Развитие художественно-экологической культуры дошкольников: проект «Экологическая сказка»

О. Фомина, воспитатель ГБОУ «Школа № 668 имени В.П. Кислякова», дошкольное отделение № 656, Почётный работник общего образования РФ, член жюри международного конкурса детского рсиунка «Я вижу мир»

Развитие художественно-экологической культуры дошкольников:
проект «Экологическая сказка»

Неравнодушие - жизненная основа человека, которую нужно развивать с детства. Дошкольный возраст - первоначальная ступень творческого роста личности, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе, животным, человеку, окружающему миру. Чтобы сформировать эстетическое отношение детей к природе, мало одних наблюдений. Для этого «надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку.», - писал К. Белинский. (Четыре времени года. М.: Просвещение, 1970. С.4).

На протяжении многих лет воспитатели нашего детского сада работают по программе «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева), содержательная основа которой экологична по своей сути. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостного представления о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Негативное воздействие человека на природу с особой актуальностью поставило перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов. (Копцева Т.А. Художественно-творческая деятельность в ДОУ // Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Дрофа, 2014. С.125-381.)

Через педагогически организованные игровые ситуации и театрализацию можно развивать в детях установку на восприятие прекрасного, формировать «духовную чуткость» к нарушениям гармонии в природе, воспитывать бережное к ней отношение. Разработанный нами образовательный проект «Экологическая сказка» для детей подготовительной группы призван решать эти задачи.

Сказка вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, любознательность, будоражит воображение и фантазию. Полученные знания несут нравственный потенциал, затрагивая душу ребёнка, вызывают отклик и «прочувствование» экологических проблем, способствуют «воспитанию в человеке-человека» (Д.С. Лихачёв).

Подготовке к спектаклю «Экологическая сказка» предшествовала плодотворная, глубокая предварительная работа. Воспитатели прочитали и обсудили с детьми рассказы «Ежи» и «Лисицы» И. Соколова-Микитова, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова, «Маленькие рассказы» В.Сухомлинского; сказки «Травка-пупавка», Н. Павлова, «Теремок» В. Бианки. Малыши выучили стихотворения «Грибы» Е. Трутневой; «Липка» П. Воронько. В процессе бесед дошкольники делились своими наблюдениями от «путешествий в природу» на прогулках, рассматривали принесённые шишки, веточки, камешки, сухие листья. Воспитатели делились с ребятами собственными детскими воспоминаниями.

С замиранием сердца дошкольники подготовительной группы слушали мой рассказ о «чуде». Однажды, сидя ранним утром на берегу реки с удочкой, брат Олег решил показать мне «чудо». Я с нетерпением стала ждать «чуда»: думала, сейчас что-то выскочит из воды, или мы поймаем громадную рыбу. Но ничего не происходило. Мы сидели и ждали. Вдруг всё затихло: рыба перестала плескаться, деревья перестали шелестеть листвой, птицы замолчали, наступила необычная звенящая тишина, показалось, что даже моё сердце замедлило ход. Всё вокруг замерло в ожидании. И вот чудо: первые солнечные лучи озарили небо, и сразу как по команде всё вокруг ожило! Заплескалась рыба в озере, деревья зашумели, птицы защебетали! «Здравствуй, солнце!», - сказал брат. Я встала и протянула руки в сторону солнечных лучей. Так был встречен первый в моей жизни рассвет. И это было настоящее Чудо!

После этого рассказа показала детям выразительные фотографии, на которых первые лучи солнца скользят по макушкам деревьев, освещают поляну, отражаются в воде. Дети вспомнили, что они тоже видели рассвет, когда утром рано шли в детский сад. Потом мы проанализировали декоративные фарфоровые тарелки и изразцы, на которых изображены стилизованные образы солнца . После чего юные художники стали рисовать солнце по-своему.

Они с интересом взялись за работу, используя по выбору гуашевые краски, фломастеры или пастель и создали серию рисунков. У кого-то лучики были нарисованы в виде точек, у кого-то – в форме линий, а у кого-то, как потоки воды, разбросаны в разные стороны. Не было двух одинаковых солнышек. Одно солнышко получилось «ледяным». На вопрос, почему оно холодное, автор ответил, что оно живёт в сказочной стране «льдинок», а там никогда не бывает лета, поэтому оно холодное. Детям свойственно фантазировать, сочинять то, чего нет на самом деле. Учитывая эту особенность, я решила прочитать дошкольникам «Экологическую сказку», сюжет которой придумала ученица пятого класса Инесса Шашкина из Чувашии. Чудесная сказка всем понравилась. Было решено незамысловатый её сюжет взять за основу нашего будущего спектакля.

Сначала мы решили отправиться в морские глубины и увидеть там «чудо». Рисованию предшествовал показ и обсуждение фотографий обитателей подводных глубин. Обратили внимание на богатство цветового окраса рыб коралловых рифов. В итоге, используя масляную пастель, дети создали галерею сказочно красивых фантастических рыб, которым придумали оригинальные названия: Рыбокот, Рыба-радуга, Рыба-смех и др.

Следующее путешествие было в лес. Мы слушали дивные голоса птиц, рассматривали фотографии пернатых, живущих в наших лесах, а также на других континентах. Особенно по нраву пришлись райские птицы, обитающие в лесах Австралии.

Чтобы создать сказочный чудо-лес и декорации к спектаклю, решили нарисовать большие деревья-гиганты, а потолок украсить птицами-гигантами, чтобы было необычно. Дети, выступая в роли «художников-декораторов», нарисовали и вырезали из картона «Птиц-великанов». Каждый сотворил свой изобразительный образ и украсил его по-своему. Для птиц были придуманы необычные названия: Птица-ковёр, Птица счастья, Птица-зебра, Птица Расчудесная и др.

Главные герои « Экологической сказки» – это лесные звери; лес замусорен, и они просят помощи у детей из детского сада, которые, в свою очередь, решают создать плакаты-призывы, как «крик» о помощи, чтобы люди берегли природу и не засоряли её.

Для своих ролей дошкольники смастерили рукотворные маски. Выступая в роли художников-дизайнеров, работали с бумагой, познавали азы искусства оригами, конструировали. Примеряя созданные маски, импровизировали, каждый озвучивал свою роль и перевоплощался в героя экологической сказки: «Я – заяц», «Я – медведь» «Я – сорока» и др.

Приближался день спектакля. Как привлечь зрителя на премьеру? Необходимо создать афишу. Этим и занялась творческая группа «художественного цеха». Дети подготовительной группы познакомились с разными вариантами оформления афиш и видами художественного шрифта. Работа над афишей спектакля проходила живо, каждый нашел дело по душе. Главный художник «художественного цеха», шестилетняя Соня Подковальникова, распределяла задания. Сплочение вокруг единого замысла способствовало развитию

коммуникативных качеств детей, развивало навыки работы в коллективе. По сюжету сказки необходимо было создать плакаты на экологическую тему. Проведенные воспитателями беседы с показом видеопрезентаций помогли дошкольникам понять, что плакат имеет воспитательную силу воздействия на человека. Он призывает людей к совершению добрых поступков и дел: сохранению природы, уходу за слабыми животными, внимательному отношению к тем, кто от нас зависит. Особое внимание было уделено

содержанию призывов, которые помещаются на плакатах экологической тематики. Основываясь на своем житейском опыте, юные художники предлагали такие призывы: «Не топчи цветы!», «Не ходи по газону!», «Любуйся цветком!», «Посади куст!», «Любуйся восходом солнца!» и др.

Самостоятельность выбора призыва стала важной основой творческой проектной деятельности. В итоге решили остановиться на таких: «Запомните – ВЫ! Запомни – ТЫ! В грязи не вырастут цветы!», «Не рубите ель, ведь очень больно ей!», «Лес просит о помощи!»; они более всего подходили к содержанию спектакля.

Тематическое разнообразие позволило каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал, проявить изобразительные, декоративные или конструктивные способности в полной мере: кто-то рисовал и вырезал буквы, кто-то – цветы, кто-то – деревья. Затем все разложили на большом листе, места не хватило. Главный художник предложил приклеить внизу часть листа. Плакат повесили в музыкальном зале при входе.

Проектная деятельность над спектаклем «Экологическая сказка» способствовала развитию навыков работы в технике аппликации, коллажа и в смешанных техниках. По ходу работы юные художники изобретали свои способы обработки материала, давали друг другу дельные советы, глядя на других детей, приобретали необходимые навыки.

Выбор изобразительного формата – непременное условие любой творческой деятельности, в том числе и связанной со шрифтом. Длинный, вытянутый по горизонтали плакат не только призывно-декоративен и привлекает к себе внимание необычной формой, но и обладает эстетической ценностью.

Над каждой буквой трудились старательно, используя выразительные возможности цветных фломастеров. Некоторые дети создали по две-три буквы, поэтому пришлось выбирать те, которые подходят для целостной композиции. Коллективное участие в обсуждении предпочтительной буквы для шрифтового плаката сплотило детей, и никто не был обижен, что его букву не взяли. Из оставшихся букв решили сделать «Азбуку», дорисовать недостающие буквы алфавита, уложить все буквы в папку, и подарить дошкольникам младшей группы. Кульминация творческого процесса – это репетиция спектакля. Когда собираются воедино все «творческие цеха проекта»: и художники, и актеры, и декораторы, и дизайнеры.

Проектная деятельность и продуктивные виды художественного труда научили детей многому: проживать судьбу других, чувствовать боль и радость окружающего мира, сочувствовать и сопереживать, а значит, способствовала развитию важного качества человека – неравнодушию . А это и была главная цель нашего образовательного проекта «Экологическая сказка», которую дети сочинили сами, сами создали декорации, афиши, плакаты, маски, сами и разыграли. Некоторые творческие работы этого проекта было решено послать на международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир».

Развитие экологической культуры дошкольников средствами искусства, в формах искусства и методами искусства – это главный дидактический принцип организации художественно-творческой деятельности детей, обозначенный в программе «Природа и художник». Реализация этого принципа на практике доказала его состоятельность.

Дети - авторы способны на многое, если их деятельность нацелена на изобретение чего-то нового, а деятельность происходит в увлекательной игровой форме.

 

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 34-36.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.