Красные виноградники, белые кувшинки и далёкий Таити…

М.Велтистов,

кандидат педагогических наук, педагог-организатор ЦНХО, г.Москва

Красные виноградники, белые кувшинки и далёкий Таити…

В Центре непрерывного художественного образования , возглавляемом академиком РА Х и РАО Борисом Михайловичем Неменским, разработан целый цикл занятий по музейной педагогике.

автор данной статьи, как педагог-организатор ЦНХО, многие годы совершенствовал свои методики, способствующие успешности экскурсионного процесса.

Хотелось бы предложить читателям журнала несколько практических советов и методических разработок, которые могут быть полезны не только учителю изобразительного искусства, но и мамам, папам, бабушкам и дедушкам, неравнодушным к судьбам своих детей и внуков.

Непосредственное восприятие произведения искусства, встреча с подлинником, соприкосновение ребёнка с особым «полем» художественного полотна и проникновение в мир творца – вот цель экскурсии с детьми в музее. Надо так организовать встречу с прекрасным , чтобы для ребёнка она была яркой, незабываемой и вела к особому состоянию человеческой души – катарсису – очищению и возвышению чувств.

В качестве модели такого подхода будет рассмотрена экскурсия по залам импрессионизма и постимпрессионизма, проходившая в галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

* * *

Сегодня кажется странным, что первое впечатление от выставки импрессионистов в 1874 году вызвало негативное отношение со стороны публики и прессы. Корреспондент французской газеты «Шари-вари» в шутку окрестил увиденное словом «импрессион», т.е. впечатление, высмеивая название одной из картин Клода Моне. Странными кажутся бесконечные нападки и ядовитые карикатуры на этих художников – «впечатленщиков», якобы неправдоподобно отражавших окружающий мир.

Но постепенно живопись импрессионистов заняла подобающее место в музеях Франции, и теперь мы не представляем мировое искусство без творчества Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и других мастеров импрессионизма.

* * *

И детям, и взрослым нравится умение основателя импрессионизма Клода Моне увидеть одно и то же явление с совершенно разных точек зрения. Один и тот же сюжет у него разрабатывается десятки раз, в самых разных цветовых сочетаниях. Так, его знаменитые «Стога» – это множество картин, где стога сена изображены в разное время года, при разном освещении.

Тут уместно вспомнить, что ещё в 1867 году на Марсовом поле в Париже проводилась Всемирная выставка, на которой правительство Японии представило гравюры укиё-э. «Изменчивый мир» гравюр Утамаро, Хокусая, Хиросигэ вызвал восхищение у зрителей. Японских художников предыдущего века воспринимали как современников. «Незавершённость» японских гравюр, их необыкновенная композиция, умение увидеть одно и то же явление с разных ракурсов в большой степени стало прологом появления импрессионизма, а в дальнейшем оказало сильное влияние на развитие фотографии и кинематографа.

Близость японских мастеров к природе, внимание к отдельным её проявлениям, деталям увлекала французских художников. Гравюрами укиё-э особенно увлёкся Клод Моне. Он собрал коллекцию, включавшую 231 высококачественный рисунок, а в 1875 (через год после официального «рождения» импрессионизма) написал одну из своих главных работ – «Японка». Восточные гравюры украшали столовую в доме художника. Как и знаменитые японские художники Хокусай и Хиросигэ, создавшие лирические поэмы в графике «36 видов горы Фудзи», «Сто знаменитых видов Эдо» (название древней столицы Японии ), Клод Моне исследует явление природы во всём его многообразии. Помимо «Стогов», он создаёт десятки изображений Руанского собора, видов моря, кувшинок. Временами мастерской ему служила лодка.

Детям интересно бывает узнать, что в конце жизни великий художник построил мостик в японском стиле и сам создал прудик с целым сказочным садом из золотых и розовых кувшинок. Кувшинки – это любимые цветы Моне. Вечно прекрасные, белоснежные, словно под цвет медленно проплывающих над ними облаков, они как бы обращены к небу и птицам, напоминая некий Евангельский сюжет! Такая пристрастность к одному цветку ещё объёмнее раскрывает внутренний мир художника, характерные черты его личности. Даже теряя зрение в конце своего творческого пути, Клод Моне продолжал рисовать свои любимые цветы.

* * *

В зале импрессионистов и детям, и взрослым очень нравятся цветы Огюста Ренуара, особенно его розы.

Внимание привлекают его детские портреты, чудесные и грустные глаза «ренуаровских дам» с их особой выразительностью и загадочностью. Ренуар продолжал создавать шедевры даже в очень преклонном возрасте, когда дочери вывозили его на коляске в чудесный сад, полный великолепных роз – любимого цветка художника, символа любви и красоты!

А поскольку слабеющая рука уже не могла удерживать кисть, её приходилось привязывать к руке Мастера, писавшего картины сидя в коляске…

* * *

Когда мы ведём речь о Винсенте Ван Гоге, можно рассказать о судьбе гениального художника, так поздно начавшего свой творческий путь и создавшего так много великих полотен. И обратить внимание на его знаменитое полотно «Красные виноградники в Арле». Отметить умение Ван Гога видеть людей труда: крестьян, шахтёров, почтальонов, ремесленников. И его проникновение в мир природы, когда на его полотнах всё словно приходит в движение под кистью великого мастера.

Крестьяне двигаются на фоне золотых, красных, фиолетовых бликов заходящего солнца над виноградными полями. Кажется, что идёт бесконечный процесс сбора винограда, когда люди и природа соединяются в единое целое; космическое, вечное состояние жизни природы. Важно обратить внимание зрителей на то, что всё в картине движется: солнечный свет, его лучи, разлетаясь над полями, движутся сами виноградные кусты, дорожки, люди, небесные дали, а гроздья винограда сверкают, словно фантастические разноцветные ожившие бабочки.

Зрители наслаждаются всеми оттенками красного, фиолетового, изумрудного, пурпурного цветов. Словно перед нами предстаёт волшебное полотно из сверкающих драгоценных камней, состоящее из ярких огненно-красных рубинов, загадочных сапфиров и аметистов, золотоглазых солнечных янтарей. Слушателям будет интересно узнать, что великий художник особенно увлекался вечерними и ночными сюжетами. Можно вспомнить его знаменитую «Звёздную ночь». Эта работа находится в музее современного искусства в Нью-Йорке, но, имея Интернет или художественные альбомы, дети уже дома смогут увидеть этот шедевр. Что-то сверхъестественное и провидческое есть в этой картине! Мистическая энергия звёздного неба передаётся зрителям, которые мысленно перевоплощаются в кометы и звёзды, парящие над миром и могучим, монументальным, как древнеегипетская пирамида, кипарисом. (Заметим, что артистический дар перевоплощения в другого человека, предмет, животное, дерево присущ детям и хорошо прослеживается в детской игре.)

Иногда во время посещения музея небольшая деталь в рассказе экскурсовода запоминается значительно ярче, чем всё повествование. Так, на слушателей всегда производит впечатление рассказ о том, как художник писал ночные сюжеты на реке Роне.

Например, впечатляет такой живой эпизод. Жители деревни увидели художника в чёрной широкополой шляпе, на полях которой ярко горели в ночи зажжённые свечи. Мастер прикрепил их, чтобы иметь возможность в темноте наносить мазки на холст! Местные крестьяне считали художника не совсем нормальным, не понимая, что горящие свечи помогали художнику видеть композицию картины, и далёкий свет звёзд воскресал на холсте во всём своём великолепии.

Подходя к знаменитой картине «Прогулка заключённых во дворе Ньюгетской тюрьмы», полезно обратить внимание детей на общий цветовой фон – холодные голубые тона, которые как бы подчёркивают замкнутость пространства тюрьмы. Сопереживание и сочувствие обречённым людям усиливаются при виде мрачного взгляда заключённого в центре круга, людей в робах, которые, кажется, бесконечно будут двигаться в замкнутом пространстве. И только два жёлтых мотылька, впорхнувших в пространство тюрьмы через оконную решётку, говорят зрителям о том, что ещё есть надежда на свободу.

И, конечно, важно рассказать слушателям о любимом жёлтом цвете Ван Гога. В психологии искусства жёлтый цвет часто трактуют как цвет сочувствия, солидарности , понимания духовного мира человека. Неслучайно, его гениальные «Подсолнухи» вобрали в себя все оттенки жёлтого цвета: цвета солнечной Франции, золотых пшеничных колосьев полей , сверкающих на солнце серпов, беспрерывно работающих в поле. Гениальный художник-труженик ушёл из жизни, выстрелив себе в грудь среди бесконечного пшеничного поля.

Часто зрители задают экскурсоводу вопрос, что за болезнь преследовала Мастера, почему так трагичен его жизненный путь? В связи с этим можно рассказать о знаменитом докторе Гаше, страстно увлекавшимся изобразительным искусством, любившем природу и животный мир, интересовавшимся психологией человеческой личности.

Знаменитый «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога сейчас находится в частной коллекции и раскрывает зрителям характер доктора с его отстранённым, меланхоличным и разочарованным взглядом на жизнь. Гаше был знаком с Виктором Гюго, Полем Сезанном и Камилем Писсарро.

Благодаря общим интересам, они с Винсентом быстро нашли общий язык. Ван Гог с удовольствием делился со своим новым другом творческими идеями и художественными взглядами. Но после разрыва отношений с доктором Гаше 27 июля 1890 года, вечером, художник отправился на прогулку в поле, где выстрелил в себя из револьвера. Последнюю картину художника «Пшеничное поле с воронами» можно расценивать как завещание Ван Гога. Пронзительные золотые цвета колосьев контрастируют с тёмным вечерним синим небом и стремительно разлетающимися птицами.

Немногие близкие и родные прощались с художником, ушедшим в разгар лета. Многие плакали, провожая его в последний путь; гроб был украшен яркими подсолнечниками и золотыми георгинами. Пшеничные колосья с окружающих кладбище полей словно прощались с художником, колыхаясь от дуновения тёплого летнего ветерка, а закатное малиновое солнце провожало в последний путь Великого Мастера, автора знаменитых «Подсолнухов».

* * *

Экскурсия для юных зрителей будет неполной, если не приобщить их к творчеству другого мастера постимпрессионизма – Поля Гогена. Необычная по цветовой гамме живопись художника и экзотическая природа Таити, изображённая на полотнах Гогена, всегда делают его картины интересными для зрителей. Перед нами разворачивается целый мир загадочного, далёкого и прекрасного острова!

Дети любят приключения, поэтому полезно рассказать о мечте художника увидеть далёкие страны, чудесную природу Папуа -Новой Гвинеи и о том, как осуществилась его мечта.

Это вызывает самый пристальный интерес к полотнам Мастера. Вот великолепные, словно из бронзы, таитянки, необыкновенные цветы лотоса, разноцветные павлины, древние статуи богов, плоды манго и кокосовые орехи, раковины каури с глубины Тихого океана, потрясающие красотой заливы и чистейшие песчаные пляжи с высокими пальмами. Всё это оказывает возвышенное воздействие на юных зрителей, развивает их кругозор и любовь к природе.

Завершая экскурсию, можно рассказать, как французский художник выступал против расистских теорий колонизаторов, жил вместе с туземцами, питался их пищей, познавал их обычаи и образ жизни. Особенное впечатление производит рассказ о том, как колонизаторы отомстили Гогену за его публикации в местной прессе в защиту таитян, устроив костёр из его картин, когда подожгли его хижину и мастерскую.

Взрослым слушателям, заинтересовавшимся жизнью Поля Гогена, можно порекомендовать посвящённый ему знаменитый роман Сомерсета Моэма «Луна и грош». В зале Поля Гогена расположены удобные диваны, на которых зрители могут отдохнуть в конце длительной экскурсии. Сегодня можно фотографироваться в музее на фоне любимого произведения искусства на память, но без вспышки.

Такой экскурсионный день в музее оставит неизгладимый отпечаток в душах детей и взрослых, активизирует их творческое мышление. Автором данной статьи также был разработан целый комплекс методик, которые показывают, что духовный мир ребёнка и его творческое воображение становятся богаче и ярче при соприкосновении с шедеврами мировой живописи. Чтобы в поле появился золотой подсолнух, надо в почву посадить маленькое семечко. Так и в духовный мир ребёнка с раннего детства взрослые сеют семена знаний. А в маленьком художнике воспитывается чувство прекрасного благодаря волшебному миру искусства!

 

 

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 52-55

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.