Час искусств, который дарит радость

А.Бондарев,

кандидат педагогических наук, зам. директора ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость», г.Москва

Час искусств, который дарит радость

Центр «Радость» по праву считается крупнейшим в столице учреждением дополнительного образования, реализующим программы массового музыкально-эстетического воспитания. Под началом своего создателя и руководителя – заслуженной артистки России Татьяны Ждановой педагогический коллектив Центра  ведёт просветительскую работу среди школьников и слушателей всех возрастов. Польза для социокультурной среды города в этом двойная. С одной стороны, дети и родители знакомятся с традиционными – академическими и народными – формами музыкально-исполнительского искусства. С другой стороны, сами воспитанники «Радости» с первых лет обучения музыкально-исполнительской деятельности чувствуют востребованность своих творческих интересов и, совершенствуя исполнительское мастерство, участвуя в концертах, открывают возможность влиять на культурные предпочтения своих сверстников. В разные годы «Радость» выступала организатором музыкальных лекториев, клубов любителей музыки, филармонических концертов. И всегда это была работа, нацеленная на личностное развитие школьников, на осмысление ими глубоких художественных впечатлений и переживаний, способных формировать мировоззрение, эмоциональную и душевную отзывчивость, нравственные ориентиры.

Директор Центра Т.Жданова нашла перспективное и, как показало время, эффективное решение развития культурно-просветительской работы со школьниками в формате дополнительных общеобразовательных программ вводного уровня. Первые три программы, композиционно напоминающие музыкально-филармонические абонементы и предполагающие проведение 10–12 занятий с каждой группой школьников, в 2016/2017 учебном году были успешно апробированы на базе школ №№ 1474, 152, 1159, а также Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича.

В обсуждении содержания новых программ, их развивающего, воспитательного и  метапредметного потенциала деятельное участие принял коллектив Кафедры воспитания и дополнительного образования Московского института открытого образования (МИОО). Программы получили положительные заключения экспертов, а после этапа апробации вошли в библиотеку методических материалов журнала «Практика административной работы в школе». Инновационный опыт работы Центра получил отражение в 1 выпуске журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» за 2017 год.

В начале 2016/2017 учебного года в Центре «Радость» были сформированы творческие рабочие группы, готовившие сценарии каждой новой встречи со школьниками. Перед педагогами, методистами, музыкантами-исполнителями была поставлена задача соединить  развлекательность, доступность с информационной содержательностью, информативностью и воспитательной эффективностью. Дополнительный акцент был сделан на мультимедийной привлекательности каждого занятия – час знакомства с миром художественной культуры должен стать поистине красочным и захватывающим, послужить пробуждению интереса школьников к академической музыке через увлекательные видеосюжеты, фрагменты любимых мультфильмов. Также решено было неотъемлемой частью встреч со школьниками сделать «живые» концертные номера, оставляющие более глубокие и сильные художественные впечатления.

Чтобы в программах были полноценно представлены учебный и развивающий компоненты, в них вошли формы контроля, которые могли бы стать дополнительным стимулом в освоении учебного материала: разнообразные викторины, тесты и конкурсы.

В результате первые три программы «Музыка родного края», «Музыкальный алфавит», «Музыкальный авиабилет» стартовали на площадках московских школ. Занятия по программам проходили во второй половине учебного дня в актовых залах, где ребята собирались целыми классами (2-3 класса одной параллели) после окончания уроков.

Программа «Музыка родного края» предполагает эмоциональное погружение детей в звуковую среду русской культуры – как традиционной народной, так и классической. Построенная по принципу сменяющихся «музыкальных картин», она открывает разные грани русского быта, русской природы и истории через музыкальные образы.

В рамках программы «Музыкальный алфавит» школьники знакомятся с истоками и традициями классической музыки, язык которой формировался, начиная с X века, преимущественно в Западной Европе. Значительная часть программы посвящена истории становления европейских музыкальных инструментов, понятий, связанных со стилями, жанрами и направлениями классического музыкального искусства.

Программа «Музыкальный авиабилет» предполагает комплексное развитие музыкальных и страноведческих представлений младших школьников.

Она представляет своеобразный экспресс-курс по изучению младшими школьниками музыкальных традиций разных стран посредством виртуальных авиапутешествий . Школьники знакомятся с видеопанорамами культурных достопримечательностей Европы, Азии, Америки, слушают фрагменты музыкальных произведений и делают отметки в предварительно розданной брошюре Туристического авиабилета, надписывая в контурных картах названия городов и соединяя их с портретами изучаемых композиторов.

Нормативно-правовым основанием для реализации программ стали договоры о сетевом взаимодействии между Центром «Радость» и общеобразовательными организациями. В 2016/2017 учебном году это сотрудничество коснулось более чем 50 начальных классов образовательных комплексов Москвы, охватив в общей сложности свыше 1500 детей. Сегодня количество участников проекта «Час искусств» возросло вдвое, превысив 3000 школьников, и продолжает расти по мере поступления новых запросов из школ разных районов Москвы.

Опыт показал, что проект «Час искусств» позволяет существенно обогатить и разнообразить сферу художественных переживаний школьников. Одновременно программа доказала свою экономическую состоятельность, рентабельность. Она обеспечивает условия, при которых в общеобразовательные школы из организаций дополнительного образования могут выезжать рабочие группы, включающие педагога -лектора , концертирующего музыканта, звукорежиссера. Их сотрудничество служит залогом высокого качества просветительской и образовательной работы.

Кроме того, такой формат реализации программ дополнительного образования содержит большой потенциал развития междисциплинарной образовательной среды в предметной области «Искусство»,

а также интеграции гуманитарных и художественны х предметов с предметами научно -технической области. Намеки на эту конвергентную емкость появились в новых программах проекта «Час искусств». Среди них: «Музыкальный киносеанс», «Музыка и архитектура», «В гостях у Терпсихоры».

Вот лишь некоторые названия тематических занятий в рамках этих программ: «Музыкальные тайны рыцарского замка (от карнавалов средневековья до королевской сюиты эпохи Возрождения)»; «Гармонические загадки Собора Парижской Богоматери: образ собора Нотр Дам де Пари в музыкальной культуре»; «Парадный Петербург: музыка дворцов и площадей северной Венеции»; «В гостях у музыкальной киносказки». В рамках проекта получили развитие и адресные программы, учитывающие разные категории обучающихся, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в сентябре программа вводного уровня «Россия – Родина моя» стартовала в двух коррекционных школах Северного округа.

Проект Центра «Радость» «Час искусств» помогает не только сохранять, но и развивать уникальные отечественные традиции массового художественного воспитания. Направленные на личностное развитие детей и подростков, эти воспитательные технологии способны формировать у школьников целостную картину мира, здоровые, творческие, созидательные эстетические и нравственные жизненные ориентиры.

Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 45-46

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.