Жизнь, посвящённая музыке
Жизнь, посвящённая музыке
История моей семьи тесно связана с музыкой. Ещё моя бабушка Умриниса Азимова в 30-40-х годах была учителем в начальной школе. Она умела играть на разных музыкальных инструментах: на гармони, фортепиано, а также на национальном узбекском инструменте дутаре. Поэтому нет ничего удивительного, что моя мама Клара Рахимовна Таджикулова стала музыкантом и внесла огромный вклад в дело музыкального воспитания узбекской молодёжи в 1960–2000-е годы.
Мама была горячо предана музыкальному искусству. Закончив Ташкентскую консерваторию имени М.Ашрафи, она начала свою педагогическую деятельность в общеобразовательной школе, преподавала в ДМШ, руководила самодеятельными хоровыми коллективами, занималась методикой обучения детей музыке. С 1974 года работала преподавателем на кафедре "Методики преподавания музыкальных дисциплин" Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, читала лекции по методике преподавания музыки в школе, вела школьную практику.
Превосходным музыкантом был и мой отец, учитель музыки Джаникул Тасмуратович Таджикулов. Он играл на многих музыкальных инструментах, руководил оркестром народных узбекских инструментов. Созданный им самодеятельный оркестр в 1970-е годы был чуть ли не единственным самодеятельным коллективом подобного рода, получившим широкую известность в республике. Группа музыкантов этого самодеятельного оркестра принимала участие в общесоюзных концертах в Москве, выступала на ВДНХ и на сцене Кремлёвского Дворца съездов. В репертуар оркестра входила как народная, так и классическая музыка.
Мои родители, беззаветно преданные музыке, представляли собой замечательный тандем – союз двух музыкантов.
В конце 70-х годов мама открывает для себя новую программу по предмету "Музыка" – программу Д.Б.Кабалевского. Это был один из самых ярких периодов в её педагогической жизни. С огромным увлечением и верой в концепцию новой программы она начала её осваивать. Сильное впечатление на маму произвело личное знакомство с Дмитрием Борисовичем Кабалевским и его единомышленниками – Галиной Петровной Лисенковой (Сергеевой), Эдуардом Борисовичем Абдулиным, Еленой Дмитриевной Критской. Они были новаторами в области музыкальной педагогики. Всесоюзные семинары по изучению программы, созданной Д.Б.Кабалевским, проводились в Москве, и в разных городах Советского Союза: Сумах, Куйбышеве, Свердловске, Баку и др. Настроение, с каким мама училась на семинарах, можно описывать только в восторженных, солнечных тонах. Каждая встреча с учителями разных республик превращалась в праздник единомышленников. У меня сохранились подробные рукописные конспекты Клары Рахимовны с её пометками. Дневниковые заметки, записи впечатлений от выступлений Д.Б.Кабалевского, конспекты открытых уроков, лекций, по которым можно преподавать и сегодня.
Изучая новую программу, мама и её коллеги из педагогического института Оманулаев, Кулдашев, Кастанян и др. выступали пропагандистами, защитниками и проводниками программы Д.Б.Кабалевского в республике, убеждая учительскую общественность в том, что за этой программой будущее. Не только в теории, но и на практике!
Сначала они сами углублялись в изучение программы и нового репертуара, занимались отработкой новой методики, а потом делились навыками с другими учителями. Разучивая новый музыкальный репертуар дома, мама невольно подключала к этому процессу всю нашу семью. Некоторые музыкальные произведения стали нашими любимыми семейными песнями (заключительный хор из оперы "Волк и семеро козлят", "Спокойной ночи").
Мама проводила обучающие семинары по новой программе, обсуждала её со студентами, давала открытые уроки, вместе со студентами анализировала их. Уроки велись на узбекском и русском языках. Параллельно шла работа по подготовке к созданию адаптированной программы для республики. К началу 80-х в некоторых школах Ташкента уроки велись по новой программе.
Программа была освоена по личной инициативе педагогов в ташкентских школах: №27 – учитель Галина Данильченко, №18 – учитель Татьяна Савельева, №12 – где мама проводила школьную практику со студентами. Среди студентов мамы был Махмуд Намозов – ныне известный исполнитель и народный артист Республики Узбекистана. В своей книге он упоминает, что в 80-х годах, после окончания института, он работал по этой программе учителем музыки в далёком сурхандарьинском кишлаке.
В 1982 году Клару Рахимовну перевели на должность методиста в Республиканский учебно-методический кабинет Министерства просвещения Узбекистана. По долгу службы мама часто бывала в различных областях отдалённых районах республики и знала, как обстоит дело с преподаванием музыки, в каких условиях, по каким программам работают учителя в школах с узбекским языком обучения, с русским языком обучения.
Непросто давались первые шаги по освоению программы. Клара Рахимовна должна была получить методические пособия, хрестоматии, комплект пластинок из Москвы, затем организовать рассылку их в разные школы республики. Мама переписывалась с Д.Б.Кабалевским, её письма были своего рода отчётами о проделанной работе и результатах по внедрению новой программы в Узбекистане.
Наряду с одобрявшими программу, были и те, кто относился скептически к концепции Кабалевского. В это время я сама училась в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В студенческой среде тоже были дискуссии. Иногда спор происходил между мной и мамой. Она горячо отстаивала свои позиции, считала, что за этой программой будущее. После окончания Московской консерватории я работала в Ташкентском музыкальном училище преподавателем дирижёрско-хоровых дисциплин, вела школьную практику для студентов в тех школах, где уроки проводились по новой программе. Прошло время, и в 1996 году моя семья переезжает в Подмосковье, г.Мытищи. Я начала работать учителем музыки в общеобразовательной школе 32. Начались мои "университеты", пригодились мамины конспекты, записи, по которым я вела уроки музыки в школе. В дальнейшем совершенствовала профессиональную подготовку Московском областном институте повышения квалификации учителей, где курсы читали Г.П.Сергеева, А.В.3аруба, А.С.Кузнецова и др. На базе школы, благодаря поддержке директора 5К.П.5Кдановой, мы открыли два гуманитарных класса, в которых, помимо уроков музыки, дополнительно проводились уроки хорового класса, сценического искусства, ритмики, риторики. Были созданы школьный музыкальный театр *Волшебный колокольчик , ансамбль *Поёт свирель. Мы добились увеличения количества часов по предметам эстетического цикла, осуществляли интеграцию предметов гуманитарного направления.
В конце 70-х годов Д.Б.Кабалевский, в ответ на предложение добиваться двух часов в неделю на уроки музыки, говорил: "Сначала надо реабилитировать уроки музыки, а потом говорить о двух часах в неделю". На современном этапе мы с уверенностью можем сказать, что уроки реабилитированы, а современные программы "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр и др., созданные на основе концепции Д.Б.Кабалевского, подтверждают это. С 2009 года работаю учителем музыки в школе 396З г.Москвы. Хочется сказать слова благодарности Г.П.Сергеевой и Н.В.Бирюковой, которые во многом способствовали моему творческому и профессиональному росту.
К сожалению, в настоящее время в Узбекистане уроки проводятся по другим программам, но я убеждена, что зёрна, брошенные моей мамой и её коллегами, дали хорошие всходы, было подготовлено немало учителей музыки, которые изучали программу Д.Б.Кабалевского. Благодаря самоотверженной работе мамы и её коллег идея новой программы разошлась по всему Узбекистану. В заключение хотелось бы сказать словами Д.Б.Кабалевского "Прекрасное пробуждает доброе!"
Оставить комментарий