Ирина Эмильевна Кашекова

И.Э. Кашекова родилась в Москве 4 ноября 1951 года. Отец Э.Н. Кашеваров (инженер-изобретатель), мать М.И. Кашеварова (библиотекарь). Закончила МГПИ им. Ленина Художественно-графический факультет.

Первым педагогом по живописи и рисунку была ученица Д.Н. Кардовского Вера Яковлевна Степанова.

Значительное влияние на профессиональное становление оказала  преподаватель истории искусства в вузе Вера Васильевна Алексеева.

Тридцать лет проработала в школе: учителем – учителем-экспериментатором – заместителем директора по художественно-эстетическим классам – заместителем директора по науке. Обучала детей изобразительному искусству, истории русского искусства, черчению с 1 по 11 классы. Являлась одним из первых учителей-экспериментаторов в команде Б.М. Неменского. Параллельно с работой в школе занималась научными исследованиями – обоснованием инноваций, полученных в процессе практической деятельности по интеграции образовательного пространства школы средствами искусства.

В 1992 году получила звание «Отличник народного просвещения».

В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления».

Вместе с Б.М. Неменским и В.С. Кузиным принимала участие в разработке стандарта по изобразительному искусству для школ в 2002 году. Была руководителем группы по разработке стандарта Второго поколения по предмету «Изобразительное искусство» в 2008-2011 гг.

В 2007 году защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства».

В 2012 г.   получила звание профессора  (специальность "Теория и методика профессионального образования").

Работала в «Институте художественного образования Российской академии образования» (зав. Лабораторией изобразительного искусства); в «Институте культурологии образования Российской академии образования» (зам. директора по науке, директором); в «Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования» (руководителем Центра культурологии образования - зам. директора по науке - главным научным сотрудником).

Разработала комплементарно-семантический подход в образовании и реализующую его в учебном процессе кросс-культурную педагогическую технологию «АРТ+». Научные исследования и стратегия введения технологии в работу учителей общеобразовательной школы отражены в монографии «Каждый предмет преподавать как искусство: комплементарно-семантический подход в образовании».

За создание инновационных моделей образования награждена медалью имени В.В. Давыдова (РАО).

С 2022 г. руководитель проекта «АРТ+», реализуемого при поддержке Компании «Иннопрактика» в пилотных школах Москвы, являющихся инновационными площадками Российской академии образования. 

Член Московского союза художников.

Общественная работа:

Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» (1993-1995 гг.)

Председатель жюри и организатор выставки художественных работ школьников, посвященной Англии к приезду английской королевы («Учительская газета», 1994 г.)

Член жюри Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» (2016-2018 гг.).
Член жюри Международного детского художественного конкурса-фестиваля «Вифлеемская звезда».
Член диссертационных советов («Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», «Высшая школа народных искусств (академия)»).
Эксперт высшей аттестационной комиссии РФ (2018-2021 гг.).
Научный руководитель 10-ти защищенных диссертаций.

Более двухсот научных публикаций в отечественных и зарубежных научных журналах.

Основные публикации:

Учебники и учебно-методические пособия:

«От Античности до Модерна» («Просвещение», 2000);

«Изобразительное искусство» (фундаментальный учебник для студентов художественных вузов, «Академический проект», 2009);

 «Изобразительное искусство» учебники для начальной школы («Академкнига/Учебник»);

«Изобразительное искусство» учебники для основной школы («Баласс);

«Искусство» учебник для 8-9 классов (Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., «Просвещение»);

«Искусство и культура моего народа»  (программа предмета 8-11 классы, «Просвещение»).

Монографии:

«Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства» (Издательский Дом РАО, 2006);

«Педагогический потенциал традиционной культуры в формировании духовно-нравственных качеств личности» («ИХОиК РАО», 2018, руководитель проекта);

Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография.  /Е.М. Акишина и др.; рук. Проекта Е.М. Акишина; научн.ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ.ред. Е.В. Бояковой – Москва.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020.

«Каждый предмет преподавать как искусство: комплементарно-семантический подход в образовании» / Кашекова И.Э., Медкова Е.С., Пирязева Е.Н., 2021, (руководитель проекта, научное редактирование).

Общность и региональная специфика традиционного прикладного искусства России в высшем образовании художников традиционных промыслов: монография. / ВШНИ (академия), 2022, (научное редактирование).