Жизнь, посвящённая музыке

Р.Таджикулова,
учитель музыки школы №963, г.Москва

Жизнь, посвящённая музыке

История моей семьи тесно связана с музыкой. Ещё моя бабушка Умриниса Азимова в 30-40-х годах была учителем в начальной школе. Она умела играть на разных музыкальных инструментах: на гармони, фортепиано, а также на национальном узбекском инструменте дутаре. Поэтому нет ничего удивитель­ного, что моя мама Клара Рахимовна Таджикулова стала музыкантом и внесла огромный вклад в дело музыкального воспитания узбекской молодёжи в 1960–2000-е годы.

Мама была горячо предана музыкальному искус­ству. Закончив Ташкентскую консерваторию имени М.Ашрафи, она начала свою педагогическую деятель­ность в общеобразовательной школе, преподавала в ДМШ, руководила самодеятельными хоровыми коллективами, занималась методикой обучения де­тей музыке. С 1974 года работала преподавателем на кафедре "Методики преподавания музыкальных дисциплин" Ташкентского государственного педаго­гического института имени Низами, читала лекции по методике преподавания музыки в школе, вела школьную практику.

Превосходным музыкантом был и мой отец, учи­тель музыки Джаникул Тасмуратович Таджикулов. Он играл на многих музыкальных инструментах, руководил оркестром народных узбекских инструмен­тов. Созданный им самодеятельный оркестр в 1970-е годы был чуть ли не единственным самодеятельным коллективом подобного рода, получившим широкую известность в республике. Группа музыкантов этого самодеятельного оркестра принимала участие в обще­союзных концертах в Москве, выступала на ВДНХ и на сцене Кремлёвского Дворца съездов. В репертуар оркестра входила как народная, так и классическая музыка.

Мои родители, беззаветно преданные музыке, представляли собой замечательный тандем – союз двух музыкантов.

В конце 70-х годов мама открывает для себя но­вую программу по предмету "Музыка" – программу Д.Б.Кабалевского. Это был один из самых ярких периодов в её педагогической жизни. С огромным увлечением и верой в концепцию новой программы она начала её осваивать. Сильное впечатление на маму произвело личное знакомство с Дмитрием Борисови­чем Кабалевским и его единомышленниками – Галиной Петровной Лисенковой (Сергеевой), Эдуардом Борисовичем Абдулиным, Еленой Дмитриевной Крит­ской. Они были новаторами в области музыкальной педагогики. Всесоюзные семинары по изучению про­граммы, созданной Д.Б.Кабалевским, проводились в Москве, и в разных городах Советского Союза: Сумах, Куйбышеве, Свердловске, Баку и др. На­строение, с каким мама училась на семинарах, можно описывать только в восторженных, солнечных тонах. Каждая встреча с учителями разных республик пре­вращалась в праздник единомышленников. У меня со­хранились подробные рукописные конспекты Клары Рахимовны с её пометками. Дневниковые заметки, за­писи впечатлений от выступлений Д.Б.Кабалевского, конспекты открытых уроков, лекций, по которым можно преподавать и сегодня.

Изучая новую программу, мама и её коллеги из педагогического института Оманулаев, Кулдашев, Ка­станян и др. выступали пропагандистами, защитни­ками и проводниками программы Д.Б.Кабалевского в республике, убеждая учительскую общественность в том, что за этой программой будущее. Не только в теории, но и на практике!

Сначала они сами углублялись в изучение про­граммы и нового репертуара, занимались отработ­кой новой методики, а потом делились навыками с другими учителями. Разучивая новый музыкальный репертуар дома, мама невольно подключала к этому процессу всю нашу семью. Некоторые музыкальные произведения стали нашими любимыми семейными песнями (заключительный хор из оперы "Волк и семеро козлят", "Спокойной ночи").

Мама проводила обучающие семинары по новой программе, обсуждала её со студентами, давала от­крытые уроки, вместе со студентами анализировала их. Уроки велись на узбекском и русском языках. Параллельно шла работа по подготовке к созданию адаптированной программы для республики. К нача­лу 80-х в некоторых школах Ташкента уроки велись по новой программе.

Программа была освоена по личной инициативе педагогов в ташкентских школах: №27 – учитель Галина Данильченко, №18 – учитель Татьяна Саве­льева, №12 – где мама проводила школьную практику со студентами. Среди студентов мамы был Махмуд Намозов – ныне известный исполнитель и народный артист Республики Узбе­кистана. В своей книге он упоминает, что в 80-х годах, после окончания института, он работал по этой программе учителем музыки в далёком сурхан­дарьинском кишлаке.

В 1982 году Клару Рахимовну перевели на должность методиста в Ре­спубликанский учебно-ме­тодический кабинет Ми­нистерства просвещения Узбекистана. По долгу службы мама часто быва­ла в различных областях отдалённых районах республики и знала, как обстоит дело с преподава­нием музыки, в каких условиях, по каким программам работают учителя в школах с уз­бекским языком обуче­ния, с русским языком обучения.

Непросто давались первые шаги по освое­нию программы. Кла­ра Рахимовна должна была получить мето­дические пособия, хре­стоматии, комплект пластинок из Москвы, затем организовать рассылку их в разные школы республики. Мама переписывалась с Д.Б.Кабалевским, её письма были своего рода отчёта­ми о проделанной работе и результатах по внедрению новой программы в Узбекистане.

Наряду с одобрявшими программу, были и те, кто относился скептически к концепции Кабалевского. В это время я сама училась в Московской государ­ственной консерватории им. П.И. Чайковского. В студенческой среде тоже были дискуссии. Иногда спор происходил между мной и мамой. Она горячо отстаивала свои позиции, считала, что за этой про­граммой будущее. После окончания Московской консерватории я работала в Ташкентском музыкаль­ном училище преподавателем дирижёрско-хоровых дисциплин, вела школьную практику для студентов в тех школах, где уроки проводились по новой про­грамме. Прошло время, и в 1996 году моя семья пере­езжает в Подмосковье, г.Мытищи. Я начала работать учителем музыки в общеобразовательной школе 32. Начались мои "университеты", пригодились мамины конспекты, записи, по которым я вела уроки музыки в школе. В дальнейшем совершенствовала профес­сиональную подготовку Московском областном институте повышения квалификации учите­лей, где курсы читали Г.П.Сергеева, А.В.3аруба, А.С.Кузнецова и др. На базе школы, благодаря поддержке директора 5К.П.5Кдановой, мы от­крыли два гуманитарных класса, в которых, помимо уроков музыки, дополни­тельно проводились уроки хорового класса, сцениче­ского искусства, ритмики, риторики. Были созданы школьный музыкальный театр *Волшебный ко­локольчик , ансамбль *Поёт свирель. Мы добились увеличения количества часов по предметам эстетическо­го цикла, осуществляли интеграцию предметов гуманитарного направ­ления.

В конце 70-х годов Д.Б.Кабалевский, в от­вет на предложение до­биваться двух часов в неделю на уроки музы­ки, говорил: "Сначала надо реабилитировать уроки музыки, а потом говорить о двух часах в неделю". На современном этапе мы с уверенностью можем сказать, что уроки реабилитированы, а со­временные программы "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр и др., созданные на основе концепции Д.Б.Кабалевского, подтверждают это. С 2009 года работаю учителем музыки в школе 396З г.Москвы. Хочется сказать слова благодарности Г.П.Сергеевой и Н.В.Бирюковой, которые во многом способствовали моему творческому и профессиональному росту.

К сожалению, в настоящее время в Узбекиста­не уроки проводятся по другим программам, но я убеждена, что зёрна, брошенные моей мамой и её коллегами, дали хорошие всходы, было подготовлено немало учителей музыки, которые изучали програм­му Д.Б.Кабалевского. Благодаря самоотверженной работе мамы и её коллег идея новой программы разо­шлась по всему Узбекистану. В заключение хотелось бы сказать словами Д.Б.Кабалевского "Прекрасное пробуждает доброе!"

Раздел: 
Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 43-44

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.