Художественная культура — образ «желаемого мира»

"Только живое может плыть против течения"-с такой цитатыначал свое обращение к участникам Всероссийской научно- практической онлайн- конференции «Мировая художественная культура: величие замысла (к 100-летию со дня рождения Лии Михайловны Предтеченской») Александр Александрович Мелик-Пашаев. 

Он имел в виду тех, кто работает в области художественного воспитания детей и вынужден постоянно плыть против основного течения культурно-образовательной политики, бороться за признание и самое существование этих дисциплин в школе. Он отметил ,что "Мировая художественная культура" — уникальный предмет, по-видимому, не имеющий аналогов в истории педагогики, к которому надо было бы относиться как к национальному достоянию. "Часто ли бывает, когда в общем  образовании появляется что-то действительно новое.- не в технологическом или методическом, а в содержательном, сущностном смысле слова?» Однако именно этот предмет вызывает наибольшее противодействие и сейчас практически не изучается в школе.

Выступающий признал, что с самого начала с преподаванием МХК были связаны реальные трудности и проблемы, и причина их  именно в Величии Замысла и его новизне. Настоящая творческая идея, в любой области,  всегда больше того, что может предвидеть ее творец в момент возникновения. Она перерастает первоначальные границы замысла, раскрывает новые глубины.

Так, трудно оказалось очертить границы МХК как предметной области, нити от нее тянутся буквально во все сферы человеческой жизни и культуры. Есть и другие проблемы, но они вполне разрешимы и не являются поводом для того, чтобы разорять свое национальное достояние!

Главное — Мировая художественная культура это, как выразился однажды о художественном творчестве М.М.Бахтин, образ желаемого мира , который изображается как бы уже существующим «где-то». Этот образ по-разному осознается и  создается в сакральном искусстве, связанном с религией,и в так называемом светском искусстве.

Приобщаясь к МХК, ребенок приобщается к совокупности «желаемых миров» человечества находит в себе отклик тем ценностям и целям, которыми жили разные эпохи, народы, авторы, Это расширяет самоощущение человека в мире, его самосознание,делает его многогранным,  даёт ему возможность побыть всем и всеми и не остаться  только в рамках своего повседневного ограниченного сознания «однодневки». Оставаясь самими собой,  мы, через приобщение к художественной культуре, открываем в себе множество возможных образов мира, других граней самоощущения, ценностных отношений ко всему в мире.  И это может получить каждый ребёнок,  погружаясь в мировую художественную культуру, чтобы потом  унести этот новый опыт в дальнейшую жизнь, в любую область деятельности.

Но если не получить этого в школьные годы, топотом из тысяч  может быть  один сможет это компенсировать в дальнейшей жизни. Поэтому, вытеснение «Мировой Художественной культуры» из общего образования - это  роковая ошибка для общества, и остается надеяться. что оно не дойдет до своего полного завершения.

М.М. Бахтин говорит о том, что в   культуре нет «мёртвых смыслов”,  и каждый смысл ожидает свой праздник возрождения. Каким бы ни было  художественное образование, Мировую художественную культуру,  ожидает праздник возрождения,  едва ли завтра, но послезавтра , наверное.

С надеждой на это возрождение Александр Александрович приводит слова знаменитого психолога   Маслоу о том. что искусство в общем образовании должно стать не добавкой, а основой, потому что оно помогает идти «вперед и вверх» ”  - а настоящая цель образования в этом и состоит.

  1. Мелик-Пашаев , А.А. Художественная культура — образ «желаемого мира» [Видеозапись] / Всероссийская научно- практическая онлайн- конференция, Мировая художественная культура: величие замысла( к 100-летию со дня рождения Лии Михайловны Предтеченской (1922–1999)). – М.: Просвещение, 2022. – URL: https://uchitel.club/conferences/pedsovet-2022-mhk-conf-november (Дата обращения: 29.11.2022.)
  2. Мелик-Пашаев, А.А.. Искусство не для искусства, или  От арттерапии - к артпрофилактике / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. – 2013. – № 1. – С.6-9 – URL: http://art-inschool.ru/article/iskusstvo-ne-dlya-iskusstva-ili-ot-artterapii-k-artprofilaktike ( Дата обращения 30.11.2022)

 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.