Флора – богиня цветов

М.Топчий,

учитель музыки МБОУ СОШ №10, г. Борисоглебск Воронежской области

Флора – богиня цветов

Конспект внеурочного занятия по искусству в V классе

На учительском столе стоит ваза с тремя видами цветов. В начале занятия дети входят в кабинет и берут из вазы любой цветок. После чего направляются к тому столу, на котором стоит ваза именно с тем цветком, который выбрал ученик. Таким образом происходит деление детей на три группы.

Учитель.

Таинственен, красив цветочный мир.

Войди в него – услышишь утром рано,

Как светлой музыкой наполнился эфир:

Поют луга, овраги и поляны…

Звучит симфония цветов!

Вдали, окрест глядят антенны в космос повсеместно.

Земля – концертный зал,

Цветы – оркестр.

Цветок – волшебный инструмент оркестра.

(Звучит «Вальс цветов» П.Чайковского + видео на экране.)

Здравствуйте, ребята. Сейчас прозвучал «Вальс цветов» П.И.Чайковского. И это не случайно. Ведь сегодня мы будем говорить о цветах. Существует мир животных и мир растений. А к какому миру живых организмов относятся цветы? Мир животных называют фауной, а как называется мир растений? (Флора.)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру античной культуры и познакомимся с Богиней цветов. Как вы думаете, как её зовут? (Флора.)

Пока богиня не приняла власть над землёй, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом. Флоре подчинены хлебные поля и виноградники, оливковые, плодовые сады и цветущие луга. Как бы Вы сформулировали тему нашего урока ?

Тема нашего урока – «Флора – богиня цветов». И сегодня мы приглашаем Флору к себе в гости.

Флора.

Флорой зовусь, а была Хлоридой;

в устах же латинских

Имени моего греческий звук искажён.

Да, я была на блаженных полях Хлоридою – нимфой,

Там, где счастливцы мужи в оное время цвели.

Как хороша я была, мне мешает сказать

моя скромность.

Овидий. Фасты. Флора – италийская богиня цветения колосьев и распускающихся садов. Она хороша собой, эту красоту и вечную юность запечатлели многие художники. Вот перед вами картина итальянского художника Тициана. Среди лучших произведений на эту тему – «Флора» Рембрандта. (См. илл. на 2-й странице обложки.)

Ребята, опишите, как выглядит богиня? По каким атрибутам можно узнать, что перед нами богиня цветов?

Большой популярностью пользовался миф о Флоре и Зефире, в котором рассказывалось, как Флора последовала за западным весенним ветром Зефиром, а затем вышла за него замуж, усыпая свой путь цветами. Именно этот миф отображён в картине «Весна» художника Сандро Боттичелли.

Не только в живописи, но и в скульптуре Флора имела большой успех. Скульптуры Флоры можно встретить во многих скверах, парках и садах.

(Слайды на экране.)

Античный миф о Зефире и Флоре нашёл воплощение в балетном искусстве.

В историю балетного искусства вошёл балет «Зефир и Флора», который впервые был поставлен в России 1818 г. французским балетмейстером и педагогом Шарлем Дидло. В нём впервые хореограф использовал такой элемент, как поддержка, – до того балерины «опрокидывались» на руки своих кавалеров. «Зефир и Флора» стал первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнёршу и в котором появился новый элемент «па-де-де» – как «диалог» двух танцовщиков. (Видео фрагмент балета.)

Балетные пуанты, ставшие основной профессиональной обувью артистов мирового балета, впервые были использованы в балете «Зефир и Флора». Произошло это в 1796 г. (См. илл. на 3-й странице обложки.)

Флора. А знаете ли вы, что существует язык цветов? Всё началось давным-давно. В начале XVIII века король Швеции Карл II ввёз в Европу новый язык, побывав в Персии и познав восточный язык цветов. В наше время многие не знают, что такой язык существует. В некоторых культурах он до сих пор имеет большое значение. И поэтому надо знать хотя бы основные значения, чтобы не попасть в неудобное положение.

1. Астра – символ любви и воспоминаний.

2. Тюльпан – объяснение в любви.

3. Белая лилия – скромность.

4. Георгин – признательность, богатство.

5. Красная роза – любовь.

6. Мимоза – застенчивость.

7. Хризантема – благополучие, знатность.

8. Незабудка – вспоминай обо мне.

9. Гвоздика алая – пылкая любовь.

10. Пион – стыдливость.

11. Орхидея – красота.

12. Сирень – первые волнения любви.

13. Камелия – восхищение.

14. Маргаритка – чистота.

15. Подснежник – надежда, нежность, молодость.

16. Гладиолус – воспоминание.

Существует и символика цвета. Знание значения цветов и цвета поможет нам сделать правильный выбор.

Белый цвет символизирует чистоту и юность.

Красный цвет считается цветом любви. Красные розы – самые любимые цветы всех влюблённых.

Розовый цвет является цветом скромности и юности, символизирует нежные чувства дарящего,

может выражать даже признание в любви.

Жёлтый цвет всегда ассоциируется с солнцем, вызывает ощущение тепла, лёгкости и веселья, символизирует тепло, счастье, хорошее самочувствие, дарит радость. Это цвет хорошего настроения. Кроме того, он считается символом богатства и процветания.

Оранжевый цвет символизирует радость, тепло, солнце, урожай, счастье, праздник.

Синий цвет – холодный и тихий, строгий и полный энергии. Он символизирует энергию и бесконечность, доверие и верность.

Фиолетовый цвет символизирует величие, достоинство, роскошь.

Голубой – чистота, верность. Букет голубых колокольчиков или незабудок хорошо преподнести чистому, юному, невинному созданию.

Количество цветов в букете также имеет определённое значение: принято дарить нечётное количество цветков: один, три, пять, семь... Один цветок – это знак внимания; три цветка – знак уважения; пять – признания; семь – любви...

Учитель. В жизни человека годы незаметно сменяют друг друга, за детством приходит юность, за юностью – молодость и зрелость, и нежданно подкрадывается старость. Для каждого периода жизни характерны свои чувства, эмоции, переживания.

Флора. Пользуясь языком цветов, соберите «букеты » для Юности, Зрелости и Старости.

Определите количество цветов в букете и общий цвет букета. Какая группа хотела бы собрать букет для Юности? Кто будет собирать букет для людей зрелого возраста? А вы собираете букет для людей пожилого возраста. (Во время выполнения задания звучит «Подснежник» П.Чайковского.)

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

Творческая мастерская. Что такое натюрморт?

Задание для 1-й группы. Создать слайд-шоу «Цветочный натюрморт».

Пошаговая инструкция:

– открыть на рабочем столе папку «Картинная галерея»;

– просмотреть картины и выбрать произведения, написанные в жанре «натюрморт»;

– открыть на рабочем столе папку «Музыка»;

– прослушать отрывки музыкальных произведений;

– выбрать подходящее, на ваш взгляд, произведение для музыкального сопровождения слайд-шоу «Цветочный натюрморт»;

– сообщить учителю о выполнении задания.

Задание для 2-й группы. В каждом доме, помимо красиво цветущих комнатных цветов, есть цветы, приносящие пользу, – это цветы-лекари. Прочитайте статью о лечебных свойствах комнатных цветов. Выберите цветы для своей комнаты и объясните свой выбор.

Комнатные растения-лекари.

Кактус прибавит сил, снимет усталость. Поставьте его возле компьютера – он нейтрализует излучение.

Комнатный лимон улучшает работу мозга, придаёт бодрость, повышает общий тонус организма. Это растение полезно иметь людям умственного труда.

Розмарин помогает людям, страдающим простудными заболеваниями, болезнями дыхательных путей.

Проверка. За каждый правильный ответ дети получают цветок от Флоры.

Учитель. В прошлом учебном году ребята V класса тоже проходили внеурочный курс «Царство Флоры», в конце которого осуществили творческий проект – создание книги «Цветочная азбука». И я передаю им слово (см. илл. на 2-3 с. цветной вклейки).

Андрей. Разрешите представиться: главный редактор школьного издательства «Десяточка» – Копёнкин Андрей. А это наша редакционная коллегия:

Стихи написал Родионов Илья.

Художники – учащиеся пятых классов.

Компьютерный дизайн – Мордасов Вадим.

Компьютерная вёрстка – Бирюков Данила и Дегтярёв Дмитрий.

Дизайн обложки – наша Флора – ученица XI класса Стародубцева Анастасия.

Корректор – Никульшина Яна.

В прошлом учебном году мы осуществили творческий проект «Цветочная азбука». Свою азбуку мы подарили ученикам I класса. В её создании принимали участие все ученики V класса, делая иллюстрации к нашей книге, которую мы хотим подарить нашим гостям.

А сейчас я хочу обратиться к сегодняшним пятиклассникам. В этом учебном году первоклассники изучают по нашей азбуке не только буквы русского алфавита, но и знакомятся с различными цветами. Со II класса ребята начнут изучать английский язык. И мы надеемся, что вы продолжите начатое нами дело и создадите для них электронное пособие к изучению курса английского языка «Цветочный английский алфавит».

Учитель. В конце прошлого учебного года было дано задание на лето – сделать фотографии цветов. Поприветствуем нашего художника -фотографа Ивана Ледовского.

Задание для 3 группы.

На рабочем столе в папке «Фото» вы найдёте фотографии цветов. Выберите необходимые вам цветы и вставьте фотографии в электронное пособие «Цветочный английский алфавит».

(Презентация электронного пособия «Цветочный английский алфавит» под музыку А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».)

Рефлексия.

1. Чему научились на занятии?

2. Что узнали нового?

3. Какая информация, полученная на занятии, пригодится в жизни?

4. Как бы Вы оценили свою работу?

Подведение итогов. Дети определяют количество цветов в своих букетах, то есть сразу видно какая группа была более активна. Много разных цветов на свете, но есть один волшебный – цветик-семицветик, исполняющий желания. Послушайте песню об этом удивительном цветке. Загадайте желание, и оно обязательно cбудется.

(Видео. Шоу-группа «Талисман». Песня «Цветик-семицветик».)

А всем нашим гостям ребята приготовили подарок – волшебный цветик-семицветик с пожеланиями. 

«Царство Флоры»

Внеурочный курс по искусству для V класса

№ Кол.час

Тема

1. 1 Легенды о цветах (по картине Н.Пуссена «Царство Флоры»)

2. 1 Образ Флоры в живописи

3. 1 Образ Флоры в скульптуре

4. 1 «Музыкальный букет»

5. 1 Цветочная поэзия («О цветах напишем стих…»)

6. 1 Символика цветов

7. 1 Язык цветов

8-9 2 Творческий проект:

1. Создание книги для уч-ся 1 класса «Цветочная азбука» с рисунками уч-ся 5 класса.

2. Создание электронного пособия «Английский цветочный алфавит» для уч-ся 2 класса с фотографиями цветов уч-ся 5 класса.

Стихи из «Цветочной азбуки»

Вьюнок

Вьюнок обвивает собою забор,

Веранду, беседку и внутренний двор.

До дома добрался хитрюга, и вот

Кажется, будто бы дача цветёт!

Орхидея

Я гляжу на орхидею,

От восторга тихо млея!

Но, чтоб ею любоваться,

Вам придётся постараться!

Иностранка! Для неё

Нужно тёплое жильё,

И забота, и уход,

Лишь тогда она цветёт!

Роза

Роза в горшке на окошке цветёт!

Сколько уюта она создаёт!

Можно часами глядеть на неё!

Чудный цветок украшает жильё!

Только характер у «девушки» строгий:

Хочешь – смотри, а руками не трогай

Эдельвейс

Эдельвейс растёт в горах!

Нужно одолеть свой страх,

Чтоб собрать цветов букет!

Лучшего подарка нет!

Илья Родионов

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 30-32

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.