Каникулы. Смартфон или этюдник?

В. Романков, учитель изобразительного искусства ГБОУ «Школа №1955», заслуженный учитель г. Москвы, член Творческого союза художников России

Каникулы. Смартфон или этюдник?

Если открыть любой учебник для художественных школ ещё советского издания, то большая часть заданий и выразительных, интересных репродукций будет в главах о пленэрной практике. Именно эти работы всегда казались мне самыми живыми в учебниках по рисунку и живописи, а также в книгах по методике преподавания изобразительного искусства. Пленэрная практика - это очень известная и хорошо зарекомендовавшая себя часть художественного образования. Казалось бы, все открытия и новшества в области живописи на пленэре пришлись на конец XIX - начало XX вв. Почему же я могу с полной ответственностью заявить о том, что и сегодня это направление внеурочной работы может получить не только новую жизнь, но и стать локомотивом в образовательном процессе? Потому что это есть в нашей школе.

Не секрет, что классно-урочная система образования доживает свои последние годы. В привычной форме она изжила себя, но вера многих наших молодых коллег в образование через планшет, телефон или иной гаджет кажется мне такой же утопичной, как и планы обучения во сне, когда-то очень популярные. А вот образовательные поездки, летние школы, интенсивные курсы с погружением в особую образовательную среду объективно становятся флагманами образовательных проектов и прорывами в будущее. Прежде чем мы отправимся в наше грядущее, нужно рассказать немного о ближайшей истории и подвести некоторые итоги работы пленэрных практик в нашей школе № 1955.

Когда мы все, кто работает в школе, реализуя почти тридцать лет образовательную программу углублённого изучения изобразительного искусства, начинали вводить в практику работы пленэрные поездки, то целью было воссоздать эту хорошо известную и нужную часть системы образования. Время продиктовало изменения: хорошо, что мы оказались к ним готовы и во многом предвосхитили тенденции. Так как ученики нашей школы, да и учителя, не могли себе позволить длительной практики на пленэре, возникла задача: в короткий срок (2 недели или 10 дней) дать необходимый набор компетенций и навыков, при помощи которых ученики смогут самостоятельно создать необходимый объём этюдов, рисунков и набросков. То есть встала явная задача подготовить интенсивную программу пленэрной практики. И жизнь повернулась к нам своей светлой стороной, потому что возникла группа родителей, которые доверяли учителям школы и поддержали инициативу, да и администрация школы нашла её интересной. Небольшая группа учеников и учителей выехала на практику в Великий Новгород и Переславль Залесский. Это были первые опыты, но они позволили заложить традицию. Было это более 20 лет назад, и у истоков этого направления работы стоял учитель изобразительного искусства, заслуженный учитель Российской Федерации Алексей Николаевич Тимошенко. Будучи сторонником пленэрной живописи, он горел желанием разделить свою любовь к работе на открытом воздухе с учениками.

В чём заключалась новизна наших пленэрных практик? Поездки в каникулы - нет ничего более традиционного, но для общеобразовательной школы пленэрная практика - это было уже очень ново, а выставка по итогам пленэра, не похожая на учебные, довольно сухие отчёты, вообще была открытием. Потом несколько изменились условия, и главное - начали меняться дети. Важным завоеванием (или, если хотите, успехом) стало формирование команды учеников, полюбивших пленэрную практику и передавших интерес своим товарищам; возник интерес в коллективе. Вот в этот момент проявились ценности, которые складывались во взаимной работе учеников и учителей, принимаемые детским и взрослым сообществом: возникло доверие между учителями и учениками, уважение к открыто высказываемому мнению, готовность к сотрудничеству.

Первый этап трансформации пленэрной практики произошёл с появлением зимних поездок. Зимой, в традиционные каникулы, нужно было не только встретить праздник Рождества, но и так организовать работу, чтобы поездка была рабочей и продуктивной. Привлечение опыта психологов в проведении тренингов, направленных на укрепление доверия и взаимопонимания между детьми, и использование технологии интегративного подхода в обучении принесли неожиданные плоды. Благодаря интенсивности и разнообразию форм работы, возникли задачи нового уровня:

- создать особую образовательную среду для формирования и развития у обучающихся креативного мышления;
- выработать такие принципы общения, при которых данная творческая среда будет не только продуктивной, но и дружелюбной.

При таком подходе можно было уже говорить о формировании креативного направления в обучении, когда каждая учебная или конкретная технологическая задача имеет продолжение в виде творческого задания или разбора на тренинге.

Все действия и учеников, и учителей стали, благодаря интенсивности и сжатости программы работы, за конкретные 10 дней взаимосвязанными и осмысленными. Если мы говорили о ритмах, то разбирали их и в набросках, и в этюдах, в композиции и на занятиях по совместным философским поискам. Возникла среда, выполняющая функции социализации, общения и творческого «плавильного котла». Два важнейших направления создают потенциал роста: визуализация образов и вербализация действий и намерений. Интересно, что во время пленэрных практик хорошего результата достигали и те дети, которых нельзя было назвать особенно успешными в обычных условиях обучения.

Другой важной особенностью стало создание новой точки отсчёта в общении между учениками и учителями. Учителя и ученики остались в школе, а на пленэрной практике мы все были художниками-путешественниками. Разнообразие впечатлений, личностных интересов и ценностей - главное богатство таких поездок. Оно порождает разнообразие образовательных и творческих задач, выстроенных в логическую цепь, что, несомненно, даёт новые возможности для развития всех участников поездки.

Ещё до всеобщей компьютеризации школы мы стали возить с собой ноутбук и мультимедиапроектор для вечерних послепрактических работ.

Просмотр фильмов или мультфильмов, связанных с темами наших интегративных занятий, стал особенно ценен не только возможностью обсуждения художественных приёмов, но и переходом к обсуждению ценностных проблем. Наши ежевечерние посиделки стали прикосновением не только к теории искусства, но и к навыку самовыражения через задачи искусства, что всегда открывает особое поле возможностей. Мы вместе с учениками учились овладевать этой колоссальной вселенской энергией творчества. Именно эта структура сотрудничества, поиск совместной мысли в диалоге выстроились в итоге в традицию пленэра. Практика обмена впечатлениями дала нам основу для взаимного понимания и открытости между детьми и взрослыми.

Путешествие само по себе закладывает определённую драматургию. Начало - предчувствие, кульминация, потом - завершение и послевкусие воспоминаний. Теперь мне кажется, что сама география поездок дала нам огромный опыт и развернула перед нами веер тем. Города Золотого кольца, Плёс и Кострома, Соловки, Муром, Тутаев и Ярославль, Нерехта, Пушкиногорье и Псков, Изборск, Великий Новгород. Каждая поездка даёт возможность не только выбора тем, но и реализации разных интеграционных направлений: изобразительное искусство и история, литература, биология, экология. Всё становится нашими путеводными тропами.

Что мы рисуем? Вопрос не праздный. Стоит ли ехать куда-то, ну скажем, в Крым, чтобы написать этюд дерева или гряды гор с облаками? Безусловно, стоит. Ведь даже просто смена визуального окружения даёт огромный плюс, но мы работаем над этюдами, набросками, зарисовками, которые по сути дела только подготовительный материал. По большому счёту в прежней практике изобразительного искусства этот материал служил художнику основой для композиций.

Многое за последние годы изменилось кардинально: любой смартфон позволяет сделать хорошее фото. Вот только как создать образ, как пригласить в свои воспоминания и впечатления друзей или знакомых, достаточно ли для этого социальной сети? Это сущностные вопросы, которые мы решаем в каждой поездке. Пусть каждый ребёнок для себя определит, зачем ему нужна практика, какой результат ему хотелось бы получить, когда он берёт этюдник и холст и выходит на пленэр. Наша задача - создать условия и личным примером пригласить учеников разделить с нами радость от творческого процесса. Мы пишем этюды и рисуем вместе с учениками, не навязывая свою позицию и не диктуя решение, но создавая для детей возможность преодолеть технические сложности в работе. Мы сами учимся и стремимся научить ребят постижению природы.

Важно уметь наблюдать за ней и делать выводы самостоятельно. Для того чтобы сделать небольшую акварель с натуры, это стопроцентно необходимо, а вот для того чтобы транслировать информацию из Википедии, или, используя поиск, найти ответ из предлагаемых вариантов, совсем не нужно. В ходе работы над этюдами и зарисовками нарабатывается материал для принятия решений и поисков. Он-то и создаёт те микродвижения души, что отличают талант посредственности. Творческие решения - «валюта будущего», а среда, формирующая их, - это «нефтеносные слои», из которых будут черпать блага грядущие поколения.

На сегодняшний день в нашей школе сложилась система поездок, органично встроенная в образовательную программу VI-XI классов. Начинается всё с короткой поездки к нашим многолетним партнёрам в город Нерехту Костромской области, когда ученики VI-VII классов знакомятся с правилами работы на пленэре, овладевают азами мастерства и получают возможность набраться впечатлений. В VII-VIII классах ученики принимают участие в «большом пленэре», включаются в работу разновозрастных групп и учатся в полной мере выполнять учебные и творческие задачи. В ученическом коллективе старшеклассников существуют энтузиасты, не пропускающие ни одной возможности поехать на пленэр. Они, к слову, и создают тот коллектив, что выступает на конкурсах, побеждает в олимпиадах.

Невозможно вовлечь всех в личную сферу интересов, но создать поле для формирования обмена мнениями очень важно, поэтому для нас важен каждый, желающий разделить с нами поездку. Не обходится и без трудностей: ребята учатся взаимодействовать. В пленэрных поездках это особенно ценно. Учебные предметы «рисунок», «живопись» и «композиция» продолжаются летом как предметы в ходе наших интенсивных занятий, но они включены в несколько другую систему.

Наиболее важный и насыщенный событиями пленэр - летний. «Лето - это маленькая жизнь»-поёт бард, а каждый пленэр - своя история и своя траектория развития. Каждое лето на пленэрную практику выезжает от 60 до 120 человек. В практике школы установлено, что дети выбирают учителя, к которому записываются в группу и работают по плану и под руководством выбранного педагога. В ходе практики ученик обязательно сменяет несколько техник. Начинают в VI-VII классах с акварели, а заканчивают в старших классах масляной техникой живописи. Используется разнообразие графических техник: рисунок карандашом, пастель, сепия и уголь, маркеры. В ходе такой интенсивной работы и учитель, и ученик раскрываются как личности, и то, что иногда скрывается как неклассическое увлечение, скажем, рисование комиксов или аниме, становится темой для обсуждения. И стороны, что называется, могут обменяться мнениями и знаниями.

Стоит также отдельно упомянуть о нескольких особенно удачных примерах пленэрных практик. Так, зимний пленэр на Академической Даче имени И.Е.Репина в Тверской области запомнился мне необыкновенно продуктивной творческой обстановкой, радостью совместного открытия каких-то необычайных высот, когда дети предлагали совершенные в своей оригинальности решения, и царил дух особого дружеского торжества интеллектуального общения. Выпуск этих учеников уже завершил обучение в вузах, и мы вправе ждать подтверждения нашим надеждам на их успешность и талантливость. ВГИК, Суриковский и Строгановку они закончили очень хорошо, по отзывам их преподавателей и по дипломам. К числу таких же успешных отнесу наш недавний пленэр в Крыму, когда очень многие ученики выросли и раскрылись, как настоящие художники, способные открывать новое и прекрасное в мире.

Выделяя главное, я хотел бы сказать, что будущее за таким типом построения части учебной программы, как интенсивный курс и практическая деятельность учеников. Опыт наших пленэрных практик и других образовательных проектов это подтверждает. Разнообразие решений и выборов - это то, что создаёт базу для работы и творчества.

От редакции

Когда статья В.О. Романкова поступила в редакцию, мы пожалели, что это не произошло раньше, что учителя прочитают её, когда лето уже подойдёт к концу, и никто не сможет воспользоваться советами автора. Но, подумав, мы решили, что так оно и лучше. Ведь для того, чтобы впервые провести выездной пленэр, нужна серьёзная подготовка - и психологическая, и методическая, и организационная. Хорошо, если кто-то будет готов к следующим каникулам!

Конечно, общеобразовательная школа, которая даёт такую подготовку, что её ученики поступают и успешно заканчивают специальные вузы, - огромная редкость. Но художник-педагог, работающий в школе с более скромными образовательными возможностями, не нацеленной на предпрофессиональную подготовку детей, сумеет организовать пленэр для заинтересованных в изобразительном искусстве учеников, который принесёт им большую пользу не только в плане художественного развития: сблизит их с природой и друг с другом, даст опыт самостоятельного решения творческих задач.

Понятно также, что далеко не все школы могут позволить себе массовые выезды в далекие края, но это не так уж обязательно. Возможности для интересной жизни и плодотворной работы на открытом воздухе, для общения с природой, для прикосновения к ценностям культуры можно найти и недалеко от дома. А небольшая выставка пленэрных рисунков и живописи детей станет новым и праздничным событием в жизни школы, посёлка, городского района...

Постарайтесь извлечь максимум из опыта школы 1955!

Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 14-16.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.