Пластилиновое путешествие в волшебный мир профессий

М. Велтистов, кандидат педагогических наук, педагог-организатор Центра непрерывного художественного образования, г. Москва

Пластилиновое путешествие в волшебный мир профессий

Все мы в детстве зачитывались книгами о приключениях, путешествиях и сказочных событиях. Но в реальной жизни случаются невероятные чудеса, возвращающие нас в счастливые детские годы.

Недавно, в марте 2018 года, в Москве в Центре непрерывного художественного образования, возглавляемого академиком РАО и РАХ, лауреатом государственных премий СССР и РФ, народным художником России Борисом Михайловичем Не-менским, проходил мастер-класс с учителями изобразительного искусства по теме: «Учимся, чтобы учить. Лепим персонажей полезных и любимых для города Москвы профессий». Анимационный проект под названием «Профессии Москвы».

А организовала и активно участвовала в проведении этого замечательного мастер-класса Галина Анатольевна Тупикова, аналитик ЦНХО, ведущий сотрудник компьютерной лаборатории Центра, руководитель Московского городского конкурса мультимедиа «Мы Москвичи».

Приключения и чудеса начались тогда, когда на партах перед учителями были открыты разноцветные наборы пластилина фирмы «Гамма» под названием Мультики. В связи с этим вспомнилась удивительная книга Джанни Родари, знаменитого итальянского детского писателя, автора «Чиполли-но». Книга под названием «Путешествие голубой стрелы».

Дело приключилось в магазине игрушек в Риме, хозяйкой которого была волшебница Фея. Перед Рождеством она составила список богатых детей, к которым должны были попасть игрушки на праздник. Но все сложилось наоборот. Около магазина появился мальчик из очень бедной семьи, он никогда не получал таких удивительных подарков.

Игрушки решили покинуть магазин и отправиться в путешествие по адресам детей бедняков. А поезд, тоже игрушечный, назывался «Голубая стрела». Чудесным образом игрушки оживают, словно в мультфильме. Они начинают видеть, Так и во время удивительного мастер-класса за несколько часов пластилиновые человечки, созданные руками педагогов, стали как бы оживать на наших глазах. В непосредственной, живой, творческой атмосфере с талантливыми наставни-ками-педагогами создавалась целая коллекция из пластилиновых игрушек.

На наших глазах игрушки приобретали зрение, слух, на руках появлялись пальцы, а одежда создавалась в соответствии с выбранной профессией.

Трудно сказать, какая профессия самая важная и полезная. И дворник, и мясник, и военный, и художник, и адвокат, и рабочий, и компьютерщик, и архитектор, и учитель - все персонажи создавались при активном участии трёх братьев-Мастеров из программы Б.М. Неменского. Зовут этих мастеров просто: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения.

Какие чудеса происходили на мастер-классе, я убедился своими глазами, и мне потом удалось взять интервью у талантливых педагогов-худож-ников, обучающихся на курсах в ЦНХО у Галины Анатольевны Тупиковой. В начале занятия перед учителями выступила автор методики «Пластилиновые человечки для анимации» Н.В. Маркина, педагог-воспитатель детского сада при школе №1503 в Москве. Она получила сертификат на свою методику и написала статью «История пластилинового человечка при работе с маленькими детьми».

Наталия Владимировна в увлекательной форме рассказала учителям о некоторых секретах работы с пластилином, имеющим свою специфику. Вначале кусочки пластилина надо согреть в ладонях. Потом пластилиновая долька делится на четыре части, а два кусочка откладываются. Так мы делаем второй шаг в направлении к нашей цели - созданию человечка. Всё это педагог изображала мелом на доске в виде простой схемы с последовательными номерами. Третий пункт - это деление четырёх кусочков пополам, то есть на восемь частей. Четвёртый этап - соединение частей пластилина одного цвета в шар. А пятый этап - из шара создавалась пластилиновая труба, как цилиндр. Для наглядности педагог нарисовала человечка - комбинацию элементов из двух изогнутых цилиндров: рук и ног. А наверху в завершении композиции прикреплялся шар под цвет лица. Но это лишь начало нашей увлекательной работы. Самое трудное - это переход к более мелким деталям: ладоням рук, пальцам, стопам, оживление лица игрушки, словно в сказке «Пиноккио», когда папа Карло придавал своему деревянному человечку подобие лица ребёнка! Наталия Владимировна наглядно показала оживление человечка. При помощи обыкновенной зубочистки у пластилинового рыбака стали появляться широко открытые глаза, улыбающийся ротик, выражение лица - наш рыбак был очень доволен уловом! У рыбака появились пальцы рук, на голове - уши, носик и другие детали. Шляпа, плащ, сапоги, удочка, ведро и рыба - всё говорило о профессии человечка.

Именно такой приём, с опорой на наглядно-образное мышление, характерное для маленьких детей, максимально раскрепощает творческую фантазию дошкольника. Дети любят детали, какие-то необыкновенные вещи, в обычном они легко видят волшебное и фантастическое. Не случайно Борис Михайлович Неменский в своей программе приводит принцип «реальности и фантазии», когда «вся фантазия - от жизни». Представители каких только необыкновенных профессий не были созданы на наших глазах! Вот судья в чёрной мантии, с серьёзным и хмурым лицом, а рядом - художник в широкополой шляпе, с разноцветной палитрой. Программист с ноутбуком на коленях что-то изобретает на экране.

Около меня на последней парте увлечённо лепила своего человечка педагог из досугового московского центра «Парус» Северного округа Москвы С.П. Бодрова. Мы разговорились. Вдруг Серафима Петровна сказала, что хочет вылепить ветеринара, очень нужную и полезную профессию. И вот на моих глазах стал возникать образ доброго доктора, словно сошедшего со страниц «Айболита» знаменитого Корнея Ивановича Чуковского! Серафима Петровна объяснила мне, что самая важная задача педагога, работающего с дошкольниками, - воспитание любви к окружающему миру и родной природе. С детства у ребёнка закладывается любовь к животным, сострадание к ним. Не случайно в русских народных сказках звери и птицы говорят по-человечески, это целая сказочная традиция. Даже Крокодил в сказке Чуковского, бродящий в калошах с Тотошей и Кокошей, - исключительно добрый персонаж. Рядом своим ветеринаром в белоснежном халате Серафима Петровна вылепила вылеченную доктором зверюшку.

В дальнейшем мне удалось взять интервью у нескольких участников мастер-класса. Вот что рассказала Т.И. Хирова, преподающая ИЗО в студии «Рыжик» при школе №1573.

- Татьяна Ивановна, расскажите, чем Вас увлёк пластилин? Почему Вы учитесь у Галины Анатольевны Тупиковой на её курсах и мастер-классах?

- Я уже давно сотрудничаю с Галиной Анатольевной и благодаря ей увлеклась созданием анимации с детьми. Пластилин - замечательный, пластичный материал, который позволяет ребёнку творчески себя проявить. Ребёнок может слепить любимый персонаж из мультфильма, тонко выразить настроение маленького человечка. В этом материале есть большая энергетика. Человек, не умеющий рисовать, вдруг хорошо лепит.

- Татьяна Ивановна, ведь когда ребёнок лепит, работают сразу две руки и развивается конструктивное мышление. А это, по мнению психологов, развивает творческое воображение...

- Я работала в этом направлении с детьми с некоторыми психическими нарушениями. Как хорошо, когда ребёнок занимается и лепкой, и оригами, - это очень развивает!

- Почему Вы сегодня на занятии слепили человечка с палитрой?

- Да, я слепила художницу. Это мне очень близко, так как я член Союза художников. Образ появился у меня сразу, а трудности возникли при создании мелких деталей. Например, сделать мимику. С детьми я хочу создать ряд животных. Сейчас у нас год Собаки, сделаем разные породы собак!

- Как развить через пластилин у ребёнка образное мышление. Ведь это очень важная задача для педагога?

- Надо сделать упор на работе с цветом. Конструирование, лепка способствуют развитию творческого потенциала ребёнка, его самоактуализации.

К диалогу подключились и другие педагоги. О создании своего пластилинового персонажа рассказала и Лидия Анатольевна Неф, работающая в школе при Курчатовском институте учителем ИЗО и библиотекарем.

  • Нас курирует Курчатовский институт. Я работаю в физико-математическом отделении с углублённым изучением предметов. Мы изучаем информатику и программирование.
  • Почему Вы вылепили человечка с ноутбуком?
  • Это программист. На своих занятиях я часто вижу увлечённых мальчишек, наблюдаю их перспективное развитие.

Мы уже с пятого класса рисуем будущую профессию. У меня получился вольный программист-художник, который может работать в любом месте. Мне кажется, что у программиста работают сразу два полушария мозга. У нас есть компьютерные тренажёры на которых дети учатся печатать не глядя.

  • Такая работа на компьютере актуальна сегодня в связи с предстоящим интеллектуальным рывком в России?
  • Мы стараемся учить детей творческому подходу. Многовариантным открытым решениям. Дети хорошо справляются с этим.
  • Как предмет ИЗО вместе с физикой и математикой развивают пространственное мышление, без чего, по словам гениального Альберта Энштейна, невозможно ни одно научное открытие?
  • Применение новых знаний очень важно. Например, на занятиях ИЗО мы с детьми изучаем и строим самые разные башни из подручного материала.

По мнению педагога-художника, такие занятия развивают творческое и конструктивное мышление, необходимое при изучении таких сложных предметов, как физика и математика. Педагог отметила, что красивое математическое изображение формулы или теоремы - это тоже эстетическая задача.

И вот в завершение занятия перед глазами зрителей возникла целая коллекция игрушек: ветеринар, программист, художник, архитектор, учёный, учитель, рабочий, дворник, мясник, военный, судья, артист, и многие другие персонажи.

По мнению педагогов, детям в художественном творчестве очень помогает работа с опорой на сказочный материал. И фигурки реальных профессий получаются иногда похожими на сказочных героев. Сказки развивают воображение, смекалку, находчивость, моральные, нравственные и человеческие качества. Ведь любая профессия приносит в итоге пользу людям.

Например, Оксана Сергеевна Хитмедова из школы №1503, воспитатель детского садика, отметила, что из пластилина создаются настоящие шедевры.

Она вылепила дворника. Казалось, ну что тут особенного? Но из её рассказа я узнал, что это очень полезная и необходимая для города Москвы профессия. Она актуальна тем, что в любое время года дорожки к детскому саду убирает именно дворник.

Будучи воспитателем, она отметила, что главнейшая профессия - это профессия Учителя.

Ведь выбор профессии у ребёнка начинается с детского сада до самого окончания школы. Дети любят в садике играть в различные профессии. Именно в игре происходит своеобразное перевоплощение, когда новая информация легко и свободно усваивается маленьким человеком.

Творчество, изобразительное искусство, лепка, конструирование, прогулки, чтение сказок создают особое креативное развивающее поле, где ребёнок может найти выбор своего дальнейшего жизненного пути, впервые соприкоснувшись с многообразным миром профессий уже взрослого человека!

В завершение нашего необычного пластилинового путешествия осталось рассказать о своеобразной театрализации оживших игрушек.

Каждый педагог-художник сделал свой неповторимый фон на картонке формата А-4, где был изображён какой-либо уголок нашей любимой Москвы. Благодаря таланту наших художников, которые использовали пластилин, словно краски, размазывая пальцами на картонной поверхности, то есть используя пластикографику, во время занятий стали появляться настоящие картины. Кто-то старательно создаёт Спасскую башню с часами, а вот появляется стеклянный купол Цирка на проспекте Вернадского и здание Большого театра. Множество узнаваемых мест от МГУ до храма Христа Спасителя. Все мы, москвичи, очень любим свой город, с детства можем мысленно представить его достопримечательности. Поэтому такая творческая деятельность педагогов, создающих увлекательное путешествие по знаковым местам нашего города с неповторимыми, пусть несколько наивными персонажами из мира профессий, нужных и полезных городу, расширит творческий потенциал ребёнка на занятиях ИЗО.

Дети, создавая свои уникальные игрушки из пластилина, тоже смогут совершить путешествие по Москве, словно в удивительном мультфильме, где, казалось бы, невероятное и фантастическое становится реальным и узнаваемым.

Именно в игре, когда ребёнок-художник, перевоплощается и в актёра, и в сценариста, и в декоратора, и в режиссёра, и в волшебника развиваются лучшие человеческие качества! Это любознательность, интерес к жизни, многовариантное мышление, эмоциональный интеллект, творческие способности, чувство красоты, фантазия, увлечённость деятельностью, трудолюбие и многое другое.

А наши пластилиновые человечки в уже опустевшем классе ЦНХО, когда педагоги разъезжались по домам после своих мастер-классов, начинали жить уже своей особой неповторимой жизнью, как игрушки из магазина в сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 19-21.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.