Кукольный папа России

Кукольный папа России

В 2016 году исполнилось 115 лет со дня рождения Сергея Владимировича Образцова (1901-1992)

Если хотите дольше жить, то чаще умирайте от смеха.
С.Е. Лец (1909-1966), польский поэт, философ, писатель-сатирик

Сергей Владимирович Образцов, народный артист СССР, театральный и общественный деятель – человек с удивительной творческой биографией. Прожив большую плодотворную жизнь, он успел сделать очень многое. Образцов был любим не только зрителями, читателями, но, что случалось довольно-таки редко, – советской властью и самим Сталиным.

Главным в его судьбе была кукла. Известный детский писатель К.И. Чуковский утверждал, что «во всём мире нет другого Образцова. Он сам изобрёл свою профессию. Он никогда не учился на кукольника, а стал первым из лучших». И это так, о чём убедительно говорит тот факт, что более шестидесяти лет Сергей Образцов являлся бессменным руководителем уникального театра кукол.

Би-Бо-Бу.

Сергей Владимирович Образцов родился 5 июля 1901 г. в Москве. Когда ему было пять лет, мама подарила ему первую куклу Би-Бо-Бу, купив её в китайском магазинчике. Была она в цветастом халатике, а головка надевалась на палец. Серёже она так понравилась, что он тут же стал сочинять и разыгрывать различные сценки, вылезая из-под стула или дивана, чем очень пугал своего младшего брата. Тогда он даже и представить себе не мог, что кукла эта будет для него знаковой. Если бы её ему не подарили, кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, стал бы он всемирно-известным кукольником.

Сначала (1918 г.) Сергей Образцов учился на живописном и графическом факультетах Вхутемаса (Высших художественно-театральных мастерских) – учебном заведении, которое существовало в Москве в 1920-1926 годах. В период учёбы вместе со своими сокурсниками, испытывая финансовые затруднения, придумал мастерить и продавать кукол. Но, то ли их никто не покупал, то ли по какой другой причине, друзья решили сами показывать сценки. Первым номером «выступали» поющие старик со старухой. Потом – негритята: в моде тогда были африканцы. Позже, в 1922 г., поступив в студию к самому Немировичу-Данченко, Сергей Владимирович получил свою первую роль: ему поручено было сыграть старика, который ну никак не получался. Решение пришло как озарение: сделать пальчиковую куклу. Осуществив задуманное, он стал с ней репетировать. В процессе работы его старик «приобрёл» и голос, и движения, и как результат – появился образ, который и требовался.

«И вот пришёл мой звёздный час».

На тот период существовало очень модное кабаре, своего рода арткафе, где можно было увидеть выступления самых популярных в ту пору артистов. Заведение это считалось престижным, вход был бесплатным только для творческой интеллигенции. Однажды туда пригласили и Сергея Образцова с номером кукол, исполняющих романсы. Выступление прошло очень успешно. По воспоминаниям С.В. Образцова, с того самого момента его имя в афише значилось не просто «и др.», как прежде, а наравне со всеми. Так начинался его путь к эстраде.

Собственный театр Сергей Владимирович возглавил, когда ему было 30 лет. Надо сказать, что к тому времени он был уже известным артистом. Часто выступал и в Георгиевском зале Кремля, вместе с Л. Руслановой и Л. Утёсовым.

Отсчёт театра Образцова идёт с 16 сентября 1931 г., когда при Доме эстетического воспитания детей С.В. Образцову для работы дали маленькую комнатку. Его «команда» состояла всего лишь из нескольких человек, играть было нечего. А работал тогда потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист и шпагоглотатель. Вышел он из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. И вот Сергей Владимирович попросил его поиграть в своём театре. А пока Зайцев играл, они готовили свой первый спектакль – «Джим и Доллар». Постепенно театр стал пополняться заинтересованными людьми. Вместе они придумывали спектакли, изготовляли кукол. Сергей Владимирович как большой любитель экспромтов то на ходу сочинял новый номер и на рука х с куклами тут же его показывал, то просил кого-то подыграть на пианино и пел; пел, кстати, очень хорошо даже в весьма почтенном возрасте.

Визитная карточка театра.

Сергей Владимирович Образцов приложил немало трудов, чтобы в Москве построили Центральный театр кукол. И чудеса там начинаются не в зале, а прямо у театрального порога. Гуляя возле театра, непременно залюбуешься великолепными сказочными часами, украшающими его фасад. Эти волшебные часы с аллегорическими фигурками различных животных представляют визитную карточку театра, появившегося в 1970г. на Садовом кольце. Сергей Образцов, став хозяином нового кукольного театра, задумал сделать особую «вывеску», которая, помимо своего прямого на значения, служила бы ещё и украшением здания. В связи с этим у знаменитого кукольника и возникла мысль повесить над главным входом необыкновенные часы с механическими фигурами, которые оживали бы на радость людям. На изготовление часов, 3 метра в ширину и 4 метра в высоту, было потрачено много средств. В работе участвовало более 50 человек: слесари, механики, чеканщики по золоту и др. Вокруг циферблата часов размещены «домики», в которых обитают двенадцать сказочных животных. Каждый домик открывается, когда на него указывает часовая стрелка. На самом верху восседает петух. Перед наступлением нового часа он хлопает крыльями, поворачивается и кукарекает, звучит знакомая всем мелодия «Во саду ли, в огороде». Дверь распахивается, и появляется обитатель одного из «теремков». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои, друг за другом. Одновременно всё дружное сказочное звериное семейство можно увидеть дважды в сутки: в полдень и в полночь.

Все мы прекрасно знаем, что театр начинается с вешалки. А вот театр Образцова начинается с музея театральных кукол. Зрители приходят туда задолго до начала спектакля, чтобы полюбоваться уникальной коллекцией, где за стёклами витрин находятся сотни кукол, игравших в спектаклях образцовского детища, и у каждой из них – своя театральная история. Кроме того, музей имеет собрание книг по различным театральным кукольным вопросам на 43-х языках, что составляет более 10 тысяч экземпляров. Причём большинство из них подарено театру авторами. Выставки музея с огромным успехом экспонируются за рубежом.

Куклы тоже умеют разговаривать.

Сергей Образцов создал новый пародийный жанр «романсов с куклами». Появляясь на концертах и праздничных вечерах с маленькой портативной ширмой, он и его забавные куклы проделывали настоящие чудеса. Они умели все: исполняли оперные арии, старинные романсы, всевозможные пародии и интермедии. Зрительный зал «умирал» от смеха. Неудивительно: это было не только чрезвычайно смешно, но и остроумно, необычно, талантливо, а еще, как принято сейчас говорить, инновационно: ведь до Образцова так с куклами не разговаривал никто. Он «оживил» и «очеловечил» куклу, вдохнул в нее новую жизнь. Его кукла смеялась, пела, гневалась, разговаривала, плакала, любила. Она, подобно человеку, умела быть разной: доброй, злой, хвастливой и бесхитростной, лживой и благородной, ненавидящей и раскаивающейся. Сделав куклу соучастником сценического действия, Образцов наделил ее яркой индивидуальностью, придав голос, мимику, жест, характер, неповторимые личностные интонации. Со своими куклами он объездил полмира, побывал в Германии, Франции, Англии, Латинской Америке, Соединенных Штатах, Японии, Китае и т.д., и везде ему сопутствовал небывалый успех. Что и говорить, один только конферансье из «Необыкновенного концерта» чего стоил! В его роли – талантливейший и необыкновенный Зиновий Ефимович Гердт с присущим ему шармом и неповторимым обаянием. Отдельные номера этого спектакля он озвучивал на языке той страны, где в настоящий момент выступал коллектив. Представляете себе, как это трудно – свободно говорить по-испански, по-японски, по-венгерски?

Сами же спектакли, весёлые, остроумные, радостные, навсегда вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Лучшие из них: для детей – «По щучьему велению», «Каштанка», «Весёлые медвежата», «Маугли», «В гостя х у Чуковского», «Мистер Твистер»; для взрослых – «Божественная комедия», «Ночь перед Рождеством», «Король-Олень», «И-го-го», «Дон Жуан», и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра. А «Необыкновенный концерт», самый известный и посещаемый кукольный спектакль ХХ века, представляет уникальное явление мирового сценического искусства, внесен в книгу рекордов Гиннесса. «Это постановка на все времена. Она интересна для всех зрителей, ибо халтура и эстрадные штампы неискоренимы … здесь мы смеемся не над жанрами, а над такими артистами, которые своим дурным исполнением портят эти жанры», – писал выдающийся русский режиссёр С.В. Образцов. Разве не актуально это и сегодня?

Любовь к животным.

Многим одарённым личностям присуща одна характерная особенность ~ любознательность. Вот и Сергею Образцову «всё про всё» было интересно: рыбки, птички, трава, даже газонокосилка на даче – то есть всё, что попадало в поле его зрения. После поездки в Китай он написал книгу о китайском театре, досконально изучив и этот непростой вопрос. Его душу радовало многое: он коллекционировал механическую игрушку, собирал музыкальные шкатулки и шарманки, на даче содержал разных животных, интересуясь их жизнью и привычками.

Ему так нравилось играть с собаками, что однажды он привез сенбернару сани, пытался запрячь его, но ничего не вышло. Мечтал завести таких птиц, которые бы никуда никогда не улетали. Самым большим развлечением Сергея Владимировича, пожалуй, была голубятня, которую он собственноручно построил. Обожал сидеть на крыше и со свистом гонять голубей. Удивительно, но он знал жизненные истории всех птиц и рассказывал их очень весело. В доме всегда находились животные, как-то поселились даже два крокодила. Их Сергею Владимировичу подарил в Америке сын Шаляпина. Приехали они из заграницы совсем маленькими в целлофановом пакете и обитали некоторое время в театральном бассейне до тех пор, пока не выросли.

«Ты со мною – не шути».

Заслуженная артистка России Екатерина Образцова, внучка прославленного режиссёра, вспоминает, что Сергей Образцов пользовался большим уважением у Сталина. Перед «вождём всех времён и народов» артист выступил 22 раза. Особенно Иосифу Виссарионовичу был по душе сольный номер «Хабанера», пародирующий оперу «Кармен». Но вместе с тем и тревожно, поскольку он хорошо знал, чем могла закончиться эта дружба, и какой трагической конец постиг многих друзей вождя. Как-то на одном приёме в Кремле именитые гости чествовали вождя. А за столом С.В. Образцова обстановка была неформальной: весело смеялись, громко общались. И вдруг подошёл официант и, делая вид, что убирает посуду, тихо предупредил: «Осторожнее, Сергей Владимирович, на вас нехорошо смотрят». После приёма дома даже приготовили чемоданчик с нужными вещами. Всю ночь не спали, ждали «гостей», но, к счастью, пронесло.

Был такой случай.

Вторая мировая война – это горе многих людей различных национальностей. Знаменитый артист вспоминал такой вот случай. Во время проведения Потсдамской конференции в конце июля – начале августа 1945 г. под Берлином встретились главы государств союзников с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Вечерняя развлекательная программа для них включала концерты с участием выдающихся мастеров культуры, в том числе и советских. А поскольку Сталин любил Образцова, то в Потсдам «взяли» и его. Один из этих VIP-концертов решили устроить на ступенях рейхстага, так сказать, для широкой публики. После своего выступления, прошедшего как всегда с большим успехом, С. Образцов уже готовился к отбытию в гостиницу, когда неожиданно к нему подошёл немец-инвалид и рассказал очень печальную историю своей семьи. В декабре 1941 г. он потерял ногу в боях под Москвой, а в 1943-м под Сталинградом погиб его единственный сын. До недавнего времени они жили втроём с невесткой и маленькой внучкой в Берлине, но 8 мая 1945 г. на глазах у четырёхлетней Греты от шальной пули погибла мама, что стало для девочки настоящим шоком. Отныне она всех и всего боится. Забившись в угол, почти ничего не ест и не пьёт, ни с кем не разговаривает. Дедушка не знает, как вывести внучку из этого состояния. И тут он обратился к Сергею Владимирову с вопросом, что, может быть, господин Образцов согласится ему как-то помочь?

Образцов не мог отказать в помощи страдающему человеку. Идти оказалось не слишком далеко. Но, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное стариками, женщинами и детьми, ютившимися здесь при тусклом свете керосиновой коптилки. С трудом добрались до места, где в дальнем углу притаился бедный испуганный ребёнок. Вначале дедушка попытался представить внучке русского гостя, но в ответ она лишь ещё больше натянула на себя одеяло. Тогда С. Образцов попросил деда оставить Грету в покое. Достав из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа, он начал тихонько напевать ей колыбельную песенку. Наступила идеальная тишина, никто не понимал, кто этот господин и что ему здесь нужно. А между тем через какое-то время из-под одеяла неожиданно показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Образцов, продолжая петь, сделал шаг навстречу ребёнку. И вот они уже вместе баюкают «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не спугнуть Грету, снимает куклу со своей руки, оставляя её в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную, вероятно, ту самую, которую ещё совсем недавно напевала мама, укладывая её спать. Девочке неожиданно робко вторят другие голоса, так как эту песенку здесь знают многие. И соло постепенно превращается в хор, в котором, как и должно быть в колыбельной, доминирует нежное пиано. Вот пение закончилось, как вдруг в полной тишине раздаётся какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом Греты в красивой клетке несколько месяцев беззвучно жила канарейка. Бедная, она тоже пострадала от войны, лишившись во время бомбардировки одного глаза. Кто знает, что заставило птицу вновь запеть: то ли знакомый голос девочки, то ли умиротворяющая мелодия?

Но самое интересное то, что у этой истории есть продолжение. Спустя годы довелось как-то С.В. Образцову давать сольный концерт в Западном Берлине. После выступления к нему подошла женщина средних лет и, протянув букет цветов, спросила: «Вы меня не узнаёте? Помните 1945 г., когда инвалид пригласил вас к девочке с канарейкой в бомбоубежище?» На что Сергей Владимирович ответил: «Как же, прекрасно помню, я подарил вам тогда ещё своего любимого Тяпу». Дама не без кокетства заметила, что Тяпа жив до сих пор и, в отличие от неё, совсем не повзрослел. Только теперь он помогает ей укладывать спать её внучку.

«Просто я работаю волшебником…»

Сергей Владимирович Образцов, большой шутник и человек с добрым сердцем, известен не только тем, что был первым кукольником России. Славен он ещё и тем, что помог актёрам кукольного театра почувствовать себя настоящими творцами сценического искусства. Из Центрального театра кукол вышло столько талантливых учеников Образцова, что можно смело говорить о том, что Сергей Владимирович создал свою кукольную школу, вырастив и воспитав несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, о чём написаны книги «Актёр с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», где рассказывается о поисках новых решений в конструкции ширмы, декораций, «анатомии» кукол, раскрываются «кукольные» особенности. Его труды о системе режиссёрской и актёрской работы в кукольном театре – богатейшее наследие Мастера. После каждой зарубежной поездки, как правило, «рождалась» книга. «Что я увидел и понял в Лондоне» – после посещения Англии, после Китая – впечатления о китайском театре, а после возвращения из Японии – рассказ о театре Кабуки, и др. Сергей Образцов работал также в кино, как сценарист и режиссёр. Среди созданных им фильмов – «Удивительное рядом», «Кинокамера обвиняет», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька!» Он являлся президентом Международного союза кукольных театров.

Однажды дети решили наградить С.В. Образцова Орденом улыбки. Правда, для этого следовало выполнить всего лишь одно условие, зато какое! Всего-то ничего – выпить стакан лимонного сока и не поморщиться. Сергей Владимирович с этой задачей справился легко. Разве обычному человеку по плечу такое невыполнимое условие? То-то и оно, что вряд ли. Под силу только настоящему волшебнику!

Умер великий Мастер-кукловод 8 мая 1992 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 2006 г. рядом с театром его имени установлен памятник Сергею Владимировичу Образцову.

Литература:

  1. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / под ред. Степанкова. М.: Бук Хаус, 2005.
  2. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. О хозяине кукольного дома и его семье. М.: Издательство: «ЛомоносовЪ», 2014. 224 с.
  3. Образцов С.В. По ступенькам памяти / С.В. Образцов. М.: Советский писатель, 1987. 368 с.
  4. Образцов С.В. Моя профессия / С.В. Образцов. М.: Искусство, 1981. 464 с.
  5. Образцов С. Жизнь и куклы / С. Образцов // Сельская новь. – 2011. № 7. – С. 71.
  6. Я познаю мир. Театральная энциклопедия / И.А. Андрианова-Голицына; худож. Ю.А. Станишевский. – М.: АСТ: Астрель:, 2006. – 398 с.

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 29-33.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.