Критская Елена Дмитриевна
Е.Д. Критская родилась в Москве 13 августа 1944 г.
В 1966 году окончила музыкально-педагогический факультет Государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). Стаж работы в системе образования более 50 лет (с 1961 г.). Работала учителем музыки в общеобразовательных школах г. Москвы № 25, №710 при АПН СССР, с 1971 – методистом и заведующей (с 1972) кабинетом пения и музыки Московского института усовершенствования учителей. В 1974 году после посещения заключительного урока-концерта, проведённого Д.Б. Кабалевским в школе №209, представляла учителям музыки новую программу для 1 класса. В 1975 году была приглашена на работу в качестве старшего научного сотрудника в лабораторию музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР. Под руководством Д.Б. Кабалевского принимала участие в разработке новой программы по музыке, её апробации в школе №673 и внедрении в широкую практику на основе лекций и практических занятий с учителями на курсах повышения квалификации учителей России в Центральном институте усовершенствования учителей, а также в ИУУ в гг. Воткинск (Удмуртия), Самара, Краснодар и на курсах в процессе проведения Международных конференций (гг. Владимир, Челябинск, Сумы, Баку и др.).
В 1989 году перешла на работу в Институт художественного воспитания АПН (Институт художественного образования РАО) в должности старшего научного сотрудника. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроке музыки общеобразовательной школы»: 13.00.01 -Теория и история педагогики. (1994).Член Совета по музыкально-эстетическому образованию Российской академии образования. С 2000 по 2014 гг. работала зав. лабораторией музыкального искусства. В 2006 присвоено звание доцента по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание)». Под руководством Е.Д. Критской защищены диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук 4-х аспирантов и соискателей ИХО РАО.
С 1998 года по настоящее время -зам. главного редактора журнала «Искусство в школе», с 2017 по 2025 гг. - зам. гл. редактора журнала «Музыкальное искусство и образование».
Результаты научно-исследовательской работы Е.Д. Критской, связанной с проблемами развития музыкального восприятия детей на интонационной основе, интонационно-стилевого постижения музыки, формированием музыкально-слухового опыта школьников, нашли отражение в статьях и научно-методических и учебных пособиях («Теория и методика музыкального образования детей», 1999, «Музыкальное образование в школе», 2001; «Музыкальное образование», 2014).
В 1994-1996 гг. участвовала в разработке Государственных образовательных стандартов первого поколения, в 2000-е гг. – в разработке ФГОС общего образования второго поколения. Опубликованы:
- Планируемые результаты начального общего образования. Музыка /Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. М.: Просвещение, 2010.
- Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы (в соавторстве с Л.Л. Алексеевой). Серия работаем по новым стандартам. 2013 г.
- Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы (в соавторстве с Л.Л. Алексеевой, И.Э. Кашековой). Серия работаем по новым стандартам. 2013 г.
С 1998 года началась работа по созданию учебно-методических комплектов по музыке. В соавторстве (Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С.) созданы УМК для 1-4 классов, с Сергеевой – УМК для 5-8 классов. В них входят учебники, рабочие/творческие тетради, фонохрестоматии (на CD), нотные хрестоматии, методические пособия «Уроки музыки» – 1-4 классы, 5-6 классы, 7 класс). Кроме того, разработан и издан учебник, фонохрестоматии и методическое пособие по предмету «Искусство». 8–9 классы (в соавторстве с Кашековой И.Э. и Сергеевой Г.П.). Учебники представлены в Федеральном перечне Министерства образования и науки. В настоящее время по учебно-методическим комплектам занимаются многие школы России.
Критская Е.Д. является представителем научной школы Д.Б. Кабалевского, развивает идеи его музыкально-педагогической концепции. При её активном участии проведены Международные научно-практические конференции, посвящённые 90-летию, 95-летию, 100-летию и 110-летию и 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского, по результатам которых опубликованы сборники материалов (является составителем и научным редактором статей участников конференций).Последний из сборников «Музыкальное образование в современном культурном пространстве» вышел в 2015 году.
Критской Е.Д. опубликовано более 150 научно-методических работ по проблемам общего музыкального образования.
Звания и награды: доцент (2001), «Ветеран труда» (2000), «Отличник народного просвещения РСФСР» (1979), «Отличник просвещения СССР» (1982), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), благодарственные письма и почётные грамотыМинистерства просвещения РСФСР, Института художественного образования, Международного общества по музыкальному воспитанию детей ISME (2004, 2006), Президента РАО (2009), Президиума Российской академии образования (2013) и др.
Публикации:
- Программы по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. 4-7 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1976…, 1980… 1-8 классы. (3-е изд.) М.: Просвещение, 2006.
- Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни. Сборник. Составители Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М.: Искусство в школе, 1995. (Стенограммы уроков Кабалевского, с.105-255).
-Программы («Музыка». 1-7 классы, «Искусство». 8-9 классы), учебники, рабочие/творческие тетради для общеобразовательной школы, методические пособия для учителя: поурочные разработки, нотные хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала в соавторстве с Г.П. Сергеевой. М.: Просвещение, 1999-2024.
- Статьи в журналах «Педагогика», «Искусство в школе», «Музыка в школе»; в сборниках материалов конференций (редактором-составителем которых являлась совместно с М.С. Красильниковой), в их числе «Педагогика искусства в творческом поиске» (1996) и др.; … «Музыкальное образование в современном культурном пространстве» (2015); «Педагогика искусства и современное музыкальное образование: динамика обновления» (2021), «Музыкально-педагогическая концепция Кабалевского: тенденции и парадоксы интерпретации. К 120-летию со дня рождения композитора»
(в соавт.с М.С. Красильниковой, 2024); в сборниках педагогических чтений: «Модульный принцип организации материала в учебниках «Музыка»
(в соавторстве с Г.П. Сергеевой, 2023), «С любовью к музыке и детям: музыкально-педагогические заветы Д.Б. Кабалевского» (в соавт. с М.С. Красильниковой, 2024).
- «Восприятие музыки как педагогическая проблема» (глава 3), «Методы интонационно-стилевого постижения музыки» (глава 4) / в кн.: Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1999;
- «Методы музыкального образования» (глава 3, совместно с М.С. Красильниковой) / вучебном пособии для студентов «Музыкальное образование в школе». М.: Изд. центр «Академия», 2001.
- два параграфа в главе 4 «Новые музыкальные технологии» // в учебном пособии для студентов «Музыкальное образование в школе». М.: Изд. центр «Академия», 2001.
-«Концептуальные идеи Д.Б. Кабалевского: из прошлого в будущее» (в соавторстве с М.С. Красильниковой) / Научные школы в педагогике искусства. М.: Изд. дом РАО, 2008.
-«Музыкально-педагогические идеи Д.Б. Кабалевского», «Классическая музыка в обучении и воспитании детей» (совместно с М.С. Красильниковой) в учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений «Музыкальное образование».М.: Русское слово, 2014.
В 2022 году опубликован сборник материалов Всероссийской научно-практической онлайн-конференции «Мировая художественная культура: величие замысла», посвящённой 100-летию со дня рождения Л.М. Предтеченской: ред.-сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. М: Просвещение, 2022. 475 с.
В 2023, 2024 гг. принимала участие во Всероссийских педагогических чтениях, инициированных журналом «Искусство в школе», являясь одним из редакторов материалов педчтений; во Всероссийской научно-практической онлайн-конференции «Классика и современность», посвящённой памятным датам 2024-2025 гг. в музыкальной культуре (ред.-сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).