Пленэр в городах Европы

Т.Махмудова,
педагог дополнительного образования МГДТ «Культура и Образование», г.Москва

Пленэр в городах Европы

Детской художественной школе нашего Цент­ра детского творчества чуть более 10 лет. Обучение в ДХШ проходит по образовательным программам, одна из которых – "Пленэр". Про­граммой предусмотрено по окончании учебного года прохождение учащимися летней пленэрной практики. Пленэр – это важнейшая практическая часть в художественном образовании, которая даёт возможность рисования с натуры природ­ных форм, архитектуры, животных, человека. Пленэрная практика проходит у детей в самых красивых уголках столицы: парк Кузьминки, усадьбы Кусково и Люблино, ландшафтный музей-заповедник Царицыно. Зарисовки архитектуры учащиеся выполняют, посещая Новоспасский и Николо-Угрешский монастыри, Крутицкое под­ворье. Одно из любимейших мест для пленэра у детей – Московский зоопарк.

Зарисовки на пленэре существенно отлича­ются по условиям работы от занятий в учебных аудиториях. Зависимость от капризов погоды, из­менчивость освещения, новые впечатления, новые задачи требуют применения иных способов работы. Ограничиваются сроки выполнения заданий. В зарисовках нужно учиться передавать главное, характерное. Внимание должно быть предельно сконцентрировано. Перед учащимися ставятся задачи по передаче состояния природы, световоз­душной среды, пространственных отношений, про­порций животных и человека. Развиваются такие качества, как умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительную форму.

Делая зарисовки архитектуры, учащиеся осваи­вают, закрепляют и повторяют очень важную и нужную тему: "Линейно-воздушная перспектива". Знакомство с этой темой происходит в классах художественной школы, когда ребята рисуют на­тюрморты с книгами, кубами и другими геометрическими телами. Понять и усвоить эту тему очень важно, так как она встречается в каждом предмете:

В рисунке, живописи и многоплановой компози­ции. Линейная перспектива рассматривает воз­можность реализации объёмно-пространственной передачи предметов на плоскости. Любое здание имеет геометрическую основу и строго подчиняется законам перспективы. Перспективное построение

В картинах мастеров эпохи Возрождения было открытием, двинувшим вперед всё изобразитель­ное искусство. Появилось понятие о картинной плоскости, линии горизонта, точках схода, об уменьшении размеров удалённых предметов. Для детей эта тема сложна и даже несколько скучна. Для того чтобы дети захотели вникнуть и понять, запомнить и применить на практике законы линейно-воздушной перспективы, при рисовании необходимо заинтересовать их чем-то очень для них привлекательным. Такая возможность пред­ставилась нам в путешествии по странам Европы. Учащиеся смогли сделать интересные зарисовки, а также увидеть своими глазами те произведения архитектуры, скульптуры и живописи, с которыми познакомились на занятиях по предмету "Основы истории искусства" в Детской художественной школе.

Европейская практика – это дополнительные занятия помимо обязательного пленэра, который обычно проводится в июне. Например, летом 2014 года дети посетили несколько европейских стран: Польшу, Германию, Чехию, Австрию, Италию. Путешествуя по Европе, дети постигают тайны прошедших времён, любуются произве­дениями архитектуры и искусства, знакомятся с историей народов, издавна живущих на этих землях.

Европейские города коренным образом отлича­ются от городов России. Старинную центральную часть средневекового города составляют узкие улочки, небольшие дома, много готических соборов и дворцов. Здесь наглядно видится перспектива улочек, с неожиданного ракурса открываются собо­ры и нарядные здания городской ратуши. Каждое старое здание уникально, и все вместе они создают прекрасный архитектурный ансамбль, который учащиеся старались отобразить в своих альбомах. Зарисовка фрагментов этих улочек и зданий многое даёт для развития детского восприятия, формиро­вания взгляда юного художника на окружающее пространство.

Многочисленные костёлы Вроцлава – города юго-западной Польши являются не только памят­никами архитектуры и истории, но и центрами христианской культуры. Внимание детей при­влекли панорамы главной церкви на центральной

площади города, а также аббатство, расположенное на острове, омываемом рекой Одрой. здесь детям было дано задание нарисовать пейзаж с архитектурными мотивами. Вспоминаем пройденное на занятиях: чтобы изобразить такой пейзаж нужно сначала сделать зарисовки отдельных фрагментов и небольших по­строек. После этого перехо­дить к рисованию отдельных зданий, при этом нужно отой­ти на достаточное расстояние, чтобы увидеть здание в целом. Зарисовывая архитектурные объекты, дети использова­ли цветные карандаши или мелки (пастель). Они лучше передают фактуру здания, а для зарисовки мостов и мо­стиков ребята использовали тушь или фломастер. Тонкая графика передаёт всё изяще­ство узорной чугунной огра­ды. Прогулка на кораблике по каналам и притокам реки помогла детям увидеть по­нравившиеся уголки города с другого ракурса. Этот новый взгляд они смогли потом ото­бразить в рисунках, создан­ных уже дома по памяти.

В Дрездене дети сделали множество зарисовок цен­тральной части города: дворцо­вый ансамбль Цвингер, проте­стантская церковь Девы Марии Фрауенкирхе, католический кафедральный собор Хоркир­хе. В каждом архитектурном памятнике дети увидели своео­бразные детали, особенности декора, присущие только этому зданию. Упражнения в зари­совках на пленэре помогают учащимся выработать дина­мичную, активную технику, усвоить последовательность работы: вначале осваиваются наброски линейные, затем – с элементами светотени.

Дети посетили Дрезден­скую картинную галерею, в которой воочию увидели одно из самых известных полотен Рафаэля "Сикстинская Мадонна". На занятиях по исто­рии искусства ребята изучали творчество художников эпохи Возрождения, поэтому всем было очень интересно и по­лезно посещение Дрезденской галереи, в которой собраны знаменитые полотна худож­ников разных стилей и эпох. 

В жизни любого человека есть события и места, которые надолго сохраняются в памя­ти. В летней поездке таким местом для детей стала Чехия и её столица Прага – город с исключительной панорамой и массой отдельных живопис­ных мест и уголков, где дети смогли выполнить большое количество всевозможных набросков. Например, собор Святого Вита, памятник го­тического стиля с огромным количеством декора на стенах, его башенки и шпили дали детям богатый материал для зарисовок, их дальнейшей светотеневой моделировки.

В маленькой Чехии рас­положено огромное количе­ство замков и крепостей. Пу­тешествие по замкам Чехии – это погружение в историю, окружённую таинственными легендами и сказаниями. Как интересно было детям прослушать почти сказочную историю, а затем сделать за­рисовки мощных стен, причудливых башен, затейливых переходов, связанных с леген­дарными героями. Пейзаж с архитектурой – наиболее трудная задача для работы на пленэре. Сложное по фор­ме сооружение, входящее в композицию пейзажа, нужно нарисовать по всем правилам перспективного построения, вписать в пространственную среду. здесь учащиеся смог­ли применить опыт, полученный во время работы над зарисовками отдельных эле­ментов пейзажа, соединить их в единую композицию с выбранным архитектурным объектом.

На пленэре в столице Австрии Вене учащимся была поставлена ещё более сложная задача – сде­лать этюд с композиционным центром – истори­ческим архитектурным или скульптурным па­мятником. Все сооружения на знаменитой аллее Ринг отличаются красотой цветовых сочетаний. Разные оттенки живописной поверхности стен старой кладки, благородный цвет зелени, спокой­ное бледное небо – всё это ребята смогли отразить в своих работах.

Мечта любого художника – посетить солнеч­ную Италию. Дети побывали в Венеции, Фло­ренции и Милане. Праздничным блеском свер­кали беломраморные дворцы и храмы Венеции, расположенные вдоль главной парадной водной дороги – Большого канала. Солнечные блики отражались в многочисленных водных каналах. По каналам скользили множество гондол, лодок, катеров. Гуляя по узким улочкам, переходя по изящным мостикам многочисленные каналы, которые буквально изрезали всю Венецию, дети подмечали особенности архитектуры и живопис­ности города. Неоднократно останавливаясь, дети делали множество разнообразных набро­сков, так как с любой точки берега открывался просто волшебный вид. здесь тоже задача была довольно сложной. Зарисовка воды в пейзаже имеет свои особенности. В безветренную тихую погоду вода отражает небо и повторяет его цвета, но в более тёмной тональности. В водной поверх­ности Венеции сочетаются отражения из верти­кальных плоскостей зданий и горизонтальной ряби, с многочисленными солнечными бликами.

Во Флоренции дети зарисовывали с различных ракурсов знаменитый собор Санта Мария дель Фьоре с его восьмигранным куполом. В рисунках детей нашли свое отражение и грандиозный купол, и многоцветье мрамора, и изящная красота башни, и сложный декор западного фасада собора. Во Фло­ренции было сделано большое количество рисун­ков, ведь каждый памятник в городе неповторим, и так хотелось запечатлеть именно его. А в одном из самых известных музеев Флоренции "Галерее Академии" дети увидели знаменитые скульптуры Микеланджело, особое место среди которых занимает прославленный Давид, о котором так много им рассказывали на уроках по истории искусства.

В Милане дети познакомились с замком Сфорца, резиденцией миланских герцогов, воз­ведённой ещё в ХУ веке. Учащиеся в очертаниях стен и башен Кастелло Сфорцеско легко нашли много общих деталей с Московским Кремлём, который также строили архитекторы из Милана. На Соборной площади дети увидели знаменитый Миланский Собор (Duomo di Milano). Это гранди­озное здание в готическом стиле поражает своими размерами. В мире найдётся лишь три собора, превосходящих Миланский по габаритам. здание возводилось на протяжении шести веков, поэто­му в его архитектуре отчётливо прослеживается некоторое смешение стилей, иногда совершенно противоположных. Это разнообразие сразу вдох­новило ребят на множество новых зарисовок. Такое сложное архитектурное сооружение со множеством декоративных элементов можно зарисовать линейно, почти без световой про­работки, чёрная гелиевая ручка или фломастер мягко обозначают конструктивные элементы, ажурную вязь архитектурных деталей, а цветные карандаши подчеркивают его воздушность и си­луэтность на фоне неба. Выразительный, условно подцвеченный рисунок создаёт образ архитекту­ры, воплощающий стремление к идеалу.

На занятиях в ДХШ ребята изучают пропор­ции фигуры человека. На пленэре, зарисовывая статуи, расположенные на фасаде собора, ребя­та ещё раз вспоминают и закрепляют эту тему, учатся передавать не только пропорции, но и ха­рактер каждой скульптуры, её образ и динамику.

В каждом городе для детей обязательно про­водилась обзорная экскурсия. Учащимся было чрезвычайно интересно услышать историю страны, города, рассказ о тех художниках, архитекторах, скульпторах, которые здесь работали. Многое оказалось знакомым детям по предмету 4История искусства, но после такой поездки они с ещё боль­шим интересом обращаются к изучению творчества западноевропейских художников.

От редакции.

Порадуемся, что ученики некоторых учебных заведений могут совершать плодотворные поездки по странам мира. Но обратим внимание и на другое: пользу из этого рассказа извлекут и те, кто такой возможности не имеет. Ведь особенности и достоинства работы на пленэре, задачи его (внимание к живым деталям, передача перспективы и состояния световоздушной среды и т.д., и т.п.) те же самые. будь то во Флоренции, будь то в соседнем парке или на околице села. Было время, когда русские художники верили, что красота живёт на берегах Средиземного моря, что истинным художником можно стать, лишь побывав в Италии. А потом поняли, что – как писал К.Паустовский – мокрый куст на берегу Оки для художника ничем не хуже синих морских заливов. Поэтому перенять опыт пленэра можно и не уезжая далеко от дома. И всё же пожелаем нашим ученикам побывать, раньше или позже, и на Эгейском море, и в средневековой Праге, и у Тадж Махала... Потому что, вопреки старой песне, человеку нужен и «берег турецкий», и Африка нужна – всё, что создано людьми и природой в этом мире.

 

Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 30-32

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.