«Азбука юного зрителя»

Е.Горожанкина,

учитель русского языка и литературы школы №124, г.Самара

«Азбука юного зрителя»

Программа внеурочной деятельности

Пояснительная записка.

Исходя из современных образовательных стандартов, учитель должен помочь своим ученикам открыть   себе интеллектуальную, творческую, интересную для коммуникации личность с активной деятельностной позицией. В данном направлении одним из помощников учителя должен стать ТЕАТР, который своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку постигать сложный многообразный внешний мир, мир человеческих отношений и свой внутренний мир, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, развить умение слушать и слышать других. Программа внеурочной деятельности «Азбука юного зрителя» ориентирована на учащихся пятых классов и направлена на формирование прежде всего зрительской культуры. В основе деятельности обучающихся – просмотр и обсуждение театральных спектаклей, ориентированных на данную возрастную категорию.

Цель программы: формирование грамотного, умного, понимающего, воспитанного, гармонично развитого театрального зрителя, который наделен художественным вкусом, широким кругозором, творческим мышлением, имеет навыки коллективного общения, обладает собственной позицией, умением отстаивать её и толерантно принимать чужое мнение.

Задачи программы:

– знакомство с историей зарождения и развития театрального творчества, особенностями данного вида искусства;

– пополнение словарного запаса новой терминологией, обогащение образного строя речи;

– формирование зрительской культуры поведения в театре, навыков вдумчивого, осознанного просмотра театрального спектакля;

– развитие навыков публичного выступления и неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, способности строить диалог друг с другом, аргументированно выражать свое мнение, вступать в спор, отстаивая свою точку зрения при толерантном отношении к оппоненту;

– совершенствование творческих способностей обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС в основе программы заложен деятельностный подход, при  котором ученик как активное творческое существо включается в процесс самостоятельной исследовательской деятельности: разгадывание тайны драматического действия. Данная образовательная программа знакомит с историей зарождения театрального искусства, театральной терминологией, театральными профессиями, историей конкретного театра САМАРТ, особенностями его репертуара, этикой поведения в театре. Большая часть времени отводится просмотру спектаклей, обсуждению и выполнению творческих работ.

В основе программы лежат следующие принципы: принцип наглядности (просмотр спектаклей,

презентаций); принцип связи теории с практикой – от теоретических понятий (история театра, терминология, общие подходы к анализу драматического действия) к применению этих знаний на практике (самостоятельный анализ спектакля); принцип междисциплинарной интеграции (взаимодействие смежных дисциплин – литературы, музыки, изобразительного искусства); принцип коллективизма (коллективное обсуждение или создание творческого продукта развивает разносторонние способности обучающихся и потребность отдавать их на общую радость и пользу); принцип демократии и дифференциации (добровольный выбор деятельности в коллективе с учётом индивидуальных склонностей и способностей обучающихся).

Программа подразумевает разнообразные формы проведения занятий: просмотр спектаклей, экскурсия в «закулисье», беседа с элементами дебатов, анкетирование, анализ афиш, отзыв на спектакль. Особая форма деятельности - творческие работы: «Дерево предсказаний» (перед просмотром спектакля по названию и афише); книга отзывов о спектакле; «моя афиша»; буклет «Как нужно вести себя в театре»; заочное интервью с актёром (режиссёром), письмо актёру (режиссёру); иллюстрированный словарь театральной терминологии; реклама театрального спектакля; иллюстрация к сценам спектакля.

Актуальность и социальная значимость программы. В результате внеурочной деятельности формируется портфолио работ, которое в конце года помогает пятиклассникам приобщить младших школьников и сверстников к духовным ценностям, популяризировать драматическое искусство и театр своего родного города. Ученики проводят игровую заочную экскурсию в театр, где в интерактивной форме рассказывают о театре, его законах и этике поведения, об интересных спектаклях, Совместное пребывание со сверстниками и родителями, обсуждение увиденного обогащает личность подростка, способствует его воспитанию, социализации и приобщению к фундаментальным общечеловеческим ориентирам, являющимся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. В этом актуальность данной программы.

Программа учитывает психологические особенности данного возраста: именно через процесс просмотра и обсуждения увиденного удовлетворяется потребность подростков в самореализации и самоутверждении, происходит осознание собственной уникальности , устанавливается межличностное взаимодействие со сверстниками, развиваются творческие способности, пробуждается интерес к литературе, дети начинают читать осознанно и с удовольствием. Программа рассчитана на 1 год (34 часа).

Содержание курса.

Введение. Что такое театр? Зачем он нужен современным людям? (1ч.)

Раздел 1. Особенности драматического действия. Драма как род литературы. Жанры: комедия, трагедия, драма. Сюжетообразующие элементы драмы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Ремарка. Речь героев. Чтение фрагмента пьесы. (2ч.)

Раздел 2. Добро пожаловать в театр: театральный словарик. Актёр. Антракт. Аплодисменты. Артист. Афиша. Грим. Декорация. Диалог. Жест. Задник. Карман. Кулисы. Мизансцена. Мимика. Монолог. Пантомима. Парик. Партер. Режиссёр. Реквизит. Репертуар. Репетиция. Реплика. Театр. Фойе. (1ч.)

Театральные профессии: актёр, режиссёр, помощник режиссёра, бутафор, реквизитор, художник-декоратор, гримёр. (1ч.)

Раздел 3. Этика поведения в театре. Правила поведения в фойе, во время спектакля, в антракте. Создание свода правил поведения в театре. (1ч.)

Раздел 4. Театры родного города. Обзор детского репертуара. Обсуждение афиш. (2ч.)

Раздел 5. Просмотр спектаклей театра и их обсуждение. Посещение театра, обсуждение спектакля по предложенному плану.

Общий план анализа театрального спектакля.

1). Содержание театрального спектакля (пересказ сюжета). Элементы фабулы: экспозиция, завязка, эпизоды развития действия, кульминация и развязка.

2). Характеристика персонажей, их поступков, отношений с другими героями. Речь героя как главное средство раскрытия образа, интонация. Особенности костюмов, реквизита персонажа. Отношение автора пьесы к своим героям.

3). Сценическое пространство: декорации, их роль в спектакле.

4). Музыкальное оформление. Освещение.

5). Режиссёрский замысел. Идея спектакля.

6). Зрительская оценка спектакля.

Раздел 6. История театра: от античных времён до наших дней. Античный театр. Истоки театрального искусства древней Индии. Начало театральной жизни древнего Китая. Театр Средневековья и эпохи Возрождения. Русский театр от истоков до наших дней.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты реализации программы внеурочной деятельности можно распределить по трём уровням.

На первом уровне складываются представления о значимости и роли театра в современном обществе, о нормах поведения в нём.

На втором уровне происходит формирование чувства гордости за родной город, за достижения отечественной культуры и искусства. Приобретается опыт публичного выступления и толерантного отношения к оппоненту. Развиваются наблюдательные и познавательные способности, эмоциональность, творческая фантазия и воображение, внимание и память, образное мышление.

На третьем уровне активизируется самостоятельная деятельность: приобщение сверстников к постижению тайн театрального искусства через трансляцию самостоятельно полученного опыта.

Рекомендуемая литература:

1. Всеобщая история театра. М.: Эксмо, 2012.

2. Театр: Энциклопедия. М., 2002.

3. Энциклопедия для детей. Искусство. Музыка. Театр. Кино. М.: «Аванта», 2003.

4. Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. М., «Я вхожу в мир искусства», 2005.

5. Ершов П.М. Искусство толкования. «Режиссура как практическая психология». Т 1-2. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.

Интернет-ресурсы:

1. Каталог: Театр и театральное искусство. Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru

2. Анализ пьесы. Учебные материалы ВГУЭС. http://abc.vvsu.ru/Books/pr_analiz_spektaklya/page0001.asp

3. Поламишев А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы. http://www.e-reading.by/bookreader.php/1035183/Polamishev_-_Deystvennyy_...

 

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 16-18

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.