«Детские дни» в Гатчинском дворце-музее
Е.Суровая,
г.Гатчина Ленинградкой области
«Детские дни» в Гатчинском дворце-музее
Заинтересовать ребёнка историческим музеем – непростая задача, ведь документы и даты даже на взрослых нередко навевают скуку. Поэтому так важны мероприятия, превращающие поход в музей в захватывающее приключение, в игру. Событием именно такого формата, охватывающим более сорока музеев города, являются «Детские дни» в Петербурге.
Экскурсии, тщательно подготовленные сотрудниками музеев, обычно включают в себя игровой маршрут с заданиями для детей 8–12 лет, проходить который рекомендуется с тактичной помощью взрослых. Взаимодействие, общение между ребёнком и родителями – одна из важнейших составляющих мероприятия.
Участвуя в качестве волонтёра в «Детских днях» в музее города Гатчина, я получила возможность наблюдать как за посетителями, так и за организаторами, изучать мероприятие изнутри. Игровой маршрут затрагивал самые интересные и необычные залы музея и содержал как игровые задания (посчитать количество картин, решить исторический ребус), так и логические (подумать, каковы плюсы и минусыи спользования натурального и искусственного мрамора, кому могла принадлежать определённая комната и почему).
Также они были ориентированы на разные способы восприятия информации: в каких-то нужно было послушать музыкальные отрывки, в других – рассмотреть и потрогать различные отделочные материалы.
Отдельно отмечу графическое воплощение маршрутного листа с заданиями. Сочетание стилизованных иллюстраций и частично рукописного текста позволяет ему выглядеть менее официально, усиливает ощущение игры. Использование «картинок» важно для удержания внимания не только детей, но и взрослых, поэтому грамотно подобранные иллюстрации прекрасно дополняют задания программы. Кроме того, они помогают формировать эстетический вкус ребёнка. Не стоит ограничиваться фотографиями или классическими, программными произведениями искусства, ведь современная иллюстрация предоставляет огромный простор для фантазии.
Родители охотно помогали детям, в основном не пытаясь слишком явно им подсказать или решить задачу за них. Бывает нелегко сохранить баланс в этом отношении, поэтому очень важно составлять такие задания, которые будут ребёнку по силам, но при этом не слишком простыми, чтобы он не потерял интерес.
Помощь в объяснении заданий и навигации в пространстве музея также предоставляли волонтёры. Привлечение добровольцев в таких проектах – не новое решение, ведь финансирование музеев нередко оставляет желать лучшего. Их поиск осуществлялся через группу «Музей со служебного подъезда» (Вконтакте), где объединяются все любители искусства и музейного дела. Опыт такой работы полезен как студентам педагогических специальностей, так и будущим работникам музеев и организаторам выставочных проектов.
При этом чаще всего не требуется дополнительного времени для обучения волонтёров, ведь программа фестиваля предполагает самостоятельное прохождение ребёнком маршрута. Минимум информации, которую нужно запомнить, – это, прежде всего, суть того задания, за которое ты отвечаешь, а также путь программы в залах дворца. Но в процессе работы волонтёры могут приобрести много полезных знаний, ведь лучший способ запомнить что-то – попробовать объяснить это другому. Также у добровольцев есть возможность общаться между собой и обсудить важные для них вопросы, например, особенности обучения в том или ином университете.
Таким образом, самое главное в фестивале «Детские дни», на мой взгляд, – это обмен опытом: между родителями и детьми, между музейными работниками и участниками, между волонтёрами. Кроме того, эта программа может вдохновить другие организации (музеи других городов, школы и центры досуга, библиотеки) на проведение подобных мероприятий. Взяв за основу структуру, принципы формирования маршрута и заданий, их оформления или способы привлечения добровольцев, можно создать новое событие, показывающее ребёнку, как интересен мир вокруг.
Оставить комментарий