«Мы живём в стране песни»

«Мы живём в стране песни»

Фрагменты работ Б.В.Асафьева1

Для правильного приближения к познанию музыки как предмета, обогащающего наш жизненный опыт и повышающего чувство жизни, необходимо не столько обучение ей или изучение её как научной дисциплины, сколько наблюдение (разумно организованное) свершающихся в ней изменений и преобра­зований материала... В основе приобщения к музыке должна лежать индукция: как в отно­шении подготовки восприятия необходимей­шей терминологии (термин как неизбежное обобщение предшествующих наблюдений или опытов), так и в отношении выработки вкуса и художественной оценки (то есть отбора)...

Рационально и систематично организован­ный опыт и наблюдение создали бы актуаль­ных, а не пассивно воспринимающих музыку слушателей...

В сфере опыта придётся идти через возбуж­дение самодеятельности мало-помалу, по мере того как будут накапливаться наблюдения и будет расти интерес к продукции музыки и связанным с нею изучением приёмов творче­ства или исполнения.

Я подчёркиваю слово творчество, потому что считаю, что «композиторство» не должно ограничиваться специализацией и замкну­тым кругом людей, особенно одарённых. Это злейшая ошибка старой музыкальной педа­гогики... Разве певец, ведущий подголосок в народном хоре и вызвавший одобрение слу­шателей ловким «вывертом» голоса или изо­бретённым им тут же новым вариантом под­голоска, – не «инстинктивный» композитор? ... у большинства людей имеются в потенции задатки композиторского дара... Вызывание творческих навыков и творческая продукция музыки должна, как опыт, непременно сопро­вождать музыкально-лабораторную работу или увенчивать её как наиболее значительное достижение. <...>

Необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но соучаствовало в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, яснее почувствует он течение музыки вовне...

Участие в хоре создаёт возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и вос­приимчивости... Всякое пояснение извне, как бы совершенно оно ни было, раскрывает зна­чение технических терминов, уясняет смысл той или иной формы, но оно не в силах дать понимание музыки, исходящее не от сухого анализа средств воплощения, а от живого ощущения и непосредственного чувствования. Личное участие в воспроизведении развивает эти свойства, ибо нельзя воспринять всем существом, а не рассудком... творческих до­стижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или со­участником-носителем чьих-либо творческих замыслов, то есть исполнителем.

[Организация преподавания музыки в обще­образовательной школе; Хор как воспитатель слушателя.]

1 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей /Сост. и коммент. А.Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980. – 216 с.

Хoрoвoе пение в школе

Kaзалoсь бы, нет никaкoй неoбхoдимoсти доказывaть, что вoпpoс o пoлoжeнии xopoвoгo пения в тpyдoвoй шкoле – нaсyщный вoпpoс мyзыкaльно-бытoвoй действительнoсти. Однaкo этo приходится делать, ибo  пoстaнoвкa данного вопроса всё ещё не заострена до без­условной очевидности oбщественнo важногo зaдaния, с разpешeнием кoтopoгo надо спе­шить. Пoэтому всякaя попытка что-либо предпринять Л.:в плане анализа ближайших задач, стоящих пеpед шкoльным xopoм как музыкально организованным коллективом должна направляться не только по линии раз­работки чисто педагогических приёмов и про­грамм, но прежде всего по линии сoциaльного обoснования этих задач.

Безвозвратно отошла пора, когда задачей школьного учителя пения было обучение хоровому пению кое-как, полуслучайно со­бравшихся учеников. Никакой общественной ответственности за этим не стояло. Никаких вопросов о культурно-социальной pоли музы­ки не возникало. Сейчас к школьному хору, к хоровым выступлениям школы направлены серьёзные жизненные требования.Они воз­никли вследствие естественного процесса: возpoсло значение музыки в быту, и в быту новом, ритм которого пульсирует не в интим­ном уюте комнат, а на широком пространстве улиц и площадей в дни празднеств или демон­страций. Школа, выходя на улицу, должна выражать себя как организованное целое в озвученном ритме и музыкальном интониро­вании одушевляющих её лозунгов: это может выполнить только хор, ибо немая маршировка ничего, кроме подчинения механическому началу, не выражает. Минуя здесь органи­зационно-воспитательную роль хора внутри, то есть в школьном помещении, попробуем вывести основной принцип его организации из только что указанной общественной роли.

Школьный хop должен быть организован с таким расчётом, чтобы в нём соединялись функции музыкально-социальные с функци­ями художественно-воспитательными. И те и другие немыслимы без дисциплинированной работы над созданием хорового ансамбля и удержанием его на соответственной потребно­стям художественной высоте. Но такой работе предшествует стадия вызывания и зaкpепления музыкальных навыков в среде учащихся. Учaщиеся все должны пpойти этy стaдию, составляя таким образом сырой исполнитель­ский материал, из которого и вырабатывается центральная, основная ячейка хора, всегда по­полняемая вновь поступающими, прошедшими предварительную подготовку. <...>

Принципиально все учащиеся составляют хор. Но, конечно, смотря по общей музыкаль­ной одарённости, по степени усвоения музы­кальной грамоты и по голосовым данным, они всегда будут разбиваться на более или менее поющих. Поэтому естественно, что центральная хоровая организация будет в основе своей под­держиваться природно музыкально способными людьми и эта «обязательная служба» для них будет являться более длительной и более интен­сивной. Это неизбежно. Но вместе с тем такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принцип общеобра­зовательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться, потому что целевая установка школьного хора иная, чем хора профессионального, и потому что твёрдая база не исключает, а обусловливает возможно­сти прикрепления к ней и вокруг неё учащихся менее сильных в музыкальном отношении. Центростремительная организация школь­ного хора делает его гибким и сплочённым исполнительским аппаратом, способным к быстрой мобилизации и к переброске, готовым к любому общественному выступлению при минимуме репетиций и даже без них, в случае, если требуется исполнить несколько песен или маршей основного репертуара, который должен быть известен всем – как работающим в центральной ячейке, так и состоящим в запа­се. Мало этого. Можно в основном репертуаре иметь ряд простейших хоровых переложений, в исполнении которых могут участвовать и те из учащихся, кто ещё не вышли из стадии подготовки, но в достаточной мере обладают слухом и ритмическим чутьём, чтобы спра­виться с интонированием лёгких напевов.

Такое соединение сил обусловливает время от времени общественные выступления школы почти in corpore, то есть в полном составе... Каждый, кто пел в хоре или играл в учени­ческом оркестре, тем самым уже испытал радость соритмичной коллективной работы и свободного сознательного подчинения орга­низующей, направляющей и оформляющей воле музыки в образе двух основных начал её: ритма и интонации. Задача педагога сводится к тому, чтобы эту радость почувствовали бы не одни одарённые, а все, кто участвовал и в хоровом действии и внесли в это действие минимум умения. Ведь минимум умения может сочетаться с максимумом энтузиазма и подъёма, когда тот, кто даёт немного, даёт свободно и с желанием участвовать в общем деле – в деле организованного выражения единой коллективной воли и воспламеняющих её эмоций, чем и должен быть школьный хор.

Мыслимо ли так планомерно организовать музыкальные занятия и так дисциплиниро­вать учащихся, чтобы создать школьный хор, способный к самопроявлению в только что указанном смысле? Думается, что да, хотя и трудно. Трудно педагогу-профессионалу, при­выкшему к механической передаче мёртвых правил, но нелегко и педагогу с широким культурным размахом и пониманием цели. Основная трудность в разрешении уравнения с двумя неизвестными: как внушить и заставить усвоить простейшие элементы музыкальной грамоты и как заинтересовать процессом коллективного исполнения тех, кто ещё не может вследствие недостаточной подготовки участвовать в исполнении и ощутить на деле радость сотворчества в пении? Как избежать даже намёка на принуждение и насилие?

Надо сказать откровенно: надёжных ме­тодов преподавания общеобразовательной музыкальной грамоты ещё нет. Старая эле­ментарная теория поросла мхом: наросты его заглушили всё в ней важное, существенное и незыблемое. Догматизм «определения неопре­деляемого» убил живое восприятие простей­ших, практически необходимых соотношений их. <...> А жизнь настойчиво требует пения и песен, совершенно не считаясь с опасениями и не желая ждать, пока придут новые методы обучения интервалам.

Во все переходные эпохи, когда в музыкаль­ной педагогике из-под ног ускользают традици­онные устои и правила, стимул в работе и ис­кания путей вытекают из той или иной степени убеждения в ценности дела, которому педагог предан. В прежнее время, задавая учить или долбить те или иные нормы, педагог мог оста­ваться спокойным: в норме – смысл, а кто этого не усвоил, тот сам виноват. Теперь положение изменилось к лучшему, ибо виноваты стали нормы, а не люди. И вот потому-то всякая па­ника в деле преподавания музыки оказывается необоснованной. Ведь нормы-то теоретические всегда считались условными? Значит – прочь все те, которые на практике не нужны! Поста­вить голос и направить дыхание – это важно. Научить различать ноты и счёт – тоже важно. Но разрешать интервалы безотносительно к конкретному материалу – уже неважно. Чу­тьё и наличие той или иной степени внимания должны подсказать педагогу, где мера и предел внушению музыкально-азбучных истин. Гораз­до важнее вопрос: как приохотить к участию в хоре? Но здесь, к счастью, музыка обладает драгоценным свойством: заразительностью. Чем выше уровень исполнения хора и чем больше одобрения встречает оно в окружающей среде, тем привлекательнее и заманчивее становится участие в хоровом ансамбле, особенно, если его выступления в играх и демонстрациях на празд­нествах окутаны долей внимания и уважения, как насущное и необходимое дело. Конечно, в этом направлении – в поднятии общественного авторитета хора – музыкальный педагог не должен оставаться одиноким: его должны под­держивать все педагоги школы, а не снижать, как это нередко бывает, занятия музыкой и пением до степени пустой забавы. Пока не будет внимания со стороны окружающих соработни­ков к его делу, музыкальный педагог не в силах будет внушить учащимся должного уважения к своей работе. И особенно тем из учащихся, ко­торые не сознают ответственной общественной роли хора, не говоря уже о понимании смысла участия в нём как в организованном коллективе, дисциплина которого зиждется на свободном подчинении законам ритма и гармонии ради наибольшей спаянности и выражения эмоцио­нальных состояний.

В данном отношении, безусловно, никакие системы и улучшенные методы преподавания хорового пения не помогут (это не значит, что их не надо искать). Нужна настойчивая и упор­ная, энергичная и убеждённая пропаганда и в печати, и на всевозможных педагогических собраниях, съездах, заседаниях, конференци­ях ит.д. Мало этого, сами преподаватели хо­рового пения должны, наконец, объединиться и спаяться, но не на узкой профессиональной основе, а на музыкально-идеологической базе. Несомненно, что прочное объединение лучше всего поможет не только наметить, но и протолкнуть в жизнь все мероприятия, необходимые для поднятия деятельности и укрепления значения школьных хоровых организаций. Лучше совсем изъять хоровое дело из школ, чем смотреть на него полуснис­ходительно. Музыка требует при занятии ею серьёзной и настойчивой дисциплины. При малейшем «кое-как» она мстит расхлябан­ностью и неустойчивостью исполнения. <...> Это случается сплошь да рядом. случается потому, что внутри школ далеко ещё не суще­ствует твёрдого убеждения в необходимости создания благоприятной музыке атмосферы и мало-мальски сносных, способствующих процветанию хорового дела, условий.

Мы живём в стране песни. Как бы не загряз­нили отбросы городской музыкальной культу­ры живой родник крестьянского песнетворче­ства, песня и потребность в пении всё ещё со­ставляют неотъемлемую принадлежность быта, цепко с ним спаянную. Хоровые школьные организации, поддержанные и поставленные в условия, благоприятные их развитию, внесут здоровое художественно-дисциплинирующее начало во все отрасли бытовой музыки и укре­пят значение и положение музыки в быту.

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 13-15

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.