Фомина Наталья Николаевна

Фомина Наталья Николаевна. Доктор педагогических наук (2003 г.), профессор (2004 г.), член-корреспондент Российской академии художеств (2004 г.), научный руководитель лаборатории развития художественно-эстетического творчества Центра дополнительного образования РАО.

Родилась в Москве 4 августа 1944 года в семье инженеров. В 1967 г. окончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Более шести лет работала редактором Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, где занималась созданием передач, посвященных изобразительному искусству.

В 1973 г. поступила в аспирантуру НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР в сектор изобразительного искусства с желанием обобщить и осмыслить накопленный на телевидении опыт. Моим руководителем стала Вера Васильевна Алексеева (1930-2010), определившая мой выбор профессии еще в школе, когда я в 1958-1962 гг. занималась в Клубе юных искусствоведов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков». С 1976 г. по 2023 г. работала в НИИ художественного воспитания в должности старшего научного сотрудника, с 1987 г. – зав. лабораторией изобразительного искусства. Институт, как и лаборатория, на протяжении 47 лет неоднократно менял свое название, сохраняя основную цель своего предназначения – художественное воспитание и образование детей в области разных видов искусства.

На протяжении 1976-1994 гг. участвовала в разработке нового содержания образования по изобразительному искусству с 1 по 10 класс для общеобразовательной школы под руководством Б.М. Неменского в рамках сотрудничества АПН СССР и комиссии эстетического воспитания Правления Союза художников СССР. В центре моего внимания были проблемы восприятия искусства детьми младших классов и подростков.

Благодаря работе с художниками при создании монографических книг и альбомов (с 1982 г. член СХ СССР) и предшествующей работе на телевидении, заинтересовалась детским творчеством будущих художников. Большинство деятелей искусства, с которыми работала (Н.В. Кузьмин, С.Т. Коненков, Е.В. Вучетич, М.П. Митурич, Т.Н. Яблонская, А.Ю. Никич, П.П. Оссовский и др.), с большим интересом и уважением относились к своей «памяти детства» и явлению, которое принято называть «детский рисунок». На рубеже 1980-1990-х годов вместе с сотрудниками лаборатории изобразительного искусства, параллельно с плановыми заданиями, начала заниматься хранившейся в НИИ ХВ международной коллекцией детского рисунка. Открытие ее исторической и художественной ценности как целостного текста, прочтение которого открывает возможность для понимания места художественного творчества детей в культуре России ХХ века, дало возможность сделать коллекцию исследовательской базой изучения многих психолого-педагогических проблем. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему «Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века». Выставочными площадками множества образовательно-выставочных проектов явились крупнейшие музеи, образовательные и общественные организации, что позволило включить коллекцию в художественную жизнь Москвы и ряда других городов России и Германии.  Многие выставки сопровождались изданиями каталогов и обязательно освещались на страницах журнала «Искусство в школе».

На протяжении семи лет (2006-2013) по совместительству работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в должности заведующего Отделом эстетического воспитания детей и юношества, что способствовало реализации многих образовательно-выставочных проектов.

После ликвидации Института художественного образования и культурологии РАО в 2023 году была принята на работу в Российскую академию образования, куда была передана основная часть международной коллекции детского рисунка.

В разделе публикаций я не называю своих статей в моем любимом журнале «Искусство в школе», так как эта информация каждый год приводится в последнем номере года. Список публикаций ограничила монографиями и некоторыми учебными изданиями.

Публикации (более 300) среди них:

Монографии

Петр Оссовский. На земле Древнего Пскова. М.: Советский художник, 1977

Зоя Матвеева-Мостова. М.: Советский художник, 1981

А.Ю. Никич. Л.: Художник РСФСР, 1983

Б.Д. Королев. Из литературного наследия. Переписка. Современники о скульпторе. Учебное пособие по скульптуре. Составление, вступительная статья, каталог, комментарии. М.: Советский художник, 1989 (в соавторстве с О.В. Яхонтом)

Подросткам о художниках. М.: Издательский дом «Юность», 1994

История художественного образования в России ХХ века. Часть 1 Сост., научный редактор, автор разделов. М.: Педагогика, 2002

Художественное воспитание детей в культуре России первой половины ХХ века. М.: Альтекс, 2002

История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века. автор концепции издания, ред.-сост., автор раздела. М.: Издательский дом РАО, 2003

Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. Ижевск: ERGO, 2007

Изобразительное творчество детей в пространстве художественной культуры. М.: Всероссийский центр художественного творчества, 2014

Олег Яхонт. Грани творчества: монография, альбом. Сост., ст. М.: СканРус, 2014

Фомина, Н.Н. Эстетические предпочтения современных школьников России/ Н.Н. Фомина // Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография/ Е.М. Акишина и др.; научный редактор-составитель Л.Г.Савенкова; под общей редакцией Е.В. Бояковой – М.: ФГБНУ«ИХОиК РАО», 2020. – 400 с. /  С. 370-394. ISBN 978-5-905451-91-1

Образовательный потенциал художественных практик: монография /Л. Г. Савенкова, Н. Н. Фомина; под науч. ред. Н. К. Гарбовского. — М: ФГБУ «Российская академия образования». 2024. — 138 с.

Учебные издания

Сборник методических материалов к программе 3-его класса «Изобразительное искусство и художественный труд». М.: Советский художник, 1984. В соавторстве с Б.М. Неменским, Н.А. Горяевой, Н.В. Гросул,  М.С. Чернявской

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», 5-6 кл. М.: Советский художник, 1984. В соавторстве с Б.М. Неменским,   Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой

Методические разработки к программе «Изобразительное искусство», 4 кл. М.: Советский художник, 1988

Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. «Изобразительное искусство», 1-7 кл., 8 кл. (факультативный курс). М.: Просвещение, 1988. В соавторстве с Н.В. Гросул, Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой, М.С. Чернявской

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 кл. Программа с краткими методическими рекомендациями. М.: Просвещение, 1990. В соавторстве с Н.В. Гросул, Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой, М.С. Чернявской

Народные праздники. Программа с методическими рекомендациями для 9-11 кл. М., 1991

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. Книга для учителя. Н. рук. Б.М. Неменский. Программа с методическими рекомендациями. М.: Просвещение, 1992. В соавторстве с Н.В. Гросул, Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой

«История детского рисунка (детский рисунок как феномен художественной культуры)» Программа учебного курса. М.: ЦХКиО, 1992

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. М.: Просвещение, 1994. В соавторстве с Б.М. Неменским, Н.В. Гросул, Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой, М.С. Чернявской, Е.А. Эйзен

Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 кл. Книга для учителя. (Составление, автор вступительной статья, 4-ого и 8-ого классов). М.: Просвещение, 1995

Мировая художественная культура. 10 кл. Главы 3-11, 29, 30. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Интербук, 1999

Мировая художественная культура. 11 кл. Главы 15-18, 26, 28, 29. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Интербук, 1999

Система творческого развития (сост.). Методические рекомендации. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2007

Импрессионизм // Мировая художественная культура. Х1Х век.   Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007

Социалистический реализм // Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007

Детский рисунок как феномен художественной культуры. Методическое пособие. М.: ВЦХТ, 2014

Одаренный ребенок: Проблемы художественно-творческого развития. Научно-методическое пособие. М.:  ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2015

Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы. Научно-методическое пособие. М.: Музыка, 2018

Награды:

Медаль «В Память 850-летия Москвы» – 19.02.1998,

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за большие успехи в обеспечении единства обучение и воспитания - 12.11.1999

Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования – 24.06.2009,

Медаль имени М.Н. Скаткина Российской академии образования – 31.10.2017

Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования – 23.10.2019

Медаль имени В.В. Давыдова Российской академии образования – 23.05.2024