Театрально-педагогический фестиваль памяти Леопольда Сулержицкого

Театрально-педагогический фестиваль памяти Леопольда Сулержицкого

Нынешней осенью на нескольких площадках Москвы прошел большой театрально-педагогический фестиваль, посвященный памяти полузабытого великого человека Леопольда Сулержицкого.

Думаю, что устроители и основные участники фестиваля расскажут о нем содержательно на страницах «Искусства в школе» и на сайте журнала. Мое участие было ограничено одним выступлением в первый день, когда я в очередной раз пытался доказать, что педагогика искусства нужна не для последующих занятий искусством (это – путь немногих), а для того, чтобы человек рос психологически здоровым, душевно развитым и причастным основным ценностям человеческим. Потому что если этого не будет, то все компетенции и «конкурентоспособности», которые он приобретет, осваивая остальные предметы, будут обращаться на эгоистические, а то и просто на разрушительные цели.

И еще я участвовал в одном из заседаний Круглого стола, где работники дополнительного образования из разных городов рассказали, что творится в их сфере.

Нас ведь уверяют, что бесплатность дополнительного образования будет сохранена, и что все реформы направлены не на то, чтобы выжать жалкие копейки из образования, а на то, чтобы все улучшить и «оптимизировать.» Так вот – один из участников (грешен, не запомнил из какого города, наверное, под впечатлением его рассказа) поведал, что у них ребенок по карточке проходит на занятия в какой-либо один кружок, а если хочет еще куда-то – пусть платит. Но весь смысл дополнительного образования именно в том, чтобы ребенок имел возможность свободной пробы себя в самых разных направлениях, чтобы в дальнейшем, может быть, выбрать какое-то одно.

Кстати, дополнительное образование – плохое слово, потому что сразу подчеркивает его вторичность и необязательность, тогда как на самом деле в жизни человека оно часто оказывается определяющим, то есть «основным». Надо говорить не про основное и дополнительное, а про обязательное и свободное образование, оба они «основные» и «дополняют» друг друга. Одно нужно, чтобы освоить на необходимом уровне то, что уже существует в культуре, а другое – чтобы найти свой, единственный путь и, может быть, создать что-то, чего еще нет.

В связи с этим, еще одно изобретение, тоже, конечно, «никак не связанное» с желанием выжать копеечку из еле живого доп. образования. Если ученик по какой-либо причине не пришел на занятия кружка, то у педагога… вычитают из зарплаты. А смысл дополнительного образования, в том числе, и в полной свободе посещений. Выступавший педагог даже не был уверен, что у него не вычтут за выезд в Москву нескольких детей - участников фестиваля… Так что лицемерие, видимо, границ не имеет.

И о самом Сулержицком. Я впервые узнал о нем из воспоминаний моего любимого учителя и тоже, по моему убеждению, великого человека Вадима Васильевича Шверубовича. Он считал, что, проживи «Сулер» подольше, он был бы признан одним из основателей МХТ; что у Станиславского и Немировича были гениальные находки в том, как создавать искусство, как решать задачи искусства, но не было сверхзадачи искусства в целом, а у Сулержицкого было такое духовное понимание.

Вот с чего начинать бы и нам: со сверхзадачи образования, - чему и зачем учить , «кто мы, откуда и куда идем», а исходя из этого решать все конкретные задачи, от содержания до методик, от аттестации до финансирования…

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.