Лицей «Лесная песня»

Д. Белов, научный сотрудник лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО

Лицей «Лесная песня»

С 20 ноября по 10 декабря 2012 года в Румынии при поддержке посольства Российской федерации и фонда «Русский мир» проводились дни Российской культуры «Из России - с любовью», которые открывала выставка современного российского искусства «Путешествия», организованная некоммерческой благотворительной организацией «Сердце искусства».

Мне довелось быть участником этой выставки и помощником в её организации. Выставка проводилась в художественном музее города Плоешть и в Экономической академии в Бухаресте. В рамках культурной программы наша делегация, состоящая из одиннадцати художников из Москвы и Санкт-Петербурга, посетила один из художественных лицеев Румынии, где нас радушно встретили директор госпожа Тереза Санду и педагогический коллектив. Для нас провели экскурсию по лицею, поделились особенностями организации учебного процесса, методами, успехами и трудностями, а наши художники, среди которых были преподаватели педагогического института, провели мастер-классы. Благодаря посещению лицея мы завели связи с преподавателями, которые сейчас стараемся поддерживать. Информация, использованная в статье, предоставлена директором лицея Терезой Санду и преподавателем рисунка Адрианой Браи-леану. (Фотографии Юлии Парфёновой, Анастасии Стацевич и Ильи Щербинина.)

Лицей Кармен Сильва назван в честь румынской королевы Елизаветы Нойвидской (1843-1914). С юных лет она мечтала стать учительницей, занималась музыкой у Клары Шуман и проявляла незаурядные творческие способности в разных видах искусства, писала литературные тексты и стихи под псевдонимом Кармен Сильва, который с латинского языка переводится как «лесная песня».
  

Всего в Румынии сорок два лицея искусств. По словам директора Терезы Санду, лицей Кармен Сильва занимает среди них пятое место. Лицей находится в одном из промышленных центров Румынии, в городе Плоешть. На территории лицея располагаются два трёхэтажных учебных корпуса, в одном из которых преподаются дисциплины общеобразовательного цикла, а в другом проводятся занятия, связанные с искусством. Между корпусами находится спортивная площадка, где ученики проводят свободное время. На восемьсот учащихся приходится сто тридцать преподавателей. Группы учеников до старшей школы состоят в среднем из пятнадцати человек, а в старшей школе - в среднем из шести-восьми человек.

Ученики начинают обучение с первого класса в возрасте семи лет. Обучение продолжается двенадцать лет и делится на три этапа: общая начальная подготовка (с I по V классы), средняя школа (с V по IX классы) и старшая школа (с IX по XII классы).

Общая подготовка продолжается до V класса. В этот период ученики изучают только музыкальные дисциплины; до III класса учатся играть либо на фортепиано, либо на скрипке, а с III класса они могут начать осваивать виолу или виолончель. Ученики сами выбирают инструмент, на котором будут заниматься, но учителя могут посоветовать и направить их, руководствуясь знаниями о музыкальных способностях учеников.

С V класса (вторая ступень обучения) ученикам предоставляют выбор: продолжать обучение музыке или изучать пластические искусства. Во втором случае ученики должны сдать экзамены по рисунку и композиции. На экзамене по рисунку предлагается нарисовать натюрморт из геометрических объектов, природных форм и бытовых предметов. По композиции нужно изобразить сюжет с тремя или пятью фигурами в цвете или в объёме.

Музыкальные классы делятся на классы духовых инструментов (флейта, кларнет, гобой, фагот, хорн, труба), перкуссионных инструментов, классической гитары. В классе пластических искусств ученики два часа в неделю изучают рисунок и формообразование, два часа - живопись и два часа - скульптуру. На уроках рисунка ученики учатся рисовать постановки вначале из простых геометрических форм, с несложными природными формами, бытовыми предметами и драпировками. Затем гипсовые слепки частей лица, гипсовые головы и фигуры, потом «Экорше», и в итоге переходят к рисованию живой модели. В качестве скульптурного материала используется пластилин.

С IX класса пластические искусства делятся на два направления: углублённое изучение пластических искусств, которое в свою очередь разделяется на мастерские живописи, скульптуры, керамики и текстиля, и архитектурное, которое с XI класса разделяется на непосредственно архитектурную специальность и дизайн. Дизайн включает в себя изучение промышленного (объектного), графического и транспортного дизайна. В старшей школе к предметам изобразительного искусства добавляется по одному часу в неделю. С IX класса в качестве изучения даются более сложные натюрморты, гипсовые головы, портреты и фигуры людей. Также в программу вводятся занятия по композиции и основам перспективного построения, а для архитектурного направления - занятия по проектной графики и эргономике. С V по XII классы ученики изучают историю искусств, а с XI класса графические компьютерные программы. В конце обучения ученики делают проект по специальности. Ученики, занимавшиеся до этого в музыкальных классах, развиваются дальше в выбранном направлении, но помимо этого изучают традиционную румынскую музыку и песни.

До 1989 года детей принимали по принципу близости к учебному учреждению, а школы, занимающиеся художественным образованием, переформировывались в стандартные общеобразовательные. После антикоммунистического восстания новое правительство стало восстанавливать систему художественного образования, были установлены новые правила поступления, согласно которым зачисление в лицей происходит исключительно по способностям.

В лицее нет строгой системы преподавания. Каждый преподаватель работает, опираясь на собственные предпочтения и в соответствии с собственной манерой. На уроке изобразительного искусства может играть классическая музыка, а педагог что-то объяснять своим подопечным, показывая образец работы. В программе обучения заложены просмотры фильмов, в частности на уроке по архитектуре десятиклассники изучают урбанистику по фильму «Сталкер» Андрея Тарковского. Урок по времени длится пятьдесят минут.

Принцип объединения общего образования и искусств, по словам Терезы Санду, был заимствован из российского опыта. Но, как и в современном российском образовании, одной из основных проблем должного функционирования лицея педагоги считают недостаток бюджетных средств, выделяемых государством и постепенное сокращение расходов на деятельность лицея. В результате уменьшается количество часов, выделяемых на художественное образование, и, как следствие, уменьшаются зарплаты учителей. Сами учителя жалуются на невозможность приемлемого обучения предметам искусства за столь малое количество учебных часов. Такое оборудование, как мольберты или станки, обновляются за счёт спонсоров, которыми выступают в том числе состоятельные родители некоторых учеников.

  

После окончания лицея ученики стремятся связать свою профессиональную деятельность с искусством и продолжают обучение в высших художественных заведениях не только Румынии, но и европейских городов.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 60-61.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.