Интеграция русских народных традиций в современный гардероб на примере формы вожатых для детского тематического лагеря
Интеграция русских народных традиций в современный гардероб на примере формы вожатых для детского тематического лагеря
Аннотация: статья посвящена созданию эскизов формы вожатого детского лагеря с мотивами русского народного костюма. Мы предложили новый взгляд на концепцию дизайна формы, реализовали продукт. Традиционный русский народный костюм универсален, классифицируется по различным признакам: региональности, пола и возраста, сословной принадлежности, статусу, функциям. Традиционный русский орнамент – это язык, некое средство выразительности, которое использовалось нашими предками задолго до возникновения письменности. Освещается значение роли вожатых в детском лагере и их воздействие на развитие духа коллектива. Опираясь, на знания, полученные в результате выполнения теоретической части работы, мы разработали продукт в виде эскизов формы вожатого детского лагеря с элементами русского народного костюма, а именно с орнаментальными элементами.
Ключевые слова: эскизы, дизайн, вожатый, история, культура, традиции, коллективный дух, символика, цветовая палитра, русский народный костюм, узоры, орнаменты, детский лагерь.
Одежда является первичной защитой человека. По ведическим представлениям славян она отделяет тело от окружающей среды – негативных факторов погоды и энергетических воздействий. Изначально одежда называлась «одиежие» (через ѣ), что означает целостность, объединяющая доброе небесное и земное с жизнью, богом данной, или самое близкое к телу. Традиционный русский народный костюм универсален, классифицируется по различным признакам: региональности (территория проживания и местные особенности), пола и возраста (дети, подростки, девушки и женщины, юноши и мужчины), сословной принадлежности, статусу, функциям (повседневная одежда, обрядовая, праздничная – рождение, свадьба, похороны). Традиционный русский орнамент – это язык, некое средство выразительности, которое использовалось нашими предками задолго до возникновения письменности. Узоры появлялись на одежде, текстильных изделиях, предметах обихода.
В сложившихся в настоящее время условиях недостаточное внимание уделяется теории русского народного костюма в дизайне одежды, что определяет значимость ее реализации на практике, представленной в проекте. Необходимо развивать интерес к русской культуре среди молодого поколения, популяризировать русский стиль в материальной культуре, на что и направлено создание эскизов нашей работы. Русский народный костюм является важным наследием прошлого нашей страны и его неотъемлемой частью, несущей в себе огромное культурное богатство и веками накопленные знания мастеров. Оттого, важно изучение народного костюма, выявление его конструктивных и художественных решений, применение этих особенностей в современном дизайн-проектировании. Вместе с тем присутствует спрос на уникальные обычные изделия, позволяющие выделиться и привлечь внимание, поэтому обращение к традиционному народному искусству в качестве одного из источников вдохновения при проектировании объектов лёгкой промышленности стало как никогда актуальным. Ежегодно дизайнеры, работающие в сфере лёгкой промышленности, возвращаются к традиционным образам, этнической теме, ища в них новые идеи и вдохновение. Современный костюм не может развиваться в отрыве от народных и национальных традиций. Создание современной авторской коллекции подталкивает к изучению и переработке выбранного материала. И не случайно дизайнеры, создавая коллекции, обращаются к народному костюму. Он сочетает в себе традиционные элементы кроя и вышивки, натуральные ткани.
Русский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этнографами в основном различаются четыре комплекса женской одежды: костюм с понëвой, с сарафаном, с кубельком, с юбкой-андараком; мужской костюм, единый на всём пространстве славянских этносов, состоял из подпоясанной туникообразной рубахи-косоворотки и нешироких штанов. Одежда шилась из натуральных домотканых и привозных тканей: хлопковых, льняных, шерстяных, шёлковых, парчовых.
Русская узорчатая вышивка, привнесённая в нашу культуру из Византии, известна с эпохи Киевской Руси. Для вышивания применяли льняные и шерстяные нитки особой крутки. Узоры дополняли бусинами и жемчугом. Часто вышивку сочетали с нашивкой лент, кружев, текстильных полос. Декоративный узор чередовался с незаполненными участками из основного материала. Одним из древнейших видов русского народного творчества является вышивка. Исследование традиций народной славянской вышивки показало, что в украшении костюма часто сочетали несколько видов вышивальной техники, наиболеепопулярные из которых – крест, полукрест, белая строчка, перевить и гладь. В построении узора рисунка преобладала симметрия. Основной композиционный центр располагался спереди изделия на груди. Дополнительно украшали оплечье, низ изделия и рукавов, горловину, воротник. В формат узора вышивки переносили сказочные женские образы, фантазийных животных, птиц, растения, линейно-геометрический орнамент.
Интерес к традициям возникает в первую очередь в те периоды развития общества, когда необходимо закрепить значимость того или иного народа, его особенность и отличность от окружающих, его самостоятельное место в системе территориальных и общественных отношений. И, безусловно, одним из основополагающих факторов, провоцирующих интерес к национальным традициям, является кардинальная смена жизни общества - революция. В этом случае национальный костюм страны, где произошла революция, становится достоянием международной моды. Так, в 20-е годы ХХ века не только уникальные исследования Надежды Ламановой и ее сподвижников в области поиска «нового костюма» для «нового человека» новой России, опирающиеся на традиции русской народной крестьянской одежды, получили развитие в собственной стране.
Опираясь, на знания, полученные в результате выполнения теоретической части работы, мы начали разработку продукта со следующих этапов:
1. Создание плана по реализации идеи.
2. Сбор информации из теоретической части для точного оформления продукта.
3. Поиск нужных примеров изображений в интернет ресурсах.
4. Создание эскизов, которые как можно лучше помогли бы реализовать идею нашего продукта.
5. Реализация идеи и ее детализация.
Мы приступили к сбору информации из теоретической части, чтобы потребителю было понятно из эскизов о чем идёт речь и что мы изобразили. А также, чтобы потребитель смог увидеть интеграцию русских народных традиции в форме вожатых детского лагеря. Полноценный текст заменили краткие подписи, поясняющие как связаны изображения элементов одежды, орнаменты и модели.
Для эскиза женской формы (рис. 1) основными элементами одежды выступили юбка и футболка. На фасон юбки нас вдохновила юбка-понёва, которая в нашей стала скортом (юбка-шорты), чтобы модель чувствовала себя комфортно при ходьбе/беге. При создании футболки мы вдохновились женскими рубахами, свободного кроя, включающие в себя орнаментальные вставки. Аксессуаром выступил платок. Он не только является головным убором, но и играет эстетическую роль. Для эскиза мужской формы (рис. 2) основными элементами одежды выступили удлинённые штаны (шорты бермуды) и лонгслив с двойным рукавом. На создание лонгслива нас вдохновила рубаха косоворотка, представленная на эскизе. Аксессуаром также выступил платок.
Орнаментальная составляющая также играет важную роль, имея свой смысл. Основным и главным рисунком является птица, символизирующая не только свободу и счастье, но и защиту, так же как и вожатый радует подопечных и несет за их ответственность. И орепей (ромбы) - символ счастья, душевного спокойствия и равновесия, вновь отсылает нас к теме отношений вожатого и его подопечных.
Таким образом мы изучили историю русского народного костюма, его специфику и особенности отделки Кроме того, проанализировали влияние мотивов русского народного костюма на дизайн одежды, моду. И создали продукт, который отразил заданную тему, помог подвести итог в работе.
Список литературы и источников.
1. Аккуратова О.Л., Роганова Д.А. Исследование русского народного орнамента и его адаптация в современном дизайне // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности: сб. науч. тр. / Витебский государственный технологический университет. - Витебск, 2017. - С. 98-99.
2. Амиржанова А. Ш., Скрипникова Е. В. «Русский стиль» и некоторые уровни привнесения его в современный костюм // Костюмология. - 2020. - №2. - С. 1-13.
3. Григорьева Е. Ю. Универсальность русского народного костюма и уникальность орнаментов вышивки в традиционной русской культуре // VII Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в современном пространстве: ренессанс базовых ценностей?»: сб. науч. тр. / Челябинский государственный институт культуры. - Челябинск, 2018.- С. 205-207.
4. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента / Москва: Белые альвы, 2008. - 208 с.
5. Лужков Ю. М., Линович С. М. / Москва: Народные промыслы, Московские учебники и картолитография, 2009. - 176 с.