Семейные ансамбли в музыкальной школе

И. Агажанова, Почётный работник культуры, директор «Детской музыкальной школы имени К.Н. Игумнова», г. Москва

«Семейные ансамбли» в музыкальной школе

Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать   
его на себе, тем лучше для них.          
В.Г. Белинский  

И.А. Агажанова, Д.Л. Игумнов

Современная система школьного образования бывает часто построена на технократическом подходе к воспитанию и обучению. Этот подход тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании. Идеалами для молодёжи становятся герои телепроектов, множества сериалов, заполняющих телевизионные программы, где идёт пропаганда жестокости, насилия, безнравственности, сексуальной свободы, культа наживы и денег. Для России с её многовековой культурой всё это противоестественно и губительно.

Гармонизация человеческого существования с окружающим миром начинается в семье. Одним из показателей культуры проживания членов семьи является их совместная художественно-творческая деятельность. Сущность и значимость художественно-эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (то есть культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет ребёнку воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении добра и красоты. Даст возможность не просто заучивать, закреплять, усваивать, повторять, а прежде всего - переживать, оценивать, создавать, выражать, то есть становиться субъектом культурно-творческой деятельности.

Всем известно, что XVIII и XIX века дали человечеству наибольшее число высокообразованных, талантливых людей и в России. Может быть, это произошло потому, что в детстве их окружала атмосфера высокого искусства: сами родители часто музицировали, говорили на иностранных языках, устраивались литературные вечера, разыгрывались домашние спектакли. Разве можно вырасти глухим к красоте, воспитываясь в такой обстановке? Практически все великие музыканты почерпнули свои первые творческие впечатления дома, в кругу семьи. Любовь к музыке прививалась с детства в тесном домашнем кругу семейства Бахов, Штраусов... Великий Моцарт концертировал с отцом и сестрой с 4 лет.

Семейное музицирование в России также имеет давние традиции. Гений Прокофьева и Скрябина, Мусоргского и Чайковского пестовался вначале в семье. Знаменитый «Детский альбом» был предназначен для исполнения любимыми племянниками в семейном кругу. Можно вспомнить, какую громадную роль играла музыка в семье Л.Н. Толстого. Все многочисленные дети Льва Николаевича учились игре на различных инструментах под руководством матери Софьи Андреевны, свободно владели фортепиано. Старший сын Л.Н. Толстого Сергей Львович стал профессиональным композитором, музыкальным этнографом, был профессором Московской консерватории. В его доме устраивались вечера, участниками которых были видные музыканты того времени. Подобные свидетельства существуют и о музыкальном быте семьи М.А. Булгакова. Воспоминания о домашних концертах нашли отражение в романе М.А. Булгакова «Белая Гвардия». Замечательный человек, публицист, мыслитель Н.В. Шелгунов в своей статье «Русские непоследовательности» пишет, что «ребёнку, выросшему в умной семейной практике, остаётся только идти этим путем дальше».

Конечно, не все дети, рождённые в семьях, где родители музицировали, становились потомственными профессиональными музыкантами, таких единицы. Но остальные становились потомственными культурными людьми. Музыкальная грамотность и домашнее музицирование были в культурных кругах настолько привычным, само собой разумеющимся условием жизни, что этому даже не придавали особого значения. Например, композитор Н.Я. Мясковский, который был сыном военного инженера, в автобиографии написал, что рос «в условиях и среде,... в сущности, чуждых искусству», и не припоминает из времён раннего детства «музыкальных впечатлений, кроме залезания под рояль, когда на нём играли».

С приходом в дом современной техники человек всё больше становится пассивным потребителем искусства. О семейном музицировании теперь чаще всего говорят в прошедшем времени. Этот прекрасный обычай исчез вместе со старым укладом семьи, которая имела возможность проводить вечера, вместе разучивая и исполняя различные музыкальные произведения. Традиция семейного музицирования роднила всех членов семьи и была определяющей для постижения музыки, воспитания культуры. В нашей памяти остались воспоминания о совместной игре отца и сына Шостаковичей, Ойстрахов, Нейгаузов, Коганов. Незабываемо сотворчество Сорокиной и Бахчиева, памятны ансамбли сестёр Туркиных и Лисициан, братьев Готлибов. Мы помним выступления звёздных семей Рихтера и Дорлиак, Вишневской и Ростроповича.

Стоит заметить, что семейное музицирование - не столько форма досуга, сколько, в первую очередь, формирование образа жизни культурных людей с чтением вслух, походами в музеи и театры, пением и домашними концертами. Только мамы и бабушки знают, как нелегко бывает усадить ребёнка за инструмент, оторвать от интеллектуально доступных, но не развивающих, а отупляющих электронных игр и телепередач. Игра в ансамбле имеет большое значение для разностороннего развития любого ученика. И весьма примечательно то, что добрые традиции семейного музицирования обрели силу в наши дни.

Семейное музицирование - одна из форм семейного воспитания. Оно является стимулом для развития способностей не только ученика, но и его родителей. Помимо художественных и исполнительских целей, ансамблевое музицирование решает задачу просвещения ребёнка в каждом конкретном возрастном периоде.

В целях возрождения традиций семейного музицирования, развития традиций отечественной культуры в Детской музыкальной школе имени К.Н. Игумнова были организованы фестивали «Семейные ансамбли». Первоначально это были внутришкольные концерты, которые проводились к Международному женскому дню Восьмое марта и посвящались мамам и бабушкам. В 2006 году было решено выйти за рамки школы и провести окружной фестиваль. Но уже первый фестиваль привлёк огромное число участников не только из округа, но и из учебных заведений всей Москвы. А в последующих фестивалях приняли участие семьи не только из Москвы, но и из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В школе имени Игумнова   Семья Мелкумовых
В школе имени Игумнова   /   Семья Мелкумовых

Накопленный положительный опыт работы даёт право считать, что учреждения дополнительного образования детей были, есть и останутся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих реальное творческое сотрудничество ребёнка, родителей и общества. Вместе с семьёй мы помогаем детям стать одарёнными, талантливыми и успешными. Семья стала одним из ведущих партнёров школы. Преподаватели вместе с родителями создают особое пространство деятельности ребёнка, направленное на открытие мира искусств. Совместная игра создаёт атмосферу творчества и взаимопонимания, а фестивальные выступления помогают детям раскрыть свои возможности, проявить артистизм и смелее идти по непростому пути овладения музыкальным искусством.

Условия фестиваля предоставляют большой простор для педагогического творчества, стимулируют преподавателей к поиску нового ансамблевого репертуара, синтетических сочетаний инструментов и голосов. Специально для фестиваля исполнители создают необычные ансамблевые составы, преподаватели делают необходимые переложения музыкальных произведений для этих нетрадиционных коллективов. В фестивальных выступлениях участвуют братья и сестры - ученики музыкальных школ и их старшие родственники - любители и профессионалы. Старшее поколение поддерживает своим присутствием детей и внуков и демонстрирует артистическое единение с ними. Результатами фестивалей становятся настоящие музыкальные открытия: пяти-семилетние дети выступают со старшими наравне, демонстрируя музыкальность и техничность, проявляя волю и заразительный артистизм. Участие в фестивале не только детей и подростков, но и их родственников разных возрастов поднимает фестиваль на уровень значимого культурного явления Москвы. Школа объединяет идеей фестиваля и участников из других городов. Жюри и многочисленная аудитория могут услышать как классическую, так и лёгкую музыку, джаз и народные мелодии.

Детская музыкальная школа имени К.Н. Игумнова провела уже шесть открытых фестивалей «Семейные ансамбли». Каждый из них посвящён различным музыкальным династиям: Моцартов, братьев Готлибов (учеников К.Н. Игумнова), выдающемуся ансамблю Н. Дорлиак - С. Рихтер, Я. Мильштейну, П. Чайковскому. В фестивалях приняли участие около полутора тысяч исполнителей - учеников, профессионалов и любителей музыки.

Семья Жуковских   Мария и Николай Веселковы
Семья Жуковских   /   Мария и Николай Веселковы

VII Московский открытый конкурс-фестиваль «Семейные ансамбли» имени К.Н. Игумнова

проводится с 26 ноября по 3 декабря 2017 года.

Прослушивания пройдут по пяти различным номинациям:

  1. ансамбли учащихся ДМШ и ДШИ;
  2. ансамбли учащихся ДМШ и ДШИ с учащимися средних специальных учебных заведений;
  3. ансамбли учащихся ДМШ и ДШИ с родственниками непрофессионалами;
  4. ансамбли учащихся ДМШ и ДШИ с родственниками профессионалами;
  5. ансамбли учащихся ДМШ и ДШИ с участием концертмейстеров.

В жюри конкурса-фестиваля приглашены ведущие преподаватели учебных заведений Москвы. По традиции почётным председателем жюри будет ученица К.Н. Игумнова, заслуженная артистка России и Армении, профессор РАМ им. Гнесиных Мария Степановна Гамбарян.

Хочется надеяться, что новый фестиваль познакомит московскую публику с интересными выступлениями и откроет имена новых «музыкальных семей».

Телефон для справок: 8(495) 917 56 77
Подробная информация на сайте: igumnov.music.mos.ru

Раздел: 
Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 53-55.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.