Сопровождение одарённых детей в театральной студии

Л.Селиванова,

педагог, руководитель театра-студии «Экополис», г.Дубна Московской обл.

Сопровождение одарённых детей в театральной студии

Создание условий для оптимального развития одарённых детей – это в последнее время одно из главных направлений работы школы. Я много лет являюсь руководителем школьного театра-студии «Экополис», и моя работа связана с детьми, наделёнными особым видом одарённости – творческой одарённостью, предполагающей не только способности к изобразительной, музыкальной или, как в моём случае, театральной деятельности, но и нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенную эмоциональную жизнь.

Предполагается, что работа с талантливыми, одарёнными детьми реализуется в рамках общешкольной программы, сопровождается психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники , а работа педагога дополнительного образования – это лишь составная часть подобной программы.

Каковы же особенности моей работы как педагога, сопровождающего развитие творческих детей? Я вижу следующие аспекты такой деятельности: с одной стороны, определить, с кем я работаю – каков контингент приходящих в студию ребят, на кого из них нужно обратить особое внимание, какие качества личности могут служить критериями творческой одарённости моих воспитанников; с другой стороны, проанализировать используемые средства театральной педагогики с точки зрения их оптимального соответствия цели выявления и развития театральной одарённости.

Итак, состав студии. Он очень разнороден. Традиционно в студию не проводится отбор детей, до недавнего времени сюда приходили тинэйджеры, желающие стать актёрами школьного театра. Последние годы театральное «образование» позиционируется администрацией лицея как платные дополнительные образовательные услуги, поэтому ко мне приходят не только девочки, желающие стать принцессами, и мальчики, считающие себя шоуменами, но и дети, которых отправили сюда родители, чтобы они «развивались». В результате студия пополнилась абсолютно новым для неё контингентом. Это дети, у которых нет привычки читать самостоятельно или слушать чтение родителей (чаще всего их родители и сами не читают художественной литературы). Это дети, не имеющие эмоционального опыта; их представления о взаимоотношениях людей ограничены общением в социальных сетях; их вкус испорчен массовой «культурой»; классические фильмы и книги кажутся им невыносимо скучными, так как в них нет «движухи». Это дети, проводящие долгие часы перед мониторами, зачастую не знающие ни подвижных, ни настольных игр и поэтому не умеющие общаться «вживую» с себе подобными. Это дети с «клиповым мышлением» и «синдромом гиперактивности» – неусидчивые, невнимательные, не умеющие вдумчиво анализировать.

Несомненно, кто-то из пришедших всё-таки окажется одарённой творческой личностью. Однако театральная одарённость, как и любая другая, может быть заметна не сразу. В моей практике было несколько случаев, когда ребёнок приходил на студию «зажатым» и «деревянным», не имея при этом никаких выдающихся внешних данных: полноватый или сутулый, картавый или шепелявый – а через несколько лет становился «звёздочкой».

Например, моя любимица Д.Б. получила свою первую роль только потому, что единственная из всех пришла в каникулы помогать мне наводить порядок в «гримёрке» и целый день, не жалуясь, честно перетряхивала пыльные углы. Помнится, я тогда решила, что просто обязана как-то выразить свою ей признательность, и она получила небольшую роль в новом спектакле. А теперь у Д.Б два высших образования – менеджер и режиссёр музыкального театра, и она работает с лучшими московскими театрами.

И наоборот, иногда приходят дети органичные, внешне привлекательные, яркие – и останавливаются в своём развитии, несмотря на все усилия педагога, привыкают работать «на штампах», не стремятся расти и совершенствоваться и в конце концов уходят из студии.

Как же угадать, кто из приходящих ко мне ребят станет надеждой и опорой коллектива, а для кого так и нужно будет из спектакля в спектакль придумывать выходы в массовке? Похоже, в разных возрастных группах педагогу нужны разные критерии для определения творческой одарённости.

Среди младших студийцев (в студию приходят чаще всего ученики 5-6 классов), скорее всего, выделится ребёнок смелый, активный, заметный, харизматичный, открытый, креативный – генерирующий идеи и стремящийся воплотить их в этюде или отрывке. То есть ведущими в этом возрасте становятся лидерские качества; если же к этому добавляется ещё и органичность на сцене и хотя бы минимальные природные внешние данные, такой ребёнок наверняка получит, например, заглавную роль в какой-нибудь сказке о Коте в Сапогах.

Для актёров-подростков все вышеперечисленные качества тоже остаются важными, но я, как педагог, уже жду от них некоего творческого роста. И этот рост должен проявиться не только в освоении азов актёрской техники, но и в отношении подростка к спектаклю или номеру, в котором он принимает участие. Может быть, этот человечек не самый гениальный актёр, но если он способен осмыслить роль и потратить время на то, чтобы сыграть её как можно лучше, я, как режиссёр, буду делать ставку на него.

И ещё одно качество должно появиться в этом возрасте. Старший школьник уже вполне способен отнестись к себе критически и приложить усилия к тому, чтобы прочитать побольше, потренироваться подольше, помыслить поглубже и повнимательнее отнестись к партнёру по сцене, поработать над дикцией, пластикой, мимикой, жестом самостоятельно! Ведь главное, чему учатся дети в театральной студии, – это не акёрская профессия, а умения, гораздо более важные в жизни: умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за общее дело; преодолевать свой эгоизм, избалованность и плохое самочувствие, свои комплексы; сочувствовать чужим неудачам и радоваться чужим победам.

Приобрести подобные умения – это нелёгкий труд, но без этого невозможна работа над спектаклем.

Таким образом, для подросткового возраста к критериям одарённости добавляются ещё два: актёр-подросток должен быть, помимо всего, человеком думающим и работающим над собой. Какие средства театральной педагогики помогут выявить одарённого ребёнка и будут способствовать его развитию? Работа театральной студии уже много лет имеет две составляющие. Начинающие актёры приглашаются на студийные занятия, где проходят обучение по программе, использующей средства социоигровой и театральной педагогики. См.: Ершова А.П., Букатов В.М. Актёрская грамота – подросткам . М., 1994; Ершова А.П. Уроки театра на уроках в на чальной школе . Программы общеобра зовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1995.)

Театрально-педагогическая технология, применяемая при работе с младшими детьми, делает акцент на сочинительстве, фантазировании, импровизации, а занятия проводятся в игровой, я бы даже сказала, развлекательной и абсолютно «ненапряжной», как выражаются подростки, форме. Тем не менее большое количество упражнений по сценической речи, сценическому движению, пластике, дикции и т.д. не только развлекает и раскрепощает детей, но и имеет некое коррекционное воздействие на ребёнка: развивает речь, мимику и жестикуляцию, пластику; активизирует мышление и познавательный интерес; помогает преодолеть трудности в общении.

Результатом занятий является класс-концерт для друзей и родителей (так называемый полугодовой зачёт), включающий в себя как подготовленные танцевальные и пластические номера, небольшие инсценировки стихов и рассказов, так и большое количество импровизационных заданий. Периодически вместо класс-концерта вся студия готовит большой проект , над которым работает не один месяц и который становится средством погружения детей в другую эпоху или открытия неизвестных граней современности, проводником в общечеловеческую культуру. Ведь читая рассказ, отрывок, пьесу, дети, с одной стороны, знакомятся с культурой того времени, о котором они повествуют. С другой, репетируя роль, они проживают тот социальный опыт , которым наделены их персонажи, и, играя на сцене, делают этот опыт своим.

Например, в процессе подготовки проекта «Знакомьтесь, Шекспир!» ребята читали биографию Шекспира; смотрели спектакли и фильмы разных лет по шекспировским пьесам; выбирали отрывки из произведений Шекспира, делали по ним этюды; изучали моду и причёски шекспировских времён и подбирали костюмы для своих отрывков; репетировали; наконец, выступали на вечере, объединившем все отрывки в одну «историю», знакомящую зрителей с жизнью и творчеством великого драматурга.

Надо отметить, что ни студийные занятия (как их называют старшие студийцы, часы «счастливого детства»), ни участие в класс-концертах или проектах не являются обязательными. Дети, выступившие на подобном «шоу», получают в качестве поощрения дипломы или сертификаты об участии. Но тот, кто не явился на «зачёт», никаким «гонениям» не подвергается и продолжает (если у него есть желание ) при ходить на занятия студии .Однако именно на этих «часах счастливого детства» и выступлениях ребята могут проявить креативность, а педагог имеет возможность увидеть наиболее одарённых и заинтересованных ребят и пригласить их (опять же – только если у них есть желание!) принять участие в других «проектах». Эти дети плавно вливаются в жизнь старшего состава студии. Таким образом, в «старший состав» попадают именно те дети, которые больше других увлечены актёрством, даже если у них не всё и не сразу получается. И постепенно выясняется, что именно эти – заинтересованные! – ребята и есть самые одарённые из всех, и не случайно они оказались в старшем составе. А старшие студийцы заняты созданием спектаклей.

Деятельность театральной студии была бы бессмысленной , если бы она не давала конкретный результат – спектакль, художественная ценность которого ясно осознавалась бы всеми его создателями. Однако уже много лет создание спектакля не является для актёров самоцелью, главная цель – создать такое театральное действо, которое займёт достойное место на одном из любимых фестивалей. Поэтому студийцам вместе с режиссёром приходится тщательно планировать работу, чтобы в нужные сроки выпустить спектакль и не опоздать подать заявку на отборочный тур, а также прогнозировать результат работы, оценивать то, что уже создано, корректировать результат, потому что спектакль, как правило, должен пройти жёсткий отбор.

И это уже совсем другая история. Ведь работа над ролью, даже крошечной ролью в этюде, – это именно ТРУД, огромный труд, физический и духовный. Для того чтобы участвовать в большой постановке, ребёнок должен овладеть хотя бы некоторыми актёрскими навыками: основами актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения.

А ещё я убеждена в том, что спектакль может получиться, только если над ним будет работать дружная команда – команда единомышленников. Поэтому все этапы постановки мы проходим в тесном контакте с ребятами.

На этапе выбора пьесы я, как режиссёр, предлагаю актёрам прочитать несколько пьес, рассказывая , чем они меня привлекли. Ученики после обсуждения должны выбрать ту, которую они собираются ставить. Окончательное решение принимается совместно, хотя иногда решительное слово остаётся за ребятами, которым я позволяю себя убедить. Так были выбраны и поставлены пьесы «Тень» Евгения Шварца, «Дорогая Елена Сергеевна » Людмилы Разумовской, «Уличенная ласточка» Нины Садур. Затем наступает время репетиций.

Я не принадлежу к тем режиссёрам, которые приходят на репетицию с готовой партитурой мизансцен. Мне интереснее, когда чудо происходит прямо на глазах, из ничего рождается нечто: возникает взаимодействие партнёров на сцене, приоткрываются тайны переплетения сюжетных коллизий, из мёртвого текста вдруг рождаются живые образы. Конечно, мы подробно обсуждаем всех персонажей , выделяем наиболее существенные черты героя, которые юному артисту нужно будет воплотить на сцене, ведём поиск образов. На этом этапе тоже очень важен процесс сотрудничества, сотворчества ребёнка и взрослого. При работе над пьесой отдельные сцены будущего спектакля дети сначала представляют в виде этюдов, в которых юные студийцы пытаются выразить своё видение произведения. Затем в процессе обсуждения отбираются из каждого этюда лучшие эпизоды, которые и включаются в окончательную версию спектакля. На самом деле распределение ролей тоже происходит во время этюдной работы над пьесой: в этюдах, которые ребята сочиняют, разделившись на группы, «все играют всех», поэтому каждый обязательно попробует себя в двух-трёх приглянувшихся ролях и ещё в трёх-четырёх, которые «не очень». И только потом мы вместе решим, кто какую роль сможет воплотить наиболее ярко. А если сами не решим, то пригласим на репетицию «самых старших» – выпускников студии, которые всегда живо интересуются делами «подрастающего поколения», и попросим их оценить наши старания «со стороны» и принять правильное решение.

Разновозрастный состав коллектива – это ещё одна особенность нашей студии. Я, как художественный руководитель, прикладываю немало усилий для объединения творческих потенциалов разных возрастных категорий: обязательно приглашаю старших помогать мне в часы «счастливого детства» на студии, а младших прошу помочь старшим на показах спектакля и фестивалях. В такой атмосфере старшие вынуждены «держать марку» перед младшими, а малыши тянутся за старшими, чтобы «не подвести» и «соответствовать». И тем, и другим приходится научиться договариваться, разрешать конфликты, да и просто связно излагать свои мысли партнёру, с которым планируется сотрудничество в отрывке или в номере.

Умение договариваться – чуть ли не первое из тех, что сразу пригождаются моим студийцам в жизни. К сожалению, далеко не все родители с восторгом относятся к успеху ребёнка именно в театральной деятельности; как правило, более ценными считаются учебные достижения, а детскую увлечённость театром родители чаще используют как рычаг-«шантаж»: не исправишь «тройки» – не пущу на студию. И далеко не все учителя с восхищением отзовутся о юном актёре, скорее съязвят на уроке: мол, на сцене-то ты умеешь кривляться, а вот у доски что-то заскромничал и замолчал! Вот тут-то и пригождается умение быть убедительным: уговорить маму отпустить на репетицию, дать денег для поездки на фестиваль; внушить учителю, что со всем уважением относится к столь важному школьному предмету.

В идеале же участие в постановке спектакля должно помочь ребёнку глубже понять себя, людей, жизнь, приблизить его к знаниям не только через разум, но и через общение, через чувства, эмоции. Еще Шиллер сказал более 200 лет назад: «Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать... потому что она служит средством к внедрению лучшего понимания... Чем больше разовьётся впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьёт он в себе... тем большей силой и глубиной будет обладать его личность ...». И я должна сказать, что очень горжусь выпускниками студии, которые стали очень интересными и глубокими личностями и вполне успешными в жизни людьми. Итак, мы убедились в том , что занятия в театральной студии действительно способствуют раскрытию и развитию творческого потенциала одарённых детей. И так как одарённость существует лишь в постоянном движении и не терпит застоя и самоудовлетворённости, то моя задача, как педагога, – поддерживать эту динамику, не дать творческому дару угаснуть, а, наоборот, всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

 

Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 42-44

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.