«Мы живём в стране песни»
«Мы живём в стране песни»
Фрагменты работ Б.В.Асафьева1
Для правильного приближения к познанию музыки как предмета, обогащающего наш жизненный опыт и повышающего чувство жизни, необходимо не столько обучение ей или изучение её как научной дисциплины, сколько наблюдение (разумно организованное) свершающихся в ней изменений и преобразований материала... В основе приобщения к музыке должна лежать индукция: как в отношении подготовки восприятия необходимейшей терминологии (термин как неизбежное обобщение предшествующих наблюдений или опытов), так и в отношении выработки вкуса и художественной оценки (то есть отбора)...
Рационально и систематично организованный опыт и наблюдение создали бы актуальных, а не пассивно воспринимающих музыку слушателей...
В сфере опыта придётся идти через возбуждение самодеятельности мало-помалу, по мере того как будут накапливаться наблюдения и будет расти интерес к продукции музыки и связанным с нею изучением приёмов творчества или исполнения.
Я подчёркиваю слово творчество, потому что считаю, что «композиторство» не должно ограничиваться специализацией и замкнутым кругом людей, особенно одарённых. Это злейшая ошибка старой музыкальной педагогики... Разве певец, ведущий подголосок в народном хоре и вызвавший одобрение слушателей ловким «вывертом» голоса или изобретённым им тут же новым вариантом подголоска, – не «инстинктивный» композитор? ... у большинства людей имеются в потенции задатки композиторского дара... Вызывание творческих навыков и творческая продукция музыки должна, как опыт, непременно сопровождать музыкально-лабораторную работу или увенчивать её как наиболее значительное достижение. <...>
Необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но соучаствовало в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, яснее почувствует он течение музыки вовне...
Участие в хоре создаёт возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости... Всякое пояснение извне, как бы совершенно оно ни было, раскрывает значение технических терминов, уясняет смысл той или иной формы, но оно не в силах дать понимание музыки, исходящее не от сухого анализа средств воплощения, а от живого ощущения и непосредственного чувствования. Личное участие в воспроизведении развивает эти свойства, ибо нельзя воспринять всем существом, а не рассудком... творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или соучастником-носителем чьих-либо творческих замыслов, то есть исполнителем.
[Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе; Хор как воспитатель слушателя.]
1 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей /Сост. и коммент. А.Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980. – 216 с.
Хoрoвoе пение в школе
Kaзалoсь бы, нет никaкoй неoбхoдимoсти доказывaть, что вoпpoс o пoлoжeнии xopoвoгo пения в тpyдoвoй шкoле – нaсyщный вoпpoс мyзыкaльно-бытoвoй действительнoсти. Однaкo этo приходится делать, ибo пoстaнoвкa данного вопроса всё ещё не заострена до безусловной очевидности oбщественнo важногo зaдaния, с разpешeнием кoтopoгo надо спешить. Пoэтому всякaя попытка что-либо предпринять Л.:в плане анализа ближайших задач, стоящих пеpед шкoльным xopoм как музыкально организованным коллективом должна направляться не только по линии разработки чисто педагогических приёмов и программ, но прежде всего по линии сoциaльного обoснования этих задач.
Безвозвратно отошла пора, когда задачей школьного учителя пения было обучение хоровому пению кое-как, полуслучайно собравшихся учеников. Никакой общественной ответственности за этим не стояло. Никаких вопросов о культурно-социальной pоли музыки не возникало. Сейчас к школьному хору, к хоровым выступлениям школы направлены серьёзные жизненные требования.Они возникли вследствие естественного процесса: возpoсло значение музыки в быту, и в быту новом, ритм которого пульсирует не в интимном уюте комнат, а на широком пространстве улиц и площадей в дни празднеств или демонстраций. Школа, выходя на улицу, должна выражать себя как организованное целое в озвученном ритме и музыкальном интонировании одушевляющих её лозунгов: это может выполнить только хор, ибо немая маршировка ничего, кроме подчинения механическому началу, не выражает. Минуя здесь организационно-воспитательную роль хора внутри, то есть в школьном помещении, попробуем вывести основной принцип его организации из только что указанной общественной роли.
Школьный хop должен быть организован с таким расчётом, чтобы в нём соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными. И те и другие немыслимы без дисциплинированной работы над созданием хорового ансамбля и удержанием его на соответственной потребностям художественной высоте. Но такой работе предшествует стадия вызывания и зaкpепления музыкальных навыков в среде учащихся. Учaщиеся все должны пpойти этy стaдию, составляя таким образом сырой исполнительский материал, из которого и вырабатывается центральная, основная ячейка хора, всегда пополняемая вновь поступающими, прошедшими предварительную подготовку. <...>
Принципиально все учащиеся составляют хор. Но, конечно, смотря по общей музыкальной одарённости, по степени усвоения музыкальной грамоты и по голосовым данным, они всегда будут разбиваться на более или менее поющих. Поэтому естественно, что центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природно музыкально способными людьми и эта «обязательная служба» для них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но вместе с тем такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принцип общеобразовательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться, потому что целевая установка школьного хора иная, чем хора профессионального, и потому что твёрдая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг неё учащихся менее сильных в музыкальном отношении. Центростремительная организация школьного хора делает его гибким и сплочённым исполнительским аппаратом, способным к быстрой мобилизации и к переброске, готовым к любому общественному выступлению при минимуме репетиций и даже без них, в случае, если требуется исполнить несколько песен или маршей основного репертуара, который должен быть известен всем – как работающим в центральной ячейке, так и состоящим в запасе. Мало этого. Можно в основном репертуаре иметь ряд простейших хоровых переложений, в исполнении которых могут участвовать и те из учащихся, кто ещё не вышли из стадии подготовки, но в достаточной мере обладают слухом и ритмическим чутьём, чтобы справиться с интонированием лёгких напевов.
Такое соединение сил обусловливает время от времени общественные выступления школы почти in corpore, то есть в полном составе... Каждый, кто пел в хоре или играл в ученическом оркестре, тем самым уже испытал радость соритмичной коллективной работы и свободного сознательного подчинения организующей, направляющей и оформляющей воле музыки в образе двух основных начал её: ритма и интонации. Задача педагога сводится к тому, чтобы эту радость почувствовали бы не одни одарённые, а все, кто участвовал и в хоровом действии и внесли в это действие минимум умения. Ведь минимум умения может сочетаться с максимумом энтузиазма и подъёма, когда тот, кто даёт немного, даёт свободно и с желанием участвовать в общем деле – в деле организованного выражения единой коллективной воли и воспламеняющих её эмоций, чем и должен быть школьный хор.
Мыслимо ли так планомерно организовать музыкальные занятия и так дисциплинировать учащихся, чтобы создать школьный хор, способный к самопроявлению в только что указанном смысле? Думается, что да, хотя и трудно. Трудно педагогу-профессионалу, привыкшему к механической передаче мёртвых правил, но нелегко и педагогу с широким культурным размахом и пониманием цели. Основная трудность в разрешении уравнения с двумя неизвестными: как внушить и заставить усвоить простейшие элементы музыкальной грамоты и как заинтересовать процессом коллективного исполнения тех, кто ещё не может вследствие недостаточной подготовки участвовать в исполнении и ощутить на деле радость сотворчества в пении? Как избежать даже намёка на принуждение и насилие?
Надо сказать откровенно: надёжных методов преподавания общеобразовательной музыкальной грамоты ещё нет. Старая элементарная теория поросла мхом: наросты его заглушили всё в ней важное, существенное и незыблемое. Догматизм «определения неопределяемого» убил живое восприятие простейших, практически необходимых соотношений их. <...> А жизнь настойчиво требует пения и песен, совершенно не считаясь с опасениями и не желая ждать, пока придут новые методы обучения интервалам.
Во все переходные эпохи, когда в музыкальной педагогике из-под ног ускользают традиционные устои и правила, стимул в работе и искания путей вытекают из той или иной степени убеждения в ценности дела, которому педагог предан. В прежнее время, задавая учить или долбить те или иные нормы, педагог мог оставаться спокойным: в норме – смысл, а кто этого не усвоил, тот сам виноват. Теперь положение изменилось к лучшему, ибо виноваты стали нормы, а не люди. И вот потому-то всякая паника в деле преподавания музыки оказывается необоснованной. Ведь нормы-то теоретические всегда считались условными? Значит – прочь все те, которые на практике не нужны! Поставить голос и направить дыхание – это важно. Научить различать ноты и счёт – тоже важно. Но разрешать интервалы безотносительно к конкретному материалу – уже неважно. Чутьё и наличие той или иной степени внимания должны подсказать педагогу, где мера и предел внушению музыкально-азбучных истин. Гораздо важнее вопрос: как приохотить к участию в хоре? Но здесь, к счастью, музыка обладает драгоценным свойством: заразительностью. Чем выше уровень исполнения хора и чем больше одобрения встречает оно в окружающей среде, тем привлекательнее и заманчивее становится участие в хоровом ансамбле, особенно, если его выступления в играх и демонстрациях на празднествах окутаны долей внимания и уважения, как насущное и необходимое дело. Конечно, в этом направлении – в поднятии общественного авторитета хора – музыкальный педагог не должен оставаться одиноким: его должны поддерживать все педагоги школы, а не снижать, как это нередко бывает, занятия музыкой и пением до степени пустой забавы. Пока не будет внимания со стороны окружающих соработников к его делу, музыкальный педагог не в силах будет внушить учащимся должного уважения к своей работе. И особенно тем из учащихся, которые не сознают ответственной общественной роли хора, не говоря уже о понимании смысла участия в нём как в организованном коллективе, дисциплина которого зиждется на свободном подчинении законам ритма и гармонии ради наибольшей спаянности и выражения эмоциональных состояний.
В данном отношении, безусловно, никакие системы и улучшенные методы преподавания хорового пения не помогут (это не значит, что их не надо искать). Нужна настойчивая и упорная, энергичная и убеждённая пропаганда и в печати, и на всевозможных педагогических собраниях, съездах, заседаниях, конференциях ит.д. Мало этого, сами преподаватели хорового пения должны, наконец, объединиться и спаяться, но не на узкой профессиональной основе, а на музыкально-идеологической базе. Несомненно, что прочное объединение лучше всего поможет не только наметить, но и протолкнуть в жизнь все мероприятия, необходимые для поднятия деятельности и укрепления значения школьных хоровых организаций. Лучше совсем изъять хоровое дело из школ, чем смотреть на него полуснисходительно. Музыка требует при занятии ею серьёзной и настойчивой дисциплины. При малейшем «кое-как» она мстит расхлябанностью и неустойчивостью исполнения. <...> Это случается сплошь да рядом. случается потому, что внутри школ далеко ещё не существует твёрдого убеждения в необходимости создания благоприятной музыке атмосферы и мало-мальски сносных, способствующих процветанию хорового дела, условий.
Мы живём в стране песни. Как бы не загрязнили отбросы городской музыкальной культуры живой родник крестьянского песнетворчества, песня и потребность в пении всё ещё составляют неотъемлемую принадлежность быта, цепко с ним спаянную. Хоровые школьные организации, поддержанные и поставленные в условия, благоприятные их развитию, внесут здоровое художественно-дисциплинирующее начало во все отрасли бытовой музыки и укрепят значение и положение музыки в быту.
Оставить комментарий