О прелестях моей работы

Е. Тихонова, г. Новосибирск

О прелестях моей работы 1

Какие удовольствия можно доставить зрителю?

1. Эмоции. Детские фильмы отличаются необыкновенной трогательностью, ведь в них если и говорится о привычных для нас вещах, то делается это необыкновенным образом, с точки зрения первооткрывателя. А также они получаются смешными из-за детских ошибок в буквах, в словах, в картинках, в мыслях: «…такая сишливая мама!»; «…и уснули они по-станоящему»; «…солнце как светануло!». Дети могут не выговаривать половину букв, они ещё только начинают учиться рисовать, но делают всё это старательно и бережно. Рисунки получаются смешными и трогательными, а пение забавным.

2. Эстетика. В детских рисунках иногда кроется такая красота, которая и не снилась взрослым, потому что дети не боятся рисовать неправильно и зачастую без всяких сомнений сочетают несочетаемое. Для того чтобы все получилось, преподаватель должен быть просто влюблён в детские рисунки.

3. Загадка, странность. Детский взгляд свежее и острее взгляда взрослого человека. Иногда детская история заставляет задуматься даже о привычных, казалось бы, вещах. Просто кое-что дети видят, обдумывают, изучают впервые. Иногда детские фильмы приходится разгадывать, как загадки.

4. Разгадка. Удовольствие, которое получают любители детективов. Зачастую финал детского фильма непредсказуем, и это просто прекрасно. Однажды парнишка Ждан сочинил такую историю про бабушку: «Жила-была бабушка. Вязала и смотрела телевизор. И вдруг однажды в квартиру проник дым, а из него… Змей-Горыныч! Жуть! Ужас! Змей-Горыныч навис над бабушкой и сказал: «Сейчас я тебя… замуж возьму!!!»

5. Аттракцион (притяжение, привлечение). Умение разбивать действие фильма на эпизоды и определять в каждом из них притягательный момент. Аттракцион рассматривается как приём, с помощью которого привлекается внимание зрителей. Требование к первому кадру – привлечь внимание. Кадры-тропы – метафора, гипербола (преувеличение, усиление), аллегория (придание конкретного образа абстрактному понятию), гротеск (чрезмерное преувеличение, доведенное до абсурда) – все они работают на выразительность кадра. Требование к последнему кадру – поставить точку, рассказать историю до конца.

Чаще всего этим поражают дети постарше. Они уже изучают «гэги» (приёмчики, заведомо вызывающие смех у зрителя) и сознательно применяют их, чтобы рассмешить.

6. Удивление. Оно может быть вызвано неожиданностью . В фильме «Лиса и Петух» Дани Иткина зрителей восхитили слова, которыми герои приветствовали друг друга: «Салям-аллейкум, Петушок!» – «И тебе, Лиса, салям-аллейкум!», а также сногсшибательная финальная фраза: «…И спорили они долго и счастливо!»

7. Интересная (иногда даже философская) мысль. Фильм «Про колечко» 4-х летней Кати Замятиной: «Собаки догоняют котят, котята догоняют мышат, мышата догоняют колечко, а колечко никого не догоняет, оно катается само по себе. Это «жизня» такая!» Взрослый режиссёр после просмотра фильма сокрушался: «Ну, почему это не я придумал!»

Что могут дать занятия мультипликацией детям и преподавателям?

Задумайтесь о том, чему может научиться ребёнок, в процессе создания мультика. Итак, чтобы сделать мультик, нужно уметь генерировать идеи, сочинять, рассказывать, говорить правильно и внятно, чтобы уметь донести свою мысль до зрителя. Нужно научиться рисовать, чувствовать цвет, чтобы при помощи изображения передать зрителю свой замысел. Научиться не боятся камеры, уметь передвигать под камерой своих героев, иметь понятие о времени , о движении, мимике, жестах. Научиться работать с микрофоном, не бояться выступать как настоящие актёры, чтобы говорить, петь и шуметь за своих героев, научиться чувствовать характер музыки. Необходимо не только просматривать мультики, но и учиться их пересказывать, обсуждать и анализировать увиденное, чтобы становиться грамотными, умными зрителями, не теряющимися в море видео- и аудиоинформации. Не много ли всего, спросите вы нас. Нет, ответим мы, это нормально, особенно если мы озадачиваемся тем, чтобы превратить наши занятия мультипликацией не в тяжёлый «серьёзный» труд, а в весёлую игру по познаванию, исследованию и освоению окружающего мира.

А теперь очень важное: всё это должны уметь сами ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ. Я не знаю, где дают такое образование, но к этому нужно стремиться. Хорошо, если у человека, решившего заняться этим замечательным делом, есть педагогическое образование, ещё лучше, если есть художественное или музыкальное образование, но самое лучшее, если есть интерес к мультипликации и к детям. Если вашей целью становится только снять мультик, лучше займитесь этим сами или с детьми постарше.

Взрослым не всегда просто понять и воспринять безыскусное творчество детей. В первую очередь педагог, решивший заниматься с детьми должен научиться восхищаться детскими историями, детскими рисунками, детскими фильмами, а также раскрыть окружающим всю прелесть малышового творчества.

Почему важно создание межличностных отношений ребенок–преподаватель? Маленький человек собирается открыть свой внутренний мир для вас. Он не может впустить туда незнакомую, неинтересную ему личность. Отсюда следует, что важной частью работы будет создание контакта с ребёнком, что бы ни происходило в вашей жизни.

Всегда нарядно выглядеть. Для меня, например, стало правилом одеваться в одежду радостных для детей цветов. Кроме того , для меня это лишний повод с ними пофантазировать: в голубом – я спокойная и мечтательная, как река, в светло-жёлтом – я прекрасна, как утреннее небо, в розовом – я смешная тучка, похожая на хрюшку, в зелёном –я добрая, весёлая и удивительная, как трава, как кустик. Можно задействовать – шляпы, парики, плащи и прочее. Кроме того, ваша одежда должна быть удобна для беготни, прыжков и актёрствования, ведь, сидя на одном месте, вы не станете участником их движения.

Улыбаться. Быть внимательным к детским проблемам и возможностям. Уметь находить общий язык как с детьми, так и с их родителям. Радоваться встрече с детьми! Кем-то просто и мудро сказано: «Весёлому искусству мультипликации противопоказаны скука и назидательность». Формы занятий должны быть гибки и разнообразны.

Главная задача – пробудить интерес к творчеству, к самому себе, к окружающему миру. Весёлые игры, просмотры мультфильмов, экскурсии, уроки любования, праздники, всё это так или иначе войдёт в процесс обучения и воспитания. Детская мультипликация – это особенный вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность высказаться и быть услышанным. У ребёнка небольшой жизненный опыт, но бездна воображения и нет тех ограничений, которые появляются с возрастом . Поэтому информация , которую несут в себе детские фильмы, просто бесценна. Творчество присуще каждому ребёнку, неталантливых детей не бывает. В начале жизни человека его душа, его разум раскрыты навстречу миру. Через множество «почему» человек познаёт окружающий мир и создаёт для себя отражение этого мира, в котором перемешивается реальность и фантастика.

Мультипликация может стать средством развития детей благодаря своей многоплановости, многоликости. Это возможность развиваться в разных направления х. Современный ребёнок в состоянии овладеть языком мультипликации, осилить кропотливый процесс съёмки, постигнуть законы сочинения истории, стихосложения, азбуки звука и азбуки режиссуры. Помочь в этом может педагог мультипликации, а педагогу нужно помнить о том , что «конечный продукт его деятельности – это не фильм, а счастливый, уверенный в своих силах ребёнок, узнавший радость творчества» (Ю. Красный).

В чём я вижу задачи преподавателя детской мультипликации? Задачи общие – как и во всех других видах творчества:

  1. Привить детям любовь к творчеству, к искусству кино, умению понимать его язык.
  2. Учить детей общаться, слышать друг друга, быть терпимыми к точке зрения другого, работать в группе.
  3. Понижать агрессию и повышать самооценку у детей.

Задачи конкретные:

  1. Качественно, а ещё лучше, блестяще познакомиться с детьми (стихи, песни, музыкальные инструменты, костюмы, шуточки, все, чтобы привлечь к себе внимание, насмешить, и удивить).
  2. Создать весёлую и спокойную атмосферу и обстановку для творчества: для сочинительства, рисования, съёмок, записи звука, актёрствования, просмотров мультфильмов (даже одну комнату можно разделить на зоны для разных видов деятельности, например, кубики-столы в зоне для рисования, мягкие коврики, на которых можно сидеть и валяться – для сочинительства и пр.)
  3. Наладить дружественные связи между детьми.
  4. Продумать и организовать работу, особенно на съёмках, так как при этом виде деятельности нужна подготовка и на мультстанке , и на компьютере.
  5. Самый важный пункт. В бурном потоке детской фантазии уметь улавливать драгоценные крупицы детских историй, способных удивить и восхитить мир.

А теперь о прелестях моей работы ещё раз.

Это был обычный субботний день и занятия у трёх групп подряд: дети от 2 до 4, от 5 до 7 и от 8 до 14.

В этот день «Малявки » сами обустроили себе полянку из подушек и покрывал, сели как будто у костра, объявили темой сочинения «дружбу» и начали сочинять историю про тех, кто хотел дружить. Впоследствии из истории сделался фильм «История дружбы» – простой, симпатичный, снятый из рисунков, сушёных травинок и  цветных камушков. И историю свою они рассказали по-доброму, не выговаривая половины букв, но с большим чувством.

История дружбы.

Жили-были две непринцессы. Ариша и …Ариша. И вот пошли они друзей искать. Увидели птичек.

– Давайте дружить, птички!
Птички сказали: Чирик-чирик!

Непринцессы ничего не поняли и пошли дальше. Встретили медведей.

– Давайте дружить!
–РРРРРРР, – сказали медведи.

Непринцессы ничего не поняли и пошли дальше. Встретили «гибемота-Пото-потама».

–Давайте дружить!
– Чав-чав, – сказали гибемоты.

Непринцессы ничего не поняли. И решили они нарисовать себе друга. Точка, точка, два крючочка.

Носик, ротик, оборотик. Мы рисуем человечка: ручки, ножки и сердечко. Потому что без сердечка не бывает человечка!

Средние, как всегда, носились и кричали сумасшедшим образом, придумывали себе и мне новые имена или прозвища. Например, я у них стала Еленой Помидоровной. После этого они сели по кубикам, которые заменяли им столы, и стали рисовать невероятных героев для своего фильма «Страхота», который иначе и не назовёшь. Они сделали его, чтобы покричать жутким образом. А без этого им было никак невозможно. Потом они играли в этот фильм и сочиняли всякие страшилки, и кричали, и пели, и побежали сами снимать, и жутко гордились собой и своей самостоятельностью.

Страхота.

Жили-были две принцессы. Пошли они в лес погулять.

– И там умерли!

– Нет, это очень печально. Просто увидели они там огонек.

–Такой страшный ужасный огнище!

– Да нет, это было окошечко у дома.

– А там страшные вопли! Наверно, они умирали!

– Нет! Вовсе они не умирали. Там была просто… Дискотека!!!

Старшие в этот день работали совершенно самостоятельно. Ещё бы! Некоторые ребята пришли ко мне заниматься, когда им было по 3-4 года. Сейчас же им уже по 14! Сама удивляюсь такому долговременному сотрудничеству. Эти ребята решили снять мультик про школу, но так, чтобы там было много невероятного и смешного, где директор превращался в инопланетянина, а школа могла превратиться в космический корабль, добрые учителя становились космонавтами, а не очень добрые – микробами. Не очень-то напрягаясь, болтая и обмениваясь информацией, они задумали историю.

Когда занятие закончилось, парни, напившись чаю, бросились вместе на улицу, обсуждая на ходу подробности своей работы. А я подумала: «Неужели осуществляются мечты, и у меня получилось создать замечательную команду единомышленников, более того – друзей!» Вот какой случился у меня замечательный субботний день! И это несмотря на то, что провести три группы по два часа каждая достаточно непросто физически.

Увидев эти почти забытые записи, я решила срочно вспомнить то, что считаю важным в работе преподавателя.

Очень важно для преподавателя не стараться подменять собой ребёнка в его работе, ни в сочинительской, ни в изобразительной, ни в какой. Нужно помогать ему раскрыться, а попросту – создать условия для творчества. Чтобы ребёнок не боялся говорить, рассказывать, чтобы не боялся получить плохую отметку за свой рисунок. Чтобы его творения не сравнивали с работами других детей.

Как грустно бывает слышать от ребёнка, что он не умеет рисовать или сочинять. Откуда он это взял? Почему так подумал? Что тут может помочь? Доверительный тон? Метод провокации? Кому как. Тут в дело должна вступить ваша интуиция. А дальше может разлиться полноводная река детского воображения, и здесь преподаватель может вступать в процесс и отбирать самое важное, нужное, интересное. Ведь дети иногда становятся форменными Шехерезадами и могут рассказывать бесконечно. Кстати, о том, что дети считают, что они чего-то не умеют, и расстраиваются по этому поводу.

Недавно мне напомнили эпизод, который произошел на праздничной сцене, куда были вытащены дети, в том числе и мелкие. В пылу выступления я призвала детей похулиганить вместе со зрителями. И в этот момент услышала жалобный, со слезами голос почти трехлетнего Алёшки: «Ральдовна! Я не умею хулиганить!» – «Ничего! – бодро сказала я. – Мы с ребятами научим тебя плохому!». И услышала в ответ: «Ральдовна! Научи меня скорей!»

Что же является главным в работе педагога? Вырастить хорошего профессионала? Хорошего человека? Раскрепостить ребёнка? Загнать его в рамки приличного? Снять агрессию? Этих вопросов может быть неисчислимое множество. Каждый педагог отвечает на эти вопросы по-своему. По большому счёту мы, преподаватели, прививаем им интерес к жизни, её многогранности, любви к себе и ко всему на свете, и учим детей тому, как донести до зрителей свой интерес и свою любовь. Работа педагога – это старательская деятельность по добыче бриллиантов детского творчества. Дети также могут многое дать взрослым. Начиная заниматься в студии мультипликации с детьми, преподавателям нужно иметь в виду и участие родителей в процессе производства фильма. Обязательно нужно объяснить родителям важность, значение занятий мультипликацией для всей дальнейшей жизни ребёнка. Можно сказать, что такие занятия могут стать «школой жизни» для маленького человека, а навыки, полученные в студии, могут пригодиться ему в дальнейшем, чем бы он потом ни занимался.

Занятия в студии мультипликации, как правило, сближает детей и родителей, несмотря на то что на самих занятиях родители не присутствуют. Но сам предмет мультипликации располагает к общению с публикой, обсуждениям, и поскольку дети больше всего любят сочинять о себе, своей жизни, своей семье, то и обсуждается это сочинение в первую очередь с родителями. Родителям от этого очень ощутимая польза. Они получают возможность увидеть свою семью, свой образ жизни глазами ребёнка, они получают открытый и свежий взгляд на мир с помощью ребёнка. Кроме того, в процессе производства ребёнок зачастую прибегает к помощи родителей в таком многотрудном деле, как съёмки. И если в процессе сочинительства родители могут выступать в роли советчика, сопереживающего, то на стадии съёмки дети и родители становятся сотоварищами, коллегами, рабочей группой . Общение становится богаче, потому что оно наполнено совместным творчеством, совместными переживаниями. Соприкосновение с детским творчеством тренирует мозги и сердце взрослого человека, ведь у детей свои законы жизни. Своё представление о мире, иногда более мудрое и более простое, чем у взрослых. Поэтому, когда ребёнок находится в стадии сочинительства истории для своего будущего мультика, я советую родителям не вмешиваться в процесс, не привносить своё видение ситуации в историю ребёнка, а сопереживать автору и, может быть, деликатно поддерживать его, при необходимости приносить ему нужную информацию, выслушивать разные варианты истории.

На стадии изготовления материалов для съёмок, будь то шарнирные марионетки, пластилиновые скульптуры или что-то другое, родители могут взять на себя только вспомогательные функции и техническое обеспечение. На стадии озвучания участие родителей иногда обусловлено сюжетом , по которому просто требуется взрослый голос, или исполнение песни, музыки и т.п. На стадии съёмок, как уже было замечено, родители могут оказать ребёнку большую помощь, так как процесс съёмки очень трудоёмкий, требующий большого внимания, и даже технической грамотности. На стадии монтажа родители могут принимать участие в подборе музыки и общего стиля оформления. Когда наступает счастливое время премьеры фильма, родители становятся первыми и самыми трепетными зрителями. Чем больше будет участие родителей в работе над фильмом, тем больше они оценят способности и возможности своего ребенка, поверят в его силы, проникнутся к нему уважением, как к творческой личности, а может быть и разглядят его таланты.

Что же дают дети преподавателям?

Во-первых, массу открытий благодаря свежему взгляду на мир, ставший для взрослых привычным. Во-вторых, занятия с детьми заставляют все время учиться. Ведь при создании фильмов могут понадобиться знания по истории культуры, научные знания, знание истории искусств, литературы , музыки – список можно продолжать до бесконечности. Интересоваться тем, что читают дети, что они смотрят, чем любят заниматься. Учиться новым техникам, приёмам съемки, да мало ли что может понадобиться! Ну и конечно, дети дают массу положительных эмоций при общении и гордость от того, что ты участвуешь в очень важном деле.

Занимаясь с детьми мультипликацией на протяжении более 20 лет, я не задумывалась о том, что же будет дальше со мной и с ними. И вдруг жизнь пока зала мне ответ. Недавно меня поразили мои бывшие ученицы, которые занимались у меня всё время, пока учились в школе, то есть около 10 лет. Им сейчас по 25-27, у них семьи, дети. И вдруг они списались друг с другом, встретились и решили нагрянуть ко мне в гости. Одна из них, Настя Гидион, снимает с детьми мультики сразу в трёх студиях Новосибирска («Рябинушка», «Арбуз», «До-ми-соль»), хотя по образованию она – юрист; вторая, Наташа Белинская, прекрасно рисует, занимается батиком и недавно сняла анимационный фильм о своём детстве; третья, Полина Квашнина, закончила Новосибирский филиал ВГИКА и снимает и монтирует документальное кино; четвёртая, Ира Теплова, работает на телевидении; пятая, Рита Щёголева, вообще работает архитектором, а ведь по образованию и я архитектор и 25 лет работала в архитектуре. Девчонки вспомнили много такого, что я давно позабыла. Например, что я разрешала на занятиях петь, плясать, ставить спектакли по своим историям и прочие безобразия. Я разрешала им слушать мои лекции по мультипликации, лёжа на моей огромной собаке, водолазе по имени Джерри, которого я брала иногда на работу в студию. Так вот эти девчонки при встрече вручили мне Диплом за поддержку всех творческих начинаний (я не возражала даже если кто-то намеривался снять фильм о Боге или откуда берутся дети); за свободу полёта творческой мысли; за самые толковые технические подсказки; за справедливую критику и замечания; за любовь к иностранным языкам (иногда на занятиях мы изучали приветствия на разных языках, даже по-индейски, жестами или находили слова «Я люблю тебя» на тридцати разных языках); за приобщение к Бредбери (у нас проходили занятия, на которых мы читали вслух «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», «451 по Фаренгейту» – замечательную фантастику Рея Бредбери, или смотрели фильмы по его книгам); за заразительный задор и веселье; за неизменную дружбу и понимание. И ещё они подарили мне песню собственного сочинения, в которой есть такие слова:

Ни критики, ни гнева, ни поезда, ни бега
В студийный съёмочный час
Распахивает стёкла сверкающий станок наш
Для фонов, героев и фраз.

Сокровища фантазий, рисунки словно дышат,
Ноутбук потихоньку шуршит,
А есть такие люди – они прекрасно слышат
Как творец со сказкой говорит!

Я была счастлива увидеть и услышать всё это. Не то чтобы я хвасталась… Хотя всё-таки хвастаюсь, вернее, страшно горжусь своими учениками!

1 Продолжение. Начало в №6/2017.

Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 54-59

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.