Роль арттерапии на занятиях ИЗО в дошкольных и школьных учреждениях

О. Петрунина, педагог, арттерапевт

Роль арттерапии на занятиях ИЗО в дошкольных и школьных учреждениях

Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни.
Японская поговорка 

Большинство людей с детства считают, что они не умеют рисовать. И, как правило, не любят и даже боятся попробовать себя в роли художника. Ну, конечно, кто же любит делать то, чего не умеет? Это, однако, большое заблуждение: рисовать могут все. Человек рождается с такой потребностью - выразить свои чувства через физические действия, тактильные ощущения. Сначала ребёнок делает это, обнимая маму руками, потом начинает размазывать кашу по столу (чем не первая арттерапия?), после старательно разрисовывает скучные обои в квартире. До тех пор, пока ребёнку не сказали, что он что-то делает неправильно, не тот цвет выбрал или неверно нарисовал какую-то фигуру, он уверен, что всё может и всё умеет. Зерно сомнения закрадывается вместе с осмыслением того, как авторитетные взрослые комментируют и реагируют на то, что делает малыш. А взрослым необходимо понимать, что творчество, в том числе рисование, помогает ребёнку эмоционально выразить и привести в гармоничное состояние свой внутренний мир. Что зачастую ребёнок выражает посредством искусства что-то такое, чего не может объяснить словами. В этом и есть сущность арттерапии. Но это не значит, что надо дать полную свободу действия ребёнку и позволить «украшать» своими шедеврами всё и вся в доме. Задача взрослого - позаботиться о месте, где ребёнок сможет это делать свободно, не боясь быть «поруганным».

Вопреки устоявшемуся мнению, терапия - это не всегда то, что связано с болезнью, что нуждаются в ней только люди с серьёзными психическими проблемами. Арттерапия - это способ безопасно для окружающих выразить свои чувства и переживания, которые есть у всех, в том числе и у здоровых людей.

Актуальность темы в том, что зачастую в группе процесс обучения на уроке ИЗО осложняется присутствием учеников с особенностями в развитии, таких как гиперактивные и тревожные дети. В таком случае возникает необходимость использовать методы, объединяющие усилия коррекционной педагогики, социальной работы и художественно-эстетического развития. Психологи утверждают, что образы, заложенные в художественном творчестве, отражают все подсознательные процессы, включая страхи, конфликты и пр. Одним из современных направлений использования художественного творчества в терапевтических целях является созданная в 90-е годы прошлого столетия интегративная методика Е.П. Беляковой - «Артсинтезтерапия» (АСТ). Это комплексный групповой вид арттерапии, основанный на синтезе искусств (упражнения в ассоциациях, живопись, стихосложение, театр импровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика).

Ассоциации и образы, рисунки, пластика помогают выявить эмоциональное состояние ребёнка в данный период его жизни, а также характерологические особенности его мировосприятия. Значение имеет всё: цветовая гамма в живописи и подбор слов и образов при стихосложении, содержание ассоциаций и особенности координации движений. Важным показателем является «манера» исполнения ребёнком заданий - завершённость, хаотичность, небрежность или педантизм, вычурность или реалистичность.

При групповой работе с детьми арттерапевты используют приёмы вербальной и невербальной обратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. В ходе работы арт-терапевт может комментировать действия участников занятия. Эти комментарии могут включать не только «отзеркаливание», но и использование простых пояснений, почему ребёнок это рисует или делает, что он при этом может чувствовать. Однако использовать такой приём надо с большой осторожностью, не навязывая собственных чувств и взглядов.

Рассмотрим некоторые примеры применения методов АСТ на уроках ИЗО в группе младших школьников.

Ассоциации. Упражнение «Кто ты?»
Цель работы: актуализация и выражение чувств, связанных с отношением к себе, самооценкой. Диагностический метод.

В ходе занятия дети становятся в круг, внутрь которого ставится любой предмет. Ведущий предлагает каждому ребёнку вариант ассоциации с этим предметом - погода, настроение и т.п. Затем включается спокойная музыка, дети закрывают глаза. Педагог рассказывает: «Сейчас вы закроете глазки и отправитесь в необычное путешествие. Где-то за стенами нашего сада бегут машины, шумят деревья, поют птицы в лесу. Где-то плавают рыбки в быстрой реке, а где-то далеко ласковое тёплое море подгоняет волны к берегу. Наш мир состоит из множества красок, в нём живёт много разных существ и нас окружают разнообразные предметы. Но у всех у них найдётся что-то общее. Может быть, есть среди них и такие, которые похожи на вас. Возможно, их даже никто и никогда не видел. Поищите и запомните их. А теперь откройте глазки и нарисуйте, пожалуйста, то, что вы нашли похожим на себя в этом необыкновенном путешествии». Под эту же музыку дети рисуют свои ассоциации. Затем проводится выставка рисунков и их обсуждение. Можно сопровождать обсуждение вопросами типа: Что чувствует твой ... (предмет)? С кем он дружит? Где живёт? и т.п.

По ходу первой части упражнения, гиперактивным детям бывает сложно надолго сосредоточиться на прослушивании музыки с закрытыми глазами, находясь в одном положении. В таком случае арт-терапевт может предложить детям сесть в круг на полу, а самому находиться позади гиперактивного ребёнка, положив ему на плечи свои руки, таким образом, как бы «приземляя» его и помогая расслабиться.

Живопись.

Среди техник этого направления можно выделить следующие: создание объёмной композиции или скульптуры из бумаги, рисунок на мятой или мокрой бумаге, эксперименты с цветом, рисование пальцами, свободные каракули, раздувание краски, нежное прикосновение акварели и др.

Упражнение «Акварельная Япония».

Цель занятия: отображение своих впечатлений и переживаний с помощью цветовых сочетаний. Развитие чувствительности к созвучию цветов, к многообразию оттенков, расширение диапазона эмоционально-образного реагирования. Практическая отработка внутреннего состояния.

Ход занятия. Предложить детям отправиться в далёкую страну Японию. Рассказать о необычной природе в тех краях и о том, как японцы относятся к своей природе, как изображают её, какие приёмы используют для этого. Фоном звучит классическая музыка, например «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Просим детей закрыть глаза и представить себе горы, море, окрашенное в необыкновенные цвета небо в утренние часы, когда солнце всходит и пробуждается природа. Дети расслабляются. Затем на влажном листе в формате свитка мягкой кисточкой равномерно сверху, слева направо, заполняем акварельными красками «небо» - подхватываем подтёки, плавно заполняем слои разными оттенками, кончиком кисти прорисовываем очертания гор, при этом заполняя внутреннее содержание смешанными оттенками коричневого-фиолетового-зелёного и т.п. Следим за тем, чтобы рука была расслаблена, особенно у очень подвижных детей с СДВГ. Возможно, вначале потребуется помочь гиперактивному ребёнку. Для этого надо взять его руку вместе с кисточкой и «стряхнуть» её, сняв напряжение. Далее вместе провести по бумаге сухой кистью, чтобы помочь ощутить, каким должно быть прикосновение к бумаге.

В начале работы у тревожных деток тоже могут быть свои «стопоры». Если малыш боится начать работу (страх сделать что-то неправильно и т.п.), арт-терапевт может взять его руку в свою и провести сначала по его руке кисточкой, чтобы ребёнок почувствовал мягкое прикосновение ворсинок, затем такими же движениями - по листу бумаги. Кроме того, если ребёнок боится «стартовать», можно вместе с ним сделать первый мазок краской, понаблюдать, как она растекается, помочь подхватить излишки воды. Далее ребёнок уже сам охотно продолжает работу.

Такая работа помогает ребёнку расслабиться, наблюдать за процессом растекания красок и растушёванных переходов цветов, поискать новые оттенки и открыть для себя новые необычные цветовые сочетания. Как правило, такая картина получается очень позитивной по своему настроению.

Для того чтобы процесс рисования акварелью имел логическое окончание и вернул ребёнка к привычной деятельности, можно сделать «точку», используя элемент другой техники: нарисуем на переднем плане ствол и ветки дерева акварелью, а затем палочкой (зачерпнув одновременно гуашь белого и вишнёвого цветов) методом тычка «нанижем» на эти ветки цветы сакуры. Такая конечная точка с использованием палочки позволяет почувствовать окончание работы и осознать то, что работа сделана и у неё есть точный результат, который ребенок самостоятельно отконтролировал и может этим гордиться.

Есть ли необходимость совмещать уроки ИЗО и арттерапию? Как педагог-арттерапевт, я считаю, что это необходимо. Творческий процесс - особый, хрупкий мир деятельности человека. Можно заставить ученика правильно выводить фигуры и применять цветовой круг, но, если он будет делать это «без души», акцентируя внимание лишь на технической стороне процесса, то назвать это творчеством уже будет нельзя. Моя задача на уроке ИЗО - привить интерес, желание ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, позволить отображать в работе своё личное видение предмета, объекта и мира в целом, не бояться ошибиться, сделать что-то не так, не подражать соседу по парте или учителю. Свобода и индивидуальность - вот что важно в творчестве. И проявить эту черту можно с помощью некоторых методов и упражнений из арттерапии, которые я периодически включаю в наши уроки.

Разумеется, второй важной составляющей творчества после процесса является результат, который радовал бы самого ученика. И он не стеснялся бы его демонстрировать. А для этого необходимо овладеть основными навыками, техническими приёмами дисциплины и секретами мастерства. Известный современный художник Скотт Адамс сказал: «Творчество - значит позволять себе делать ошибки. Искусство - знать, какие из них оставить». Тогда такая творческая «дуоль», как арттерапия + навыки, выльются в достойный творческий продукт.

В результате такого инклюзивного обучения и учитель, и дети получают положительный эмоциональный настрой и уверенность в своих возможностях и действиях. Работа в группе становится более продуктивной, а сами уроки - интересными и долгожданными.

Философ и психоаналитик Э. Фромм рассматривал творчество как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, стремление к открытию нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. А что ещё может быть важнее для гармоничного развития ребёнка на пути в сложную взрослую жизнь?

Литература:

  1. Радынова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2014.
  2. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л.: Искусство, 1990.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз, 1997.
  4. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М: Рига, 2000.
  5. Макарова Е. Освободите слона. М: Самокат, 2014.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: как быть ребёнком. М: АСТ Астрель, 2011.
  7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арттерапия детей и подростков. Когнито-центр, 2007.
  8. Белякова Е.П. Артсинтезтерапия. М.: 2000.
  9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Спб., Речь, 2003.
Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 36-38.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.