Интеграция музейной и театральной педагогики: рождение Театра-студии «12»

Интеграция музейной и театральной педагогики: рождение Театра-студии «12»

Л. Аметова, кандидат педагогических наук, доцент Института детства МПГУ

Несколько слов о рождении Театра-студии «12». Это уже история… В сентябре 2013 года в рамках празднования Дня города во дворце Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина должен был состояться премьерный показ спектакля «Как нарисовать птицу?». Так было угодно судьбе – премьера состоялась в другое время и в другом месте. а именно 25 сентября 2014 года в стенах прославленного Московского педагогического государственного университета – в День музейной педагогики. Потому что правильные, богоугодные идеи продолжают жить и воплощаться независимо от препятствий жизни, потому что «рукописи не горят», ибо их вселенский смысл существует как «скрижаль завета» по своим собственным законам…

Театральный перфоманс «Как нарисовать птицу?» стал продолжением традиций «Пушкинского музея», заложенных ещё знаменитой Айседорой Дункан, которая в 20-е годы XX века исполнила хореографическую сюиту «Ожившие статуи» непосредственно в залах античных слепков «Музея изящных искусств имени императора Александра III», ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина. В завораживающем, стремительном танце Айседоры Дункан «оживали» мифы и легенды Древней Греции, боги и богини знаменитого пантеона богов на Олимпе.

В 2005 году на открытии Галереи искусства стран Европы и Америки ХIХ–ХХ веков, одного из отделов ГМИИ, персонажи знаменитых живописцев «сошли» с полотен. Среди них были: «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, «Танец» Анри Матисса, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега.

В 2013 году, благодаря молодому и талантливому коллективу Театра-студии «12» под руководством вашей «покорной слуги» Лидии Аметовой, тогда ведущего научного сотрудника ГМИИ имени А.С. Пушкина, и благодаря оригинальному творческому решению воплощения замысла театрализации музейных экспозиций режиссёром Дамиром Бахтиевым, а также благодаря блистательному сценарному воплощению будущего спектакля Лейлой Тастановой, ожили такие шедевры Пушкинского музея, как «Статуя богини Афродиты», фрагмент редчайшего подлинника античного искусства, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Возвращение Буччинторо ко дворцу Дожей » Каналетто, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Танец» Анри Матисса, «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, «Композиция №7» Василия Кандинского, а также шедевры искусства Древнего Египта и Древней Греции. Всего было «оживлено» 33 шедевра «Пушкинского музея»

Литературной основой перфоманса стали произведения русских и зарубежных поэтов XIX–XX веков: Иосифа Бродского и Анны Ахматовой, Александра Блока и Константина Бальмонта, Валерия Брюсова и Шарля Бодлера, Поля Верлена и Луи Арагона, а также литературные опусы Эдгара Дега и Василия Кандинского. Названием спектакля послужило одноимённое стихотворение французского поэта и драматурга Жака Превера (1900–1977). Особую атмосферу спектаклю придавала живая классическая музыка А. Вивальди, И.С. Баха, Ф. Мендельсона, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, С.В. Рахманинова, Г. Свиридова, М. Дунаевского и мн. др.

Главный герой спектакля – Художник – объединил поэзию, музыку и пластику в единое целое. На экране демонстрировались изображения шедевров музея, сыгравшие роль декораций спектакля.

В спектакле «Как нарисовать птицу?» приняли участие актёры московских театров и студенты ведущих творческих вузов, объединившиеся в Театр-студию «12» специально для реализации данной постановки. Благодаря данному проекту зрители перформанса и посетители музея смогли по-новому взглянуть на шедевры Пушкинского музея, с одной стороны, а с другой – в рамках предмета «Музейная педагогика» были представлены разнообразные формы и методы работы с детьми. Мы имеем дело, по-сути, с интеграцией музейной и театральной педагогики. В День музейной педагогики в МПГУ 23 сентября 2015 г. перед просмотром спектакля студентам предлагались вопросы, на которые они, возможно, могли ответить сразу после просмотра, а некоторые, возможно, потребовали более длительного осмысления, и их можно было выполнить в качестве домашнего задания.

  1. Какие приёмы, увиденные в спектакле «Как нарисовать птицу», с вашей точки зрения, можно использовать на уроках в школе, в образовательном процессе? На каких уроках?
  2. Что понравилось?
  3. Какие чувства вызвал спектакль? Какие ассоциации возникли?
  4. Какие стихи использовались?
  5. Какая музыка?
  6. Какие картины?
  7. Какие актуальные темы в искусстве и жизни поднимает спектакль?
  8. Какое воспитательное и образовательное значение он имеет? Какие образовательные и воспитательные задачи можно решать на примере данного спектакля?
  9. Какие пластические импровизации можно использовать в школе, и на каких уроках?
  10. Какие элементы костюмов можно применить в школьной практике?

Далее просмотр спектакля, полная версия – 1 час 10 минут.

Практическое занятие.

Выберите сюжет из числа представленных в спектакле, или картину, и придумайте (на выбор ) воплощение содержания (картины, сюжета) в своём собственном прочтении, используя такие формы как: – пластическая импровизация (движения, пластика);

– игра – драматизация с элементами костюмов;
– арт-терапевтическое рисование (рисование с целью гармонизации настроения) индивидуальное или коллективное на большом листе бумаги. Из отдельных индивидуальных работ можно сделать мультфильм или выставку;
– музыкальная гостиная – импровизация (музыка и движение; музыка и презентация; музыка и рисунок, концерт);
– литературная гостиная – чтение поэзии;
– выставка в жанре «Картинки с выставки» (рисунки впечатлений от увиденного спектакля);
– маленький спектакль –миниатюра по одной картине (сценарий, музыка, текст, роли, костюмы, действие, премьерный показ).

Ссылка на спектакль «Как нарисовать птицу»: http://www.youtube.com/watch?v=5OtYKCT8ZB o&feature=youtu.be
Ссылка на публикацию о спектакле: http://ug.ru/guest/181

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 53-54.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.