«Детские дни» в Гатчинском дворце-музее

Е.Суровая,

г.Гатчина Ленинградкой области

«Детские дни» в Гатчинском дворце-музее

Заинтересовать ребёнка историческим музеем – непростая задача, ведь документы и даты даже на взрослых нередко навевают скуку. Поэтому так важны мероприятия, превращающие поход в музей в захватывающее приключение, в игру. Со­бытием именно такого формата, охватывающим более сорока музеев города, являются «Детские дни» в Петербурге.

Экскурсии, тщательно подготовленные со­трудниками музеев, обычно включают в себя игровой маршрут с заданиями для детей 8–12 лет, проходить который рекомендуется с тактичной помощью взрослых. Взаимодействие, общение между ребёнком и родителями – одна из важней­ших составляющих мероприятия.

Участвуя в качестве волонтёра в «Детских днях» в музее города Гатчина, я получила воз­можность наблюдать как за посетителями, так и за организаторами, изучать мероприятие из­нутри. Игровой маршрут затрагивал самые инте­ресные и необычные залы музея и содержал как игровые задания (посчитать количество картин, решить исторический ребус), так и логические (подумать, каковы плюсы и минусыи спользо­вания натурального и искусственного мрамора, кому могла принадлежать определённая комната и почему).

Также они были ориентированы на разные способы восприятия информации: в каких-то нужно было послушать музыкальные отрывки, в других – рассмотреть и потрогать различные отделочные материалы.

Отдельно отмечу графическое воплощение маршрутного листа с заданиями. Сочетание сти­лизованных иллюстраций и частично рукописно­го текста позволяет ему выглядеть менее офици­ально, усиливает ощущение игры. Использование «картинок» важно для удержания внимания не только детей, но и взрослых, поэтому грамотно подобранные иллюстрации прекрасно дополняют задания программы. Кроме того, они помогают формировать эстетический вкус ребёнка. Не стоит ограничиваться фотографиями или классически­ми, программными произведениями искусства, ведь современная иллюстрация предоставляет огромный простор для фантазии.

Родители охотно помогали детям, в основном не пытаясь слишком явно им подсказать или ре­шить задачу за них. Бывает нелегко сохранить баланс в этом отношении, поэтому очень важно составлять такие задания, которые будут ребёнку по силам, но при этом не слишком простыми, чтобы он не потерял интерес.

Помощь в объяснении заданий и навигации в пространстве музея также предоставляли во­лонтёры. Привлечение добровольцев в таких проектах – не новое решение, ведь финансиро­вание музеев нередко оставляет желать лучшего. Их поиск осуществлялся через группу «Музей со служебного подъезда» (Вконтакте), где объ­единяются все любители искусства и музейного дела. Опыт такой работы полезен как студентам педагогических специальностей, так и будущим работникам музеев и организаторам выставоч­ных проектов.

При этом чаще всего не требуется дополни­тельного времени для обучения волонтёров, ведь программа фестиваля предполагает само­стоятельное прохождение ребёнком маршрута. Минимум информации, которую нужно запом­нить, – это, прежде всего, суть того задания, за которое ты отвечаешь, а также путь программы в залах дворца. Но в процессе работы волонтёры могут приобрести много полезных знаний, ведь лучший способ запомнить что-то – попробовать объяснить это другому. Также у добровольцев есть возможность общаться между собой и обсу­дить важные для них вопросы, например, осо­бенности обучения в том или ином университете.

Таким образом, самое главное в фестива­ле «Детские дни», на мой взгляд, – это обмен опытом: между родителями и детьми, между музейными работниками и участниками, между волонтёрами. Кроме того, эта программа может вдохновить другие организации (музеи других городов, школы и центры досуга, библиотеки) на проведение подобных мероприятий. Взяв за основу структуру, принципы формирования маршрута и заданий, их оформления или способы привлечения добровольцев, можно создать новое событие, показывающее ребёнку, как интересен мир вокруг.

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 51-53

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.