Понять с трех раз

По выступлению в РГГУ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ»

Организаторы:
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Академия художеств
Институт художественного образования РАО

При участии:
АНО культуры «Творческая лаборатория ИНО»
ОТОО «Союз педагогов-художников»

Время проведения: 22-23 мая 2014 г.
Место проведения: 22 мая - Российский государственный гуманитарный университет

Понять с трех раз

Погружаясь в общие проблемы психологии искусства, художественной одаренности человека, движущих сил и условий ее развития, исследователь до поры до времени чувствует себя свободным от давления наличной социокультурной ситуации, в которой «здесь и теперь» существует искусство и учатся дети. Но при первой же попытке внести результаты своих исследований в школьную практику он тотчас встретит противодействие безликой и упругой образовательной среды.

Корень этого противодействия не в консерватизме отдельных персон – персоны меняются, а противодействие остается. И не в нежелании перестраивать подготовку учителей, проводить научные исследования, менять стандарты и распределение учебного времени и т.д., и т.п. Все это «листья» и «цветы», а корень - в том статусе ненужности общего художественного образования, который давно и прочно утвердился и в государственной образовательной политике, и, что того хуже, в преобладающем общественном мнении. Считается, что заниматься искусством должны дети, которые наделены особыми способностями и будут, когда вырастут, работать (читай - зарабатывать) в сфере искусства. А для остальных все это изо-музо – просто баловство, а то и досадная трата времени, которое лучше бы потратить на вещи более нужные для богатой и счастливой жизни…

Что же и как должен сказать поборник искусства в школе, какую мысль внушить «городу и миру», чтобы снять это опасное заклятие? Я вижу по крайне мере три варианта такой волшебной формулы. Правда, два из них уже звучали в прошлом, но чуда не произошло.

1. Общее художественное образование необходимо само по себе, оно самоценно.

Обоснование этого тезиса приблизительно таково. Человек никогда не жил без искусства (или без того, что мы сейчас так называем). Художественная культура – хранилище незаменимых духовных ценностей, воспитательница души, неотъемлемый признак человеческого бытия в этом мире. Без искусства нет человека. Хотите ли вы, чтобы наше общество оставалось и развивалось как человеческое общество? Тогда приобщайте новые поколения к художественной культуре, пока процесс «расчеловечивания» не стал необратимым!

Увы! - подобные доводы понятны и убедительны только для того, кто в душе с ними уже согласен, потому что имеет собственный, ценностно значимый духовно-эстетический опыт. Для остальных это «красивые слова», ничем не подтвержденные декларации. И в самом деле, почему люди, которые, как им кажется, прекрасно обошлись и устроились без художественного воспитания, образования и творчества, должны поверить, что все это жизненно необходимо их собственным и всем российским детям?

2. Общее художественное образование – это средство, необходимое для достижения других целей.

Аргументация такова: те или иные цели, которые все признают важными и нужными, гораздо лучше достигаются благодаря художественному образованию, даже если само по себе оно важным и не считается.

В отличие от первого тезиса, который взывает к внутреннему опыту и духовной интуиции, второй подтверждается многочисленными объективными фактами: результатами педагогических экспериментов, наблюдением, статистическими данными. Так, давно показано было, что увеличение учебного времени для занятий изобразительным искусством даже за счет так называемых «основных» предметов повышает успеваемость по этим самым «основным» предметам. В тех школах, где «много искусства», где существует школьный театр, повышается эмоциональный тонус, улучшается физическое состояние детей и их отношение к учению, обостряется интеллектуальная активность и теряет остроту проблема пресловутых перегрузок. Специалисты приводят данные, согласно которым чуть ли не все крупнейшие ученые в детстве и юности достаточно серьезно занимались музыкой. Известный музыкант-педагог с большой долей серьезности говорит даже: если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал Нобелевским лауреатом, учите его музыке!

Психофизиологи и психологи, со своей стороны, напоминают, что человеческий мозг не зря наделен двумя полушариями, и недальновидно развивать лишь одно из них; тем более, что, по некоторым данным, творческая продуктивность связана, в первую очередь, с активностью правого, недогруженного и забытого школой «образного» полушария…

Увы! - все это тоже «не срабатывает». Не помогает даже то, что художественное воспитание детей повышает производительность труда и конкурентоспособность национальной промышленности…

Почему? Затрудняюсь с предположением. Может быть, просто в силу инерции? Людям легче и привычнее думать, что для так называемой успешности в жизни нужно форсировано «накачивать» то, что они принимают за интеллект: учить с младенчества читать и считать, натаскивать на решение логических задач, сажать за компьютер, ориентировать на отличные оценки, не задумываясь о том, как эти однобокие и несвоевременные усилия отыграются любимому чаду в его длинной жизни.

Нетерпеливых и необразованных родителей можно, по крайней мере, понять. Но о чем думают руководители образования, вытесняя из школы именно то, что помогло бы им лучше справляться с их же профессиональными и должностными обязанностями?

Как бы то ни было, пора сформулировать третий тезис, который, в отличие от первых двух, еще не звучал достаточно внятно, а потому не был и отвергнут. Тут речь уже пойдет не о том, чтобы с помощью искусства что-то полезное приобрести. Формула звучит куда драматичнее и переносит нас из области педагогических дискуссий в область – страшно выговорить! – национальной безопасности.

3. Общее художественное образование необходимо потому, что предоставляет шанс на спасение человека, общества, народа и государства.

Увы! – в этом нет преувеличения. С одной стороны, не являются секретом печальные и даже пугающие свидетельства неблагополучия в нашей детской и подростково-юношеской среде. Преступность и асоциальное поведение несовершеннолетних, наркотизация и алкоголизм, подростковый суицид, психические и психосоматические заболевания – по всем этим показателям мы в числе мировых лидеров. Легко предвидеть последствия нарастания подобных процессов от поколения к поколению.

С другой стороны, существуют убедительные международные данные о том, что ранний, полноценный опыт художественного творчества помогает детям миновать эти страшные зоны риска, на порядки уменьшает вероятность того, что ребенок встанет на путь преступлений, нравственного и физического саморазрушения. Приобщение к творчеству – сильнейшее профилактическое средство от множества социальных зол и психических отклонений. И просто от душевного одичания поколений (которое, кстати, легко уживается с разнообразными «компетенциями» и делает последние крайне опасными для общества!).

Почему художественное творчество оказывается столь благотворным? Намечу возможный ответ двумя краткими тезисами.

Первый. Человек – каждый человек! - по природе творец. Творческая самореализация – его изначальная, сущностная потребность. Ребенок, лишенный творчества – это или потенциальный больной, или потенциальный преступник.

Второй. Творчество и художественное творчество, конечно, не синонимы, необходимый опыт творческой самореализации можно получить в разных сферах жизни и деятельности. Но в ранние годы этот психологически необходимый человеку опыт наиболее легко, естественно и успешно обретается именно в области искусства.

Первое что должны понять и образовательные чиновники, и заботливые родители: «бесполезное» художественное образование необходимо для здоровья и самой жизни каждого ребенка и нации в целом. А потом мы вспомним и про понижение утомляемости, и про повышение успеваемости вкупе с конкурентоспособностью…

А там, глядишь, дорастем и до значения духовных ценностей «самих по себе». Тех самых ценностей, без которых человек – не совсем человек, и которые хранит и передает художественная культура.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.