Искусство и история

К 85-летию Родиона Константиновича Щедрина

Р. Таджикулова, учитель музыки и МХК школы №963, г. Москва

Искусство и история

Урок в VIII классе

В школе-лицее, где я работаю, наряду с традиционными классами есть классы с математическим и гуманитарно-эстетическим направлением. Уроки музыки в классах гуманитарно-эстетического направления ведутся по программе Д.Б. Кабалевского, которая включает интегративные уроки литературы, ИЗО, истории, МХК. Основная задача интегрированных уроков заключается в том, чтобы программы по музыке, литературе, истории, изобразительному искусству взаимодополняли друг друга в раскрытии той или иной темы. В гуманитарно-эстетических классах, помимо выше перечисленных предметов, интеграция осуществляется с такими дополнительными предметами, как «Сценическое искусство» (или «Театральное искусство»), «Прикладное искусство» и «Ритмика».

На уроке музыки очень интересно сопоставлять образы исторических личностей, которые представлены в разных искусствах: в живописи, литературе, театре, кино. Перед нами встают Борис Годунов, Хованский, Сусанин, Кутузов, Маресьев... Одной из таких исторических личностей является и Емельян Пугачёв.

В VIII классе, на завершающем этапе музыкального образования, я знакомлю школьников с хоровым творчеством композитора Р.К. Щедрина, мы слушаем хоровую поэму «Казнь Пугачёва», которая интересна своим интонационно-образным строем, выразительностью драматургического решения, самобытным музыкальным языком. Педагогическая целесообразность введения этого произведения связана с тем, что на уроках литературы учащиеся читают повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а на уроках истории знакомятся с «Историей Пугачёвского бунта». Урок музыки эмоционально дополняет восприятие учениками исторического факта[1].

Художественный материал: Щедрин Р.К. Поэма для хора «Казнь Пугачёва» на слова А.С. Пушкина - аудиозапись и хоровая партитура; повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; «История Пугачёвского бунта» А.С. Пушкина; «Казнь Пугачёва» художника А.И. Шарлеманя; русские народные песни о Емельяне Пугачёве.

Ход урока

«Клянусь честью, что ни за что на свете я
не хотел бы переменить Отечество или иметь
другую историю кроме истории наших предков,
такой, какой нам Бог её дал»

А.С. Пушкин. Из письма к Чаадаеву
                         от 9 октября 1836г.

Урок начинается с прослушивания знакомых учащимся музыкальных фрагментов Р.К. Щедрина из балета «Конёк Горбунок» и «Озорных частушек».

У. Музыка какого композитора прозвучала? Ребята сразу определяют, что это музыка русского композитора. Некоторые из них называют и имя композитора, и название музыкального произведения.

Это композитор - классик или наш современник? Первую музыку восьмиклассники воспринимают как классическую, а второй фрагмент - «Озорные частушки»- как музыку современного композитора.

У. Чем же отличается первое музыкальное сочинение от второго?

Д. В первой музыке образ русской природы, песенность, плавность мелодии, задумчивость. Во втором примере - танцевальность. Музыка рисует картину праздничного гулянья, задора и юмора.

У. Почему вы услышали (и «увидели») праздничное гулянье, шутки, смех...

Д. В перекличке инструментов оркестра, варьировании главной интонации и тембровой её окраске, в смене регистра, в подражании песенной манере «частить» можно узнать народную частушку.

У. Музыка, которая прозвучала, принадлежит классику XX века, композитору Родиону Константиновичу Щедрину. Вы уже знакомы с его музыкой. Это было в начальной школе: балет «Конёк Горбунок» во II классе, «Озорные частушки» - в III классе. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Родина Константиновича Щедрина!

Прежде чем новое произведение прозвучит в записи, я хочу, чтобы вы послушали небольшой фрагмент. Давайте условимся, что он прозвучит как эпиграф. Исполняется на фортепиано первый фрагмент хоровой партитуры поэмы Р. Щедрина «Казнь Пугачёва» — интонация «колоколов». [Партитура - 1, 2 цифры без реплик.)

Если это эпиграф (!), предположите: где будет разворачиваться действо? Кто станет героем этого повествования? Какие колокола прозвучали? Это колокол-Праздник или колокол-Набат? О каких знакомых событиях русской истории мог бы возвестить такой набатный колокол?

Ответы на эти вопросы предполагают следующий вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Чтобы убедиться в том, что выбранный нами эпиграф действительно относится к истории Пугачёвского бунта, познакомимся и с другими образами-интонациями этого музыкального сочинения Р. Щедрина.

Звучат фрагменты: «группа людей»; «военный оркестр», «барабанная дробь», «молитва».

Какой образ-интонация наиболее ярко подтверждает наше предположение о том, что речь идёт о русской истории, об одной из её ярких страниц, об одном из её героев?

Ответам предшествует повторное исполнение фрагментов. Тот, кто изъявил желание отвечать, анализирует музыкальный образ по своему выбору.

Попробуем перейти от эпиграфа (выбранного нами) к основному действию.

Чтение отрывков из повести А.С. Пушкина по выбору учащихся.

Каким перед вами предстал Емельян Пугачёв? Какие черты были присущи его характеру?

Ответы детей.

У. О Пугачёве в народе сложено много песен, легенд... Исполнение.

А.С. Пушкин написал не только художественное произведение «Капитанская дочка», но и изучил историю. Он побывал в местах, где проходили писанные им исторические события, знакомился с очевидцами и написал очень важный труд «История Пугачёвского бунта».

Сей исторический отрывок составлял часть труда, мною оставленного. В нём собрано всё, что было обнародовано правительством касательно Пугачёва, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нём. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельством живых.

Дело о Пугачёве, доныне не распечатанное, находилось в государственном санкт-петербургском архиве вместе с другими важными бумагами, некогда тайнами государственными, ныне превращёнными в исторические материалы. Государь император по своем восшествии на престол приказал привести их в порядок. Сии сокровища вынесены были из подвалов, где несколько наводнений посетило их и едва не уничтожило.

Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачёве, легко исправит и дополнит мой труд — конечно несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства.

А. Пушкин
2 ноября 1833, Село Болдино

Родион Константинович Щедрин свою хоровую поэму пишет на этот исторический документальный текст.

Р. Щедрин пишет: «Почему я обратился к «Истории Пугачёвского бунта»? Это совершенно уникальное творение. Пушкин был этой темой увлечён, многократно возвращался к ней. Убеждён, что пушкинская «История Пугачёва» в смысле стилистики опередила своё время и современную ему литературу столетия на полтора. Само привнесение документа, включение каких-то эссе, свидетельство очевидцев - то, что стали делать лишь в XX веке; какие-то аллюзии (для чтения между строк), даже поименование глав, сделанное им, - всё это поразительно современно... Эту идею я давно обдумывал. Даже когда-то начинал писать как сольное вокальное сочинение, а потом увидел, что первые нотные строчки уже взяли определённый темп, ритм, ход, почувствовал, что конца краю не будет, огромное получится сочинение, и оставил. А летом 1981 года эта идея, наконец, осуществилась в хоровом обличии».

Поэма начинается со слов: «Казнь Пугачёва свершилась в Москве 10 января 1775 года!», как будто это написанная крупным шрифтом информация в газете, которая сразу бросается в глаза. Она обрушивается на человека, кому-то «как снег на голову...», а кому-то - «наконец то свершилось!», кому-то со страхом и ужасом, а кому-то, как сострадание. Каждый прочитал эту новость по своему разумению; сколько читателей, столько эмоциональных откликов.

Почему композитор не пишет музыку для оркестра с хором, а выбирает исполнителем своего произведения только хоровой коллектив а cappella (без сопровождения)?

В хоровом действии участвует большое количество персонажей, как в большой монументальной исторической картине. Мы видим, что в хоровой партитуре есть и Народ-толпа, Звонарь, Палачи, Пехотные полки, Отряд кирасир, Пугачёв и его единомышленники, Барабанщики, Духовники, Официальные лица, Экзекутор, Юродивые, Дети. Многообразие персонажей могло бы дать композитору возможность создать крупное произведение сценического жанра, например такое, как опера, или оратория, с большим симфоническим оркестром, хором, солистами, декорациями, развёрнутым драматургическим действием. Однако с голоса рассказ особенно драматичен, а слушатели становятся как бы соучастниками действия.

Все персонажи и вид Болотной площади очень точно перекликаются с картиной «Казнь Пугачёва», художник А.И. Шарлемань.

Очень вдумчиво ведём детальный разбор произведения. Прослушиванию музыки предшествует разговор о месте действия, особенностях музыкального языка, приближенного к разговорной речи, скандированию, использованию шумовых элементов и др. Более осознанному восприятию действия может способствовать чтение текста по ролям, разучивание отдельных тем: «темы дороги» («За отрядом кирасир...»), «На караул», «Молитва» («Прости народ православный...»).

Достойным завершением этой работы может стать определение музыкальной формы произведения (сквозная, с вступлением и окончанием), его драматургии (повторность и сопоставление), которая строится на эффекте неожиданности: каждый новый музыкальный материал ничем не подготавливается, появляется сразу, как смена различных кадров в документальном фильме. Не успел слушатель осознать один «кадр-картину», как ему надо уже «увидеть» и осмыслить картину другую. «Ошеломляющий репортаж» - так можно назвать это хоровое произведение. Некоторые исследователи творчества Р. Щедрина считают, что «писать на документальную прозу вокально-хоровое произведение - необычайная дерзость!» «Но внутренний голос никогда не обманывал Щедрина-композитора. Щедрин услышал и распел таинственную ритмику чуть ли не протокольного доклада. Ни одного лишнего звука: место действия, дата, сообщение о погоде, выкрики толпы, ритуал казни, последнее слово Пугачёва, колокольный звон... Какая мощная трагическая фреска!» (Л. Григорьев).

Интересно и поучительно сравнение этой музыки с такими произведениями, как опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (народные сцены, молитва, колокольность), опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (ария Сусанина, хор «Славься!»), увертюра П.И. Чайковского «1812 год » (колокола и молитва о победе), опера С.С. Прокофьева «Война и мир» и др.

В финале урока (уроков) звучит мысль, что поэма Р. Щедрина - художественный памятник истории нашей Родины, её героям и её народу. Возвращение к эпиграфу урока - словам Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» - позволит ещё раз сказать о том, что такие понятия, как Отечество, патриотизм, долг, честь, совесть, и в наше время не потеряли своего значения.

Проделанная работа позволила мне ещё раз проанализировать программное содержание предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. В который раз я убедилась в его исключительном значении не только для музыкального образования школьников, но и для осознания нашими учениками своей причастности к судьбе своего Отечества, его истории и культуры.

Особое значение в работе со старшеклассниками на завершающем этапе преподавания музыки приобретает технология интеграции искусств, когда «в диалектической взаимосвязи общехудожественного и музыкального музыка всегда выполняет интегрирующую роль». Вот почему смысл интегративных уроков музыки и для младших школьников, и для взрослеющих подростков остаётся прежним: овладение культурой, искусством восприятия и эмоционально смыслового анализа музыкального произведения, его личностного прочтения и исполнения.

Литература:

  1. Есенин С. Сочинение в 2-х томах, т.1. М., 1991.
  2. Искусство в школе №6 / 2000, №6 / 2001.
  3. Исторические песни. Л., 1956.
  4. Кабалевский Д.Б. Музыка в 4-7 классах. М., 1986.
  5. Майман Е.А. Пушкин и творчество. М., 1981.
  6. Методика работы с учебниками 1-4 классы / Сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М., 2015.
  7. Музыкальная жизнь / №23-24.1992.
  8. Мыльников А.С. Легенды о русском принце. Л., 1987.
  9. Нечаева О.С. Методические очерки по программе интегрированного курса «Музыка». 5-6 классы. М., 2000; 7-8 классы. М., 2002.
  10. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., 1987.
  11. Русская музыка в школе / Сост. Рапацкая С.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М., 2003.
  12. Щедрин Р.К. Хоры / Статья к изд. Мелодия 1985.
  13. Энциклопедия юного историка. М., 1997

 

А. Пушкин

ИЗ ИСТОРИИ ПУГАЧЁВСКОГО БУНТА

Наконец Пугачёва отправили в Москву, где участь его должна была решиться. Его везли в зимней кибитке на переменных обывательских лошадях; гвардии капитан Галахов и капитан Повало-Швейковский, несколько месяцев пред сим бывший в плену у самозванца, сопровождали его. Он был в оковах. Солдаты кормили его из своих рук и говорили детям, которые теснились около его кибитки: «Помните, дети, что вы видели Пугачёва». Старые люди ещё рассказывают о его смелых ответах на вопросы проезжих господ. Во всю дорогу он был весел и спокоен. В Москве встречен он был многочисленным народом, недавно ожидавшим его с нетерпением и едва усмиренным поимкою грозного злодея. Он был посажен на Монетный двор, где с утра до ночи, в течение двух месяцев, любопытные могли видеть славного мятежника, прикованного к стене и ещё страшного в самом бессилии. Рассказывают, что многие женщины падали в обморок от его огненного взора и грозного голоса. Перед судом он оказал неожиданную слабость духа. Принуждены были постепенно приготовить его к услышанию смертного приговора. Пугачёв и Перфильев приговорены были к четвертованию; Чика — к отсечению головы; Шигаев, Падуров и Торнов — к виселице; осьмнадцать человек — к наказанию кнутом и к ссылке на каторжную работу. — Казнь Пугачева и его сообщников совершилась в Москве 10 января 1775 года. С утра бесчисленное множество народа столпилось на Болоте, где воздвигнут был высокий намост. На нём сидели палачи и пили вино в ожидании жертв. Около намоста стояли три виселицы. Кругом выстроены были пехотные полки. Офицеры были в шубах по причине жестокого мороза. Кровли домов и лавок усеяны были людьми; низкая площадь и ближние улицы заставлены каретами и колясками. Вдруг всё заколебалось и зашумело; закричали: «Везут, везут!» Вслед за отрядом кирасир ехали сани с высоким амвоном. На нём с открытою головою сидел Пугачёв, насупротив его духовник. Тут же находился чиновник Тайной экспедиции. Пугачёв, пока его везли, кланялся на обе стороны. За санями следовала ещё конница и шла толпа прочих осуждённых. Очевидец (в то время едва вышедший из отрочества, ныне старец, увенчанный славою поэта и государственного мужа) описывает следующим образом кровавое позорище:

«Сани остановились против крыльца лобного места. Пугачёв и любимец его Перфильев в препровождении духовника и двух чиновников едва взошли на эшафот, раздалось повелительное слово: на караул, и один из чиновников начал читать манифест. Почти каждое слово до меня доходило.

А.И. Шарлемань. Казнь Пугачёва
А.И. Шарлемань. Казнь Пугачёва

При произнесении чтецом имени и прозвища главного злодея, также и станицы, где он родился, обер-полицеймейстер спрашивал его громко: «Ты ли донской казак, Емелька Пугачёв?» Он столь же громко ответствовал: «Так, государь, я донской казак, Зимовейской станицы, Емелька Пугачёв». Потом, во всё продолжение чтения манифеста, он, глядя на собор, часто крестился, между тем как сподвижник его Перфильев, немалого роста, сутулый, рябой и свиреповидный, стоял неподвижно, потупя глаза в землю. По прочтении манифеста духовник сказал им несколько слов, благословил их и пошёл с эшафота. Читавший манифест последовал за ним. Тогда Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрубил пред тобою... прости, народ православный!» При сём слове экзекутор дал знак: палачи бросились раздевать его; сорвали белый бараний тулуп; стали раздирать рукава шёлкового малинового полукафтанья. Тогда он сплеснул руками, повалился навзничь, и в миг окровавленная голова уже висела в воздухе...».

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шёл об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачёва. И на сём-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Поход был объявлен к завтрашнему дню. «Ну, братцы, - сказал Пугачев, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! Начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню и все подхватили хором:
Не шуми, мати зелёная дубровушка,
Не мешай мне доброму молодцу думу думати.
Что заутра мне доброму молодцу в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.

Ещё станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Ещё много ли с тобой было товарищей?

Я скажу тебе, надежа православный царь,
Всю правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо:

Ещё первый мой товарищ тёмная ночь,
А второй мой товарищ булатный нож,
А как третий-то товарищ, то мой добрый конь,
А четвёртый мой товарищ, то тугой лук,
Что рассыльщики мои, то калёны стрелы.

Что возговорит надежа православный царь:
Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Середи поля хоромами высокими,
Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обречёнными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом


[1] Эта тема из истории нашего Отечества интересовала и волновала многих художников в различных областях искусства. История эта живёт в легендах, былинах, сказках, песнях. Много песен было сложено о Емельяне Пугачёве: «Нас пугали Пугачёвым», «Емельян Пугачёв в Астрахани», «Уж ты ворон, сизокрылый, / Ты скажи, где милый мой», «Пугачёву быть беде», «Пугачёв и Панин», «Ты, звезда ли, моя звёздочка». Песни о восстании, возглавленном Е. Пугачёвым, создавались не только русским народом, но и башкирами, татарами.
Есть произведения художественной литературы: роман В. Шишкова «Емельян Пугачёв» и поэма С. Есенина; картина В. Перова «Суд Пугачёва»; художественный фильм «Емельян Пугачёв». В музыкальном искусстве были созданы такие произведения, как оратория «Емельян Пугачёв» и опера того же названия композитора М. Коваля; оратория Ю. Буцко «Сказание о трагическом бунте» (по А.С. Пушкину, 1988). Композитор Т.Н. Хренников написал музыку к драматическому спектаклю и оперу «Капитанская дочка», а композитор В. Кобекин (Екатеринбург) - оперу «Пугачёв» по поэме С. Есенина.

Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 27-31.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.