Копцева Татьяна Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Почетный работник общего образования Российской Федерации, член правления Международного союза педагогов-художников, член Зеленоградского союза художников. Автор более 300 публикаций: научно-методических статей, монографий, программ, методических разработок, учебников по изобразительному искусству, пособий для детских садов, школ, вузов.

Родилась в 1959 году. В 1978 году закончила Пермское педагогическое училище №4, в 1983 году – МГПИ им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет). С 1982 г. по 1989 г. – педагог-экспериментатор по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского (школы №№ 346, 617, 897 детский сад № 444 г. Москвы). После принятия программы в качестве государственной работает учителем изобразительного искусства школы № 1913 г. Зеленограда, Москва (до 2014 г.). С 1986 г. – сотрудник лаборатории изобразительного искусства НИИ Художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. С 1986-89 гг. – аспирант НИИ ХВ АПН СССР, в 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию. 1991-1993 г. – докторантура НИИ ХВ АПН СССР. С 1994 г. по 2013 г.–доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Московского городского педагогического университета. С 2020 г. по 2023 г. – доцент кафедры педагогики искусства ФГБНУ «ИХОиК РАО», автор программы курса для аспирантуры «Дидактика художественного образования». Под руководством Т.А. Копцевой защищено 2 кандидатских диссертации

С 1994 года по н/в – научный руководитель социокультурного международного образовательного проекта «Передвижничество: Я вижу мир», провела 35 передвижных выставок изобразительного творчества детей, подростков, студентов и педагогов-художников.

Поэт, издано 7 сборников стихов и песен. Художник, проведено 6 персональных выставок: живопись, графика. Картины хранятся в коллекциях разных стран мира.

С 2022 г. – заместитель главного редактора общественно-педагогического и научно-методического журнала «Искусство в школе».  

Область научных интересов:

Социокультурный образовательный проект «Передвижничество» (Передвижная выставка детского изобразительное творчества «Я вижу мир») – способ выявления и популяризации перспективных методов преподавания.

Всероссийские педагогические чтения «Искусство в школе» как форма аккумуляции социально значимого педагогического опыта работы в предметной области «Искусство».

Фестивально–конкурсное движение («Диалог искусств», «Я вижу мир») как фактор развития творческого потенциала детей, молодежи и педагогов.

Детский рисунок как основа изучения содержания художественного образования России и других стран мира: Франции, Голландии, Испании, Норвегии, Цейлона, Эстонии, Японии, а также Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины (по материалам Первой в Москве Международной выставки детского рисунка 1934 года и др.).   

Основные публикации - Копцева Т.А.

 Среди них:

Монографии

Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства. М. 2006. 346 с.

Копцева Т.А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества – социально-значимый художественно-педагогический проект. М.: Альтекс, 2013.  300 с.

Копцева Т.А. Дидактика художественного образования: теоретические основы педагогики искусства. М. 2021. 230 с.

Главы в коллективных монографиях:

История художественного образования в России ХХ века. Т.1,2. М., 2002. 2003.

История художественного образования в России ХХ века. Т.1,2. М., 2002. 2003.

Учебники:

Копцева, Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство: Четыре учебника для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2011;

М.:Просвещение, 2014.

Пособия для учителя:

Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебникам 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХ век, 2014.

Копцева, Т.А. Художественно-творческая деятельность в ДОУ //Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Дрофа, 2014. С. 126-381.

Копцева, Т.А. и др. Художественно-творческое развитие ребёнка в дошкольном детстве: От задачи – к результату: Сценарии игр-занятий: Серия из 4 книг. М.: Дрофа, 2014.

Пособия для ученика:

Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Творческие папки для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. В 4 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 (четыре Творческие папки).

Копцева Т.А. Готовимся к школе. Сказки про маленького художника. В 5 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2019.

Программы:

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа для дошкольных учреждений. М. ДЦ «Сфера», 2001, 2006; «Пиар-Пресс», 2010.

Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Программа 1-4 класса. Поурочно-тематическое планирование: 1 – 4 классы.  Смоленск, 2013.

Копцева Т.А. Продуктивная деятельность: Художественно-эстетическое развитие //Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. О.Л.Соболевой. М.: Дрофа. 2013.  С.365-377.

Копцева Т.А. Методика изобразительного искусства с практикумом в учебных мастерских: художественно-творческая изобразительная деятельность: Программа учебного курса для студентов педагогического факультета. М., 2008.

Копцева Т.А. Цвет в художественно-творческой деятельности детей: Программа дистанционных курсов повышения квалификации учителей. М.: УРАО ИХО, 2009.  С.8-11.

Копцева Т.А. Природа и художник: Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях разного типа: Программа дистанционных курсов повышения квалификации учителей. М.: УРАО ИХО, 2009. С.11-23.

Копцева Т.А. Художественный шрифт //Программы дополнительного художественного образования детей. М: Просвещение, 2005.

Копцева Т.А. Пленэр //Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. М: Просвещение, 2009.

Государственные и отраслевые награды (полное название и год присуждения):

- Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, май 2002 г., за достижения в области художественного воспитания детей и подростков.

- Юбилейная медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России», за активную профсоюзную деятельность, ноябрь 2004 г.

- Грамота Департамента образования г. Москвы за организацию Передвижных выставок детского изобразительного творчества, май 2006 г.

- Благодарственное письмо Департамента образования г. Москвы за организацию Передвижной выставки «Я горжусь своей семьей», июль 2009 г.

- Почётная грамота Института художественного образования, к юбилею Института, 2009