Что читают дети?

Е.Тимофеева,

выпускница МБОУ СОШ №149 имени генерала Баранова, г. Самара

Что читают дети?

Формирование мышления и вкуса у подрастающего поколения

Совсем недавно я задалась вопросом: какие книги интересуют моих сверстников и ребят младше ? Заканчивая XI класс, я не упустила возможность провести опрос среди школьников, чтобы определить, за счёт чего происходит формирование их мышления и вкуса. Акцент делался на выявление предпочтений и вытекающие из них последствия. Итак, по результатам опрошенных:

• любят читать книги – 19 из 30;

• предпочитают беллетристику – 11 из 19;

• выбирают классическую литературу – 7 из 19.

Зачастую девочки отвечали, что язык наших и зарубежных классиков очень тяжёл для восприятия и понимания. Мальчики же больше внимания уделяли сюжету книги. Мужская половина преимущественно увлекается фэнтезийной, детективной и исторической литературой. По секрету и с большим осуждением молодые люди заметили, что девочки их класса интересуются исключительно фанфиками. (Фанфик – жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т.п.), комиксов (в том числе манги), а также компьютерных игр и т.д.). Опросив девочек, я убедилась, что 15% действительно читают фанфики и не любят более серьёзного чтива вообще. На вопрос: «Почему?» – мне отвечали: «Не моё».

Задавая наводящие вопросы, я получала невнятные ответы, демонстрирующие плоды нелюбви этих подростков к чтению. Но всё не так плачевно. Подавляющая часть опрошенных подростков влюблена в чтение книг, и преимущественно печатных: электронные носители не создают атмосферу, желаемую читающими.

Также по результатам опроса оказалось, что зачастую ребята целенаправленно идут в магазины, библиотеки, чтобы выбрать книгу. С гордостью некоторые рассказывают о наличии домашней библиотеки. В глазах подростков я видела интерес и воодушевление от того, что они могут рассказать о своих любимых книгах, поделиться впечатлениями и посоветовать что-то.

Дело не в том, как много читают подростки, а в том, что относится к их предпочтениям: переводы зарубежной беллетристики, где авторы выражают истины бытия в сжатом варианте. Ведь мало кто может знать, что современное посредственное творение писателя исходит из идей классика, писавшего более века назад. Зачем же читать посредственное? Маленькая по объёму книга, написанная простым языком, несущая в себе развлекательный характер, – вот фаворит современной молодёжи. Но такая книга вряд ли научит мыслить. Я и сама, сознаюсь, порой грешу , читая подобное в силу своего инфантильного возраста.

Задача учителей и родителей – донести до подростков , что классиков читают до сих пор не потому, что это «было написано давным -давно и просто нужно знать». Если творчество этих писателей ещё не кануло в лету, значит их произведения стоят того, чтобы быть прочитанными. Значит, это лучшее творение человека, проверенное временем и не одним поколением.

Следующий и важный аспект проблемы чтения художественной литературы – школьникам неинтересно долго и постепенно знакомиться с сюжетом книги, ведь в Интернете легко можно найти краткое содержание, а в социальных сетях про читать главные цитаты из того же произведения. Подростки не могут и не хотят принять, что прочитанная ими «толстая» и «сложная» книга принесёт больше пользы и эмоций, чем краткое содержание или цитата оттуда же.

Безусловно, плачевна ситуация тех 37%, которых художественная литература не только не трогает, но к книгам они и не притрагиваются. Чтение отечественных и зарубежных классиков, по моему мнению, является обязательным пластом в самообразовании ребят, формировании их идеалов и способностей анализировать, чувствовать и понимать наш мир.

Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 45

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.