От редакции
Дорогие читатели!
Возникла необходимость сделать несколько очень разных сообщений. Начну с главного.
С 25 февраля 2015 года считается вступившим в силу Постановление Совета Федерации РФ за номером 51- СФ, подписанное Председателем СФ, О сохранении и развитии русского языка, повышении его роли в области международных культурных и гуманитарных связей.
Естественно, оно захватывает и вопросы Литературы – разделить язык и литературу невозможно, да еще в Год Литературы, объявленный в нашей стране.
В пункте 7 Постановления, в частности, говорится: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ… проработать вопрос о комплектовании библиотек общеобразовательных организаций научными и научно-методическими журналами «Русский язык», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Искусство в школе».
Контроль за исполнением Постановления возлагается на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Вызывает приятное удивление, что наш журнал упомянут в числе требующих приоритетной поддержки, хотя мы – «Искусство в школе», а литература хотя и называется «искусством слова», но к циклу художественных дисциплин, вроде бы, никогда у нас не относилась. И напрасно не относилась!
Во-первых, как мы (и не только мы) говорили тысячекратно, Древо Искусств имеет множество стволов и ветвей, но единый корень. Какими бы непохожими друг на друга ни казались его «плоды» (архитектурное сооружение – и танец, поющий голос – и литературный текст, мультипликация – и скульптурный монумент…) – в основе этого многообразия лежит общее отношение человека-творца к миру, общие свойства художественного воображения, которое умудряется передать в материале разных искусств это наше отношение к жизни, наши мысли, чувства и ценности.
Поэтому, творчески осваивая какой-то один вид искусства, ребенок открывает дверь и в смежные художественные пространства, становится «своим человеком» во всем мире искусств. Поэтому и литература – искусство в семье искусств, притом в некоторых отношениях, может быть, и важнейшее, способное все их объединить – ведь художественное слово позволяет сказать и о других искусствах так, как не расскажешь обычными словами, сделать их все понятными растущему человеку. Сценарий, иллюстрация, слово в музыке – сколько методических возможностей открывают неисчислимые связи литературы с другими искусствами!
Искусство словакак таковое и Искусство слова в семье искусств – наши постоянные темы, и в Год Литературы мы постараемся уделять им еще большее внимание. Обратите внимание на публикации этого номера, посвященные «венецианской» теме у Пушкина, Антуану де Сент-Экзюпери, теме «А. Блок и кино» и
Но, как известно читателю, мы порою выходим не только за рамки узко понятного «художественного цикла» в область литературы, но интересуемся и тем, как материалы и методы педагогики искусства могут находить применение в преподавании любых школьных дисциплин (а такие попытки то и дело предпринимают творчески инициативные педагоги, не чуждые гуманитарной культуры!)
Поэтому – подчеркиваем в связи с цитированным Постановлением! – «Искусство в школе» - это общешкольный журнал, обращенный к широкому кругу педагогов и, конечно, заслуживающий того, чтобы быть в каждой школьной библиотеке. Просим тех из вас, кого убеждают наши аргументы, «с Постановлением в руках», настаивать на том, чтобы он был-таки в каждой библиотеке. И, конечно, просим писать нам по проблемам включения литературы в семью искусств и взаимодействия искусств с другими школьными дисциплинами.
********
Теперь о другом. Многие читатели склонны думать, что, публикуя тот или иной материал, мы «по умолчанию» признаем его верным во всех отношениях и рекомендуем как своего рода «руководство к действию». Это неверно. Конечно, если нам предложат статью, которая в теоретическом или методическом плане противоречит позиции редакции, мы ее печать не станем или поместим вместе с изложением противоположной точки зрения. Но в других случаях мы вполне допускаем правомерность согласия или несогласия, избирательного подходя, иных оценок явлений культуры, критического отношения к той или иной методике и т.д. И не только допускаем, но очень заинтересованы в том, чтобы вы высказывали свои критические или альтернативные соображения как материал для дискуссий и обсуждений.
И последнее. Дорогие читатели, редакция не имеет возможности в обязательном порядке вступать в переписку по поводу оценки и перспектив публикации всех присланных статей – за исключением тех случаев, когда это необходимо для подготовки материала к печати. Просим понимания и благодарим за него!
Оставить комментарий