Особенности студенческой педагогической практики с ребятами с синдромом Дауна

Л. Раздобарина, кандидат пдагогических наук

Особенности студенческой педагогической практики с ребятами с синдромом Дауна

Производственная педагогическая практика на художественно-графическом факультете Института изящных искусств проводится во многих учреждениях. Интересно было предложить студентам пройти практику в Даун-центре «Пчёлки». Программа по практике построена таким образом, что на III курсе во втором полугодии студенты работают с подростками и взрослыми и вначале имеют возможность наблюдения со стороны, чтобы привыкнуть к особенностям, специфике общения. Но наблюдать пассивно практически невозможно - ребята с синдромом Дауна, как правило, обладают очень плохим зрением, поэтому помощь нужна в работе постоянно. Пальцы на руках короче, ладони довольно широкие, часто их пересекают сплошные поперечные линии-складки, мизинцы на руках немного изогнуты - всё это создаёт дополнительные трудности на занятиях как по изобразительному искусству, так и по декоративно-прикладному творчеству.

Из-за особенностей фигуры (практически все обладают низким ростом и большим весом) ребята с синдромом Дауна малоподвижны - встать из-за стола лишний раз вызывает большие сложности...

Студенты активно включаются в работу - поменять воду в стаканах после смены цвета, проследить правильность закрашивания поверхностей, открыть банки с краской, быстро ликвидировать последствия растёкшейся краски, успокоить воспитанников, если что-то не получается, и т.п. Всё это ложится на плечи студентов. Удивительно, что многие студенты-юноши очень ответственно подошли к своей работе в Даун-центре, именно они находили первыми контакт, именно они становились связующим звеном между даунятами и студентами-девушками. Возможно, что это было случайным совпадением. Ребята-даунята с большим удовольствием контактируют со студентами, очень быстро «принимают» и «допускают» к совместной деятельности, засыпая вопросами, ненавязчивыми просьбами о помощи, и им просто невозможно отказать.

Негласное обязательное условие ребят-даунят - «обнимашки». Им необходимо тактильное общение, вероятно, через него и происходит основной контакт, для них главным становятся прикосновения, а не слова. Говорят, что люди с синдромом Дауна - «солнечные люди». Это правда. Уходишь с каждого занятия со светлым ощущением, как будто общался с дельфинами или побывал в каком-то другом светлом мире. Я бы это назвала «Даун-терапией». После таких совместных занятий студенты не боятся никаких видов творческой деятельности. Многие в этом году пошли в онкоцентр работать с тяжело больными детьми, некоторые вызвались работать в социальных лагерях, в которых проходят реабилитацию ребята после наркозависимости или состоящие на «особом учёте». Причём свой выбор студенты делают осознанно, понимая ответственность, специфику и сложность работы. Работа в Даун-центре служит небольшим трамплином, позволяющим пойти по сложному пути и прийти к самоопределению, собственному психологическому взрослению.

Когда мы говорим про арттерапию, встаёт вопрос: что реально происходит на наших занятиях? Заглянем в словарь. «Терапия (др.-греч.) - врачебный уход, лечение) - процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания или травмы...» Но у нас нет заболевания или травмы... У нас особенные ребята от 20 до 60 лет. Как уже упоминалось, существует большой ряд физических ограничений, которые надо преодолевать в нашей творческой работе, поэтому приоритетным видом творчества был выбран один из видов декоративно-прикладного искусства -лепка из теста. Глину пришлось отложить, так как кожа у даунят сухая и тонкая, склонная к шелушению, экземам. После глины ребята испытывают дискомфорт, у многих появляются неприятные ощущения, трещины.

Перед даунятами ставятся несложные для выполнения задачи, но они обязательно должны иметь положительную эмоциональную окраску, заставить даунят делать то, что им неинтересно, практически невозможно. Поэтому начать освоение лепки с простейших геометрических фигур оказалось сложной задачей, зато вылепить «червячка», «горошины для супа», «солнце», овальный «камень с морского дна» и т.д. для ребят - удовольствие. Поэтому решено было пойти по пути создания «мини-картин». Ребят с синдромом Дауна отличает склонность к завершенности процесса - им не просто интересно, им необходимо сделать конечный результат: на музыкальных занятиях - исполнение номера целиком, «как на концерте»; на занятиях по Го (японские шашки) - сыгранная полностью партия; на «реабилитационных занятиях» - собственноручно сделанный и съеденный салат; на лепке - созданное «полноценное» изделие.

Упорство в достижении цели, кропотливость и основательность наших студийцев часто удивляла студентов. Изделия приклеивались на лист картона и затем раскрашивались гуашью. После расписывалась и вся «картина», делался фон, появлялись отдельные фантазийные элементы, которые придумывали студенты с подопечными. Каждый «шаг» в создании картины контролировался студентом или педагогом. Часто бывало - одна непроконтролированная секунда, и вся верба, включая пушистые комочки, окрашена в коричневый цвет. Потом студент кропотливо ещё раз объясняет подопечному, даёт потрогать вербу, и вместе перекрашивают неправильно закрашенное. А в это время сосед уже давно закрасил весь фон, включая вербу, красивой синей гуашью.

Работа с тестом развивает мелкую моторику, и как результат - поддержка речевой активности (вот она - арттерапия!), а для даунят это очень важно, так как они немногословны (во многом и из-за строения особенностей речевого аппарата -широкого языка, особенностей строения глотки). Присутствие студентов на занятиях и совместная деятельность ведёт к так необходимому обоюдному общению.

Очень многие студенты художественно-графического факультета педагогическую практику изначально воспринимали как нечто ненужное, с очень большой долей отрицания. Интересно было понять причину такой реакции, выявить истоки и постараться справиться с неприятием. Проанализировав поведение студентов в стенах института, можно сделать следующие выводы: многие отличаются замкнутостью, сосредоточены, не склонны к общению, часто выбирают лидера-парламентёра (создавая малые стихийные группы от 2 до 5 человек), который говорит за всех, объясняя сложные ситуации и т.д. То есть наши студенты-художники в основной массе оказались интровертами, а мы их посылаем в школы, заставляя, порой насильно, общаться с внешним миром. Поэтому общение с ребятами-даунятами для наших студентов - истинная арттерапия, общение через творчество, искусство, переход из состояния замкнутости, закрытости в мир общения и другого понимания современной и будущей педагогики, которая основана на активном общении, понимании и, надеюсь, доброте.

Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 63-64.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.