Спектакль, на который можно пойти с детьми
Спектакль, на который можно пойти с детьми
В январе 2016 года на сцене музыкального театра юного актера «Орфей» г. Балашиха состоялась премьера одноактного мюзикла Санкт-Петербургского композитора Сергея Плешака «Рай для простака». Спектакль явился дипломной работой студентки 5 курса факультета музыкального театра Наталии Божко (мастерская В. Рябова). Н. Божко на протяжении многих лет руководит школьными театрами, поставила более 15 спектаклей, которые были отмечены жюри различных фестивалей и конкурсов. В своей работе с детьми она стремится воспитывать духовный потенциал ребенка, его творческую активность, нравственные ценности.
Сотрудничество Н. Божко с С. Плешаком продолжается уже не первый год; в течение последних четырех лет ею были поставлены такие мюзиклы композитора, как «Адам и Ева», «Путешествие маленькой птички», «Снежная королева». Однако дипломный спектакль стал первой работой режиссера с профессиональными актерами и музыкантами. Исполнителями главных партий стали артистка театра Московского театра оперетты Зоя Старовойтова (Рая) и выпускник Театрального института им. Б. Щукина Федор Андреев (Лакиш).
Приятно отметить, что в качестве музыкального сопровождения спектакля была выбрана не фонограмма, а живой звук, создаваемый инструментальным трио (фортепиано, ударные и синтезатор[1]).
Небольшой 50-минутный спектакль четко делится на 2 части, отделенные друг от друга инструментальным номером, во время которого происходит смена декораций и костюмов действующих лиц. Этот номер, как и развернутое вступление к спектаклю, был создан композитором уже значительно позже самого мюзикла по просьбе Н.Божко, задумавшей дополнить драматургию новыми сценами. Указанные музыкальные номера имеют общую интонационно-ритмическую основу, схожую инструментовку (только в этих номерах появляется звучание металлофона) и отличаются только в ладовой составляющей.
Характерной для большинства как современных, так и ставших классическими мюзиклов системы лейтмотивов в «Рае для простака» нет, но присутствуют лейттемы, как в лирических операх .XIXв. Более целостной с точки зрения музыкального развития является первая часть, имеющая две неоднократно повторяющиеся темы: тему «зова Раи», исполняемую хором и основанную на секвенционно повторяющихся нисходящих кварто-квинтовых ходах, и вальсовую тему появления Раи, переходящую в конце первой части в партию Лакиша[2].
Развитие действия влечет за собой появление новых музыкальных тем; при этом объединяющим музыкальный материал звеном становится наличие в большинстве номеров спектакля интонаций еврейской музыки.
Мюзикл воспринимается слушателями достаточно легко благодаря выраженной номерной структуре, а также преобладанию песенных и танцевальных жанров. При этом композитор отказывается от явного деления на номера в клавире и не дает им самостоятельного названия (например, песенка Лакиша). Но четко оформленные каденции, ферматы на паузах при смене музыкального материала, а также частое появление в клавире знака двойной черты, соответствующее смене музыкальных жанров, подтверждает логику номерной структуры.
Хочется обратить внимание и на двукратное проявление эпизодов рок-музыки. Причем, если в конце первой половины спектакля это было задумано самим композитором, о чем свидетельствует и фактура, и ритмические особенности сольной партии и сопровождения (небольшой дуэт Раи и Блюмы), то во второй части мюзикла такое стилевое решение предложила музыкальный руководитель спектакля Т.Хроменко, тем самым подчеркнув гротесковую ситуацию воплощения ангелов в раю простыми жителями Хелм, когда соседи Лакиша решили разыграть Лакиша и инсценировать его попадание в Рай.
В заключение хочется отметить, что еще одним основным персонажем в спектакле, наряду с Лакишем и Раей, является хор – жители Хелма (в постановке Н. Божко – вокальный ансамбль). В большинстве случаев композитор использует в партии хора унисонную или аккордовую фактуру, подчеркивая единство настроения и намерений жителей. Однако среди жителей выделяются и некоторые персонажи (например, продавщица свечей, кровельщик Яша), и таким образом хор персонифицируется.
Заканчивается мюзикл зажигательным свадебным танцем, имеющим в своей структуре четкое деление на восьмитактовые периоды. Яркая точка спектакля получилась благодаря интересному хореографическому решению, максимально используемым возможностям инструментального трио (с привлечением дополнительных бубна, коробочки и треугольника) и, конечно, вдохновенной игре актеров.
Получился жизнерадостный, весёлый спектакль, очень своевременный и нужный в ситуации пропаганды отрицательных ценностей, которую мы видим сегодня. Это прекрасный спектакль для семейного просмотра, на него можно пойти с детьми. И взрослым, и детям нужно видеть на сцене положительные примеры того, как важно бороться за свой счастье, как важно протянуть руку помощи.
Как часто мы слышим и читаем, что люди не замечают, что происходит с их соседями, не помогают, и происходят трагедии, которых можно было бы избежать, если бы соседи относились друг к другу так, как община в спектакле отнеслась к Лакишу.
Главное, что надо успеть в жизни - дать тепло и любовь близким, пока дверь не закрылась; это - главное, о чём говорится в спектакле, и это нужно каждому, но особенно важно для подрастающего поколения.
[1] На синтезаторе были использованы тембры струнного ансамбля, флейты, трубы, бас-гитары и электро-гитары.
[2] Отметим, что вторая часть мюзикла начинается с интонаций темы «зова Раи», однако более этот музыкальный мотив в спектакле не появляется. Появление Раи во второй части спектакля сопровождается новым музыкальным материалом. Таким образом, полноценных лейт-мотивов в мюзикле нет.
Оставить комментарий