довелось совершить небольшое пу­тешествие по Швейцарии и Германии. Я посетила несколько частных собраний и музеев Швейцарии, а также присутствовала на традиционной выставке Союза вырезальщиков в музее Беллерив в Цюрихе. В Союз входит около 400 мастеров, работающих в самых разных жанрах, использующих разные материалы, инструменты, приёмы работы. Вы­ставка ошеломила разнообразием направлений, жанров, техник, приёмов и вариантов дизайнер­ских решений. Союз проводит выставки, помогает в реализации работ: в городе Аарау работает не­большой магазин, где можно приобрести работы художников, членов Союза.

Большая экспозиция традиционных швейцар­ских вырезных пейзажей и вазонов с цветами пред­ставлена в частном музее в Шато д’Окс, который ведёт большую работу по сохранению и распростра­нению традиционного искусства в Швейцарии. Один из лучших художников-вырезальщиков мира Уелли Хофер в своей мастерской в Тримстейне выставляет коллекцию художников разных стран Европы XVII–XX вв.

Уникальное собрание бумажных немецких, голландских и французских вырезных иконок XVII-XIX вв., пейзажных и жанровых композиций демонстрируется в галерее Ганса-Юргена Глатца в Бланкенбурге. В неё включено довольно большое собрание русских силуэтных портретов начала XX века. В основном это мужские профильные портре­ты в военном обмундировании. Если в швейцарской провинции мы видим большое количество русских силуэтов, то сколько их должно быть в России? Это заставило меня ещё раз задуматься о том, что отечественные искусствоведы непрофессионально пренебрегли этой темой в своих исследованиях.

Путешествуя по Германии, мне удалось позна­комиться с великолепной немецкой художницей Урсулой Кирхнер, увидеть её коллекцию старых немецких силуэтов и бумажных иконок. А также побывать в одном из самых интересных музеев Северной Германии в старинном городе Вреден. В нём собраны вырезки художников разных стран мира, в том числе имеется небольшое китайское собрание.

Необходимо отметить опыт, широко распростра­нённый в Литве, Беларуси и Украине, где вырезать учатся в общеобразовательных и художественных школах, кружках и объединениях. Все народные фестивали и праздники сопровождаются вы­ставками народного искусства, и среди мастеров обязательно есть вырезальщики. В настоящее время в Союзе народных мастеров Литвы активно действует секция художников-вырезальщиков. Многие известные мастера активно ведут препо­давательскую деятельность. Некоторые из них пре­подают в школах. Другие ведут досуговые кружки и объединения. Лаймуте Федосеева руководит сту­дией в воскресной школе при костеле св. Игнатия в Вильнюсе. На открытии фестиваля "Древо жизни" она давала мастер-классы. В выставке участвовали пять её учениц, работы которых вызвали непод­дельное восхищение зрителей. И никто не мог предположить, что эти дети не имеют никакого специального художественного образования.

Ещё в 20-х годах прошлого столетия в Украине вырезанию из бумаги учили не только в начальных и средних школах, но и в различных творческих объединениях . Здесь возникли и развиваются местные и авторские школы. Работают сотни мастеров – как профессиональных маститых ху­дожников, так и любителей самодеятельного творчества. Здесь регулярно проводятся фести­вали, издаются книги и пособия. В 2011 году в Могилеве-Подольском прошел Первый междуна­родный фестиваль вытынанки.

Интереснейший материал по истории этого искусства в Украине и России можно прочитать зайдя на созданный недавно сайт "Украинская вытынанка". Он имеет русскоязычную версию и потому сразу стал интернациональным. Здесь представлены не только ведущие художники всех областей Украины, но также мастера из Белару­си, Литвы, России, Молдовы и Грузии. На сайте опубликованы биографии многих национальных мастеров, а также статьи и книги по вырезанию из бумаги, которые трудно найти в библиотеках и книжных магазинах. Сайт – лучшее подтверж­дение тому, что народная традиция вырезания из бумаги продолжает бытовать в разных странах, в изготовлении различного рода гирлянд на елку, бумажных кружев, открыток, закладок иллю­страций, мультфильмов, сувениров, и, может быть самого распространенного вида самодеятельного творчества – снежинок.

В России также есть художники, отдающие предпочтение этому виду искусства. Наиболее из­вестны Александр Гусев, Виктор Нечаев, Людмила Ярославцева из Москвы; Анна Спарышкина из Ма­лаховки, Игорь Бабаянц из Подольска и Валентина Лебедева из Клина Московской области; Наталья Лазарева и Ирина Зубер-Яникум (доктор физико-математических наук, самобытный художник) из Петербурга, Инна Шабунина из Новосибирска. Наталия Дигор, живущая недалеко от Хабаров­ска, свои бумажные композиции строит на основе традиционных нанайских орнаментов и сюжетов, которые использовались в вышивке и аппликации из рыбьей кожи и также занимается традиционной нанайской аппликацией из рыбьей кожи.

В начале 2000 годов в Домодедовском музее соз­давалась галерея художественной вырезки из бума­ги. Возникла идея объединить всех интересующих­ся этим искусством людей вокруг уникальной кол­лекции музея. С этой целью был проведен первый международный симпозиум по искусству вырезания из бумаги, на котором были сформулированы цели и задачи нашей деятельности. Среди которых важ­нейшая – сохранение и распространение традиций искусства вырезания из бумаги в России. С 2006 по 2012 гг. прошли четыре Международных симпозиу­ма, были опубликованы сборники материалов всех симпозиумов, в настоящее время идет подготовка к пятому симпозиуму, который состоится в декабре 2013 года в Москве и Домодедово .

Интересно, что в учебные программы общеобра­зовательных и художественных школ входит изуче­ние рисунка, живописи, разных видов декоративно-прикладного искусства. Но нигде нет преподавания вырезания из бумаги, как особой техники изобрази­тельного или декоративно-прикладного искусства. Между тем ещё в XIX веке художники ценили ее простоту, доступность материала, выразительность, символичность, декоративность и ставили вопрос о преподавании вырезания в школах. Художница Екатерина Евгеньевна Лебедева посвятила себя редкому искусству вырезания. Художница охотно показывала приёмы вырезания детям и взрослым в садах и парках столицы в 1936 году вышла книжка по вырезанию из бумаги – "Ножницы-художницы". Позднее она была переиздана в несколько изменённом виде и стала настольной книгой любителей вы­резать на многие десятилетия. Активно занимается внедрением в образовательный процесс искусства вырезания из бумаги Ирина Лыкова, доктор педа­гогических наук, доцент Института художествен­ного образования. С 2013 года вырезание из бумаги входит в программу художественного воспитания детей "Ладошки", которая широко используется воспитателями детских садов во всех регионах нашей страны.

Детский экологический центр являлся одним из организаторов Первого Международного детского фестиваля по искусству вырезания из бумаги 4Чер­ное на белом, который состоялся в мае 2010 года в Москве и Домодедово, а также большой выставки в библиотеке Иностранной литературы, где были представлены работы педагогов, детей и даже роди­телей. После этого было проведено еще несколько международных детских выставок в Адлере, Сочи и Хосте, в Пскове и Москве. Последняя большая выставка прошла в рамках фестиваля "Древо жизни" во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в мае-июне 2013 года. Фестиваль "Древо жизни" продолжает давнюю традицию фестивалей декоративно при­кладного искусства, учителя представляли работы своих учеников, и многие ведущие мастера давали мастер-классы для посетителей музея. Насколь­ко мне известно, это единственный фестиваль, который имеет такую большую и продуманную программу возрождения интереса к народному ис­кусству в Москве и России. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в наше время стирания национальной самобытности, особенно в таких мегаполисах, как Москва, остается един­ственным хранителем русской народной культуры. И он не только хранит, но и пропагандирует ее, проводя столь значимые для всех фестивали, ко­торые показывают насколько важно теперь возрождение интереса к своим истокам. Фестиваль – детище детского центра музея, и по­тому большинство его посетителей – дети и их родители, которые с огром­ным интересом по­сещают различные мастер-классы.

Представленные на фестиваль дет­ские работы на тему Птица-радость демонстрируют удивительное раз­нообразие школ, приёмов и техник вырезания и новые возможно­сти детского творчества. Открывают экспозицию работы "Птицы у древа жизни" и "Павлины", они созданы по мотивам тверских вышивок. Первая работа повторяет вышивку свадебного полотенца 1890 года из деревни Филино Иворовской волости (Старицкого района). Вторая – вышивку поло­тенца из Новоторжокской волости XIX в. Работы самых маленьких участников выставки – Наташи Лукьяновой (пяти лет), Егор Хроменко и Егора Волина (им по шесть лет) – соседствуют с рабо­тами тех, кто не первый год занимается выреза­нием. Лалетина Лиза, Ракчеева Соня и Нюлюфер Кабилова вырезали симметричные композиции с птицами. Оригинальные композиции Нины Панченко и Насибы Сейфатовой могут украсить любой интерьер.

Дети – наши "дитяти", наши птенчики, птички, птицы счастья и птицы радости. Возникла идея ис­пользовать известную всем тему детской ладошки как птички. На эту тему сделаны работы Максима Маркова, Ирины Макаровой, Кати Государевой, Насти Кравцовой, Наргели Сейфатовой, Исмаила Мухамбетова и других.

Нам хотелось привлечь внимание художников и педагогов к неповторимым декоративным свой­ствам рваной аппликации, "вырыванки", как называют ее на Украине. В этом году к участию в нашей программе фестиваля и в выставке удалось привлечь двух замечательных украинских худож­ниц, которые много и плодотворно работают в этой технике: Ольгу Шинкаренко из Киева и Ирину Покиданец из Николаева. Вместе с работами укра­инских мастеров и их учеников мы показываем работы маленьких домодедовцев – "Павлина" Наташи Лукьяновой и "Утицу" Маши Царевой.

Цветовую симметрию, или, как её ещё называ­ют, "антисимметрию", где изображение меняет цвет, использует как выразитель­ный прием Кон­сулова Татьяна, ученица Татьяны Леонидовны Явор­ской из Адлера. Ее педагог в своих простых по цве­ту и лаконичных по форме работах демонстрирует тонкое понимание техники и специ­фических изобра­зительных свойств этого искусства, свободное владе­ние приемами силуэта, изготовления многослойных вырезок, которые подчеркивают объем и усилива­ют эффект рельефного изображения.

Вазон с цветами и птицами, райские птицы – излюбленный сюжет многих украинских выре­зальщиков. Людмила Бабич и ученицы ее народной студии из посёлка Царичанка создают букеты, символизирующие вечно цветущее райское дре­во, Древо жизни с птицей на нём – в традициях многослойной и разноцветной «петриковской вытынанки». Имея возможность делать несимме­тричные композиции, так как картины создаются из отдельных элементов методом аппликации, петриковские художники стремятся достигнуть симметрии, равновесия и порядка, которое так свойственно идее Мирового древа.

Марианна и Валерий Любас из Кривого Рога преподают декоративно-прикладное искусство в одной из музыкальных школ. Известные на Украи­не художники-вырезальщики создали свою само­бытную, не похожую на другие, «криворожскую школу» вытынанки.

В Литве сложилась очень узнаваемая нацио­нальная школа вырезания из бумаги. Мастер на­родного искусства Лаймуте Федосеева со своими ученицами демонстрирует высочайший уровень владения техникой, традиционную для Литвы приверженность простым контрастным черно-белым цветовым решениям, максимальную выра­зительность образов при использовании минимума средств.

Так, постоянно работая совместно с Домоде­довским музеем, создавая совместные проекты международных выставок и фестивалей, мы на­ходим единомышленников в разных регионах нашей страны. Музей декоративно-прикладного искусства всегда поддерживает нашу работу по возрождению искусства вырезания в нашей стране.

Литература:
Двор Императрицы Екатерины II ея сотрудники и при­ближенные, 189 силуэтов. – СПб., 1899.
Проблемы изучения, сохранения и использования ис­кусства вырезки: Материалы международного симпо­зиума. –Домодедово, 2006.
Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания: Материалы II Международного симпозиу­ма, посвящённого памяти В.Н.Жукова – Домодедово, 2009.
Искусство вырезания из бумаги как способ общения: Ма­териалы III Международного симпозиума, посвящённого памяти Юлии Даниляускене. – Домодедово, 2010.
Гурьян О., Лебедева Е. Ножницы Художницы. –М.: Детская литература, 1960.
Погожев Е. Силуэты // Столица и усадьба. – 1914, N_14-15.
В.С. (Стасов В.В.) Рецензия на книгу: Из деревенских воспоминаний. Силуэты Елизаветы Бем. – СПб., 1882 // Художественные новости. – 1883, N_1.
Лаврентьева С. Друг детей – Е.М. Бем. – СПб., 1911.
Эттингер П.Д. Силуэты Симонович-Ефимовой// Симонович-Ефимова Н.Я. записки художника. – М., 1982.
Кругликова Е.С. Жизнь и творчество // Сидоров АА. Памяти художника-друга. – Сб.-Л., 1967.
Голлербах Э.Ф. Искусство силуэта // Москва. – 1922, N_7.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин» в силуэтах Гельмерсе­на. – М., 1993.
Узоры симметрии: Сб. статей под редакцией М.Сенешаль и Дж. Флека. – М., 1980.
Полунина Н.М., Фролов А.И. Приятнейшая тень. – М., 1997.
Белецкий П.А. Георгий Иванович Нарбут. – Ленинград. 1985.
Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги. Белорусская вы­цинанка. – М., 2006.


 

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 19-23

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.