Одарённые дети в конкурсно-выставочном движении
Т. Копцева, руководитель международного проекта «Передвижная выставка: Я вижу мир»
Одарённые дети в конкурсно-выставочном движении
Одарённые дети - это юные художники, которые много и с интересом рисуют и достигают высоких творческих результатов. Конкурс является эффективной формой выявления таких детей, а победа - своеобразным средством подтверждения уникальности и признания их достижений.
Традиция проведения международного конкурса детского изобразительного творчества «Я вижу мир» была успешно продолжена в 2016 году. Активность, с которой художественно одарённые дети и подростки из года в год принимают участие в конкурсно-выставочном движении, свидетельствует о неравнодушном отношении ребят и их педагогов к конкурсным темам. Творческие задания на сей раз были обусловлены важными событиями 2016-2017 гг., на которые было обращено внимание юных художников 3-17 лет: это экология (2017 год в России провозглашён Годом экологии), 145-летие Первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок (2016 г.) и 160-летие Государственной Третьяковской галереи (2016 г.).
Художники-передвижники и их творчество стали объектом пристального изучения в детских садах, школах, изостудиях. В этой связи путешествие в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, в другие ведущие музеи страны и мира органично входило в образовательные программы многих учебных организаций.
Освоение конкурсной темы «Путешествуя по миру» способствовало расширению представлений и детей, и взрослых об отечественной и других культурах мира. Метод путешествий в реальные и предполагаемые обстоятельства стал активным способом познания нового. Благодаря просмотру презентаций, видео- и фотоматериалов, которые готовили юные художники и педагоги, в процессе пленэрной практики и музейных экскурсий совершались путешествия в разные уголки нашей планеты: на север и на юг, на запад и на восток. Окунувшись в культурное наследие народов мира, юные художники создавали индивидуальные и коллективные композиции, участвовали в проектах «Как прекрасен этот мир!», «Ты - волонтёр-художник!», «О чём рассказала марка?», «Экологическая сказка» и др., вели подготовку к спектаклям на экологическую тему, рисовали на природе, создавали плакаты, иллюстрации и комиксы, посещали художественные музеи. Вся эта творческая деятельность отразилась в результатах изобразительного труда, которые были присланы на конкурс.
Национальное своеобразие, колорит природы шести континентов, а также республик, краёв и областей нашей необъятной Родины нашёл творческий выход в работах юных художников всех возрастных групп. Свою любовь к родным местам, интерес к народным праздникам они выразили через красоту национальных костюмов, используя буйство красок или, наоборот, их сдержанность. Выбрав тёплую, холодную или контрастную цветовую гамму, они решали сложные композиционные задачи, раскрывая сущность темы «Каждый народ - художник».
Интересен рисунок Арифа Муртазаева из Феодосии «За праздничным столом». В солнечный день собрались гости, они сидят за столом в национальных костюмах, беседуют, слушают музыку и вкушают арбуз. Рядом дети, которые принесли фрукты и сладости. Девушки исполняют народный танец, вдали виднеется мечеть и хутор. Общее настроение картины радостное, наполнено чувством красоты праздника.
Юхно Сергей, 14 л. Крым, Феодосия. Прогулка с собакой |
Вяткина Карина, 13 л. Алтайский край, Барнаул. Уходящая Шотландия |
В связи с изучением фольклорных традиций и чтением сказок разных народов мира особое место в детском изобразительном творчестве занимает книжная иллюстрация. Обращение к сказке и былине как источникам увлекательной информации о прошлом твоего или иного народа никогда не потеряет актуальности и значимости. Поэтому так интересны и своеобразны иллюстрации к казахским, болгарским, индийским, мордовским, венгерским, грузинским, английским, русским и другим сказкам. Оригинальностью композиционного и цветового решения отличаются работы Никиты Орлова из г. Лесосибирск «Эвенская сказка» и Карины Вяткиной из г. Барнаула «Уходящая Шотландия».
Самое большое количество работ поступило на темы, отражающие жизненный уклад, своеобразие родной культуры, характерные для той или иной местности виды труда и промысла. В Монако дети рисуют традиционный вид деятельности - сбор тростника, в России - уборку пшеницы, в Белоруссии - стада коров, в Индии - перевозку деревьев при помощи слонов, в Болгарии - виноградники, в Якутии - строительство иглу, домов из снега, в Красноярском крае - охотников, в Крыму - рыбаков, в Сербии - сбор яблок, а в Казахстане - хлопка и др.
Красота местной природы, горы, леса, поля, реки, моря и озёра, выразительность сельского и городского пейзажей, уютные уголки родного селения находят отражение в рисунках как дошкольников, так и школьников. Елизавета Обара из Новороссийска запечатлела освящённый солнцем дворик, в котором жизнь идёт своим чередом: беседуют соседки, на верёвках развешено белье, у сарайчика стоит старый автомобиль. А Елизавета Вершинина из Кирова - пешеходов на улице зимнего города.
К темам «Путешествие», «Передвижение» юные художники обращаются неоднократно. Серии интересных по композиции работ, связанных с поездкой на поезде, присланы на конкурс из разных уголков нашей страны. Для достижения задуманного Анастасия Румянцева из Иркутска выбрала ахроматическую гамму цвета, создав рисунок в технике гризайли. Алина Виноградова из Липецка и Настя Кабирова из Санкт-Петербурга выстроили свои композиции на контрасте теплых и холодных цветов. А Александра Бирюкова предпочла холодный колорит.
Анализируя тему «Движение», кого-то глубоко затронуло путешествие на лодке, кого-то поездка на велосипеде, а кому-то запомнились пешие прогулки. Графические композиции некоторых рисунков настолько богаты информацией, что хочется их пристально рассматривать, изучать детали, как, например, работы Дарьи Петровой из Твери и Ярославской Дарьи из Азова Ростовской области. Чувствуется, что юные рисовальщицы хорошо изучили ландшафт местности, используя выразительные средства графики: точку, линию, штрих, пятно, зафиксировали факт своего присутствия. На гуашевом рисунке «Дуновение ветерка» Алёны Щукиной из Екатеринбурга мы видим летящий воздушный шарик, решётку парка и двух друзей. Искусно нарисованные падающие тени, усиливают ощущение солнечного дня.
Сравнивая работы победителей и призёров конкурса на родственные темы, можно вычленить возрастные особенности детского рисунка. Так шестилетняя Таня Арефьева из Орехово-Зуево и четырнадцатилетний Сергей Юхно из Феодосии изобразили один и тот же сюжет: катание на велосипеде по городу, используя разные изобразительные приёмы.
Мы видим, что дошкольникам по большей части свойственно фризовое и плоскостное изображение предметного окружения. Начиная с 9 лет и старше, ребята способны уже отразить пространственные отношения, перспективу, свет и падающую тень. В 3-8 лет дети ещё не стремятся изобразить предметы пропорционально, рисуют голову человека или животного очень большой по отношению к туловищу, а фигуру человека - в размер дома или дерева, тем самым показывая её значимость.
Некоторым рисункам дошкольников и младших школьников присуща «ярусность» в расположении изобразительных планов на листе и «прозрачность». В этой связи интересна композиция семилетнего Олега Ткачёва из Аткарска Саратовской области «Путешествие на поезде в Англию». Он нарисовал в разрезе железнодорожный евротоннель, который проходит под проливом Ла-Манш, так, что видно поезд, который мчится по рельсам под землёй. Выше он изобразил воду и остров, на котором находится Англия, а над ними - самолёт, небо и солнце. Маленького ребёнка, удивило то, что благодаря тоннелю, длина которого около 51 км, можно проехать под землей и водой на поезде из Парижа до Лондона всего за 2 часа 15 минут.
Условия конкурса «Я вижу мир: путешествуя по миру» предполагали выполнение компьютерных рисунков. Выразительные работы были высоко оценены членами жюри и их создатели стали участниками выставки, как, например, семилетняя Ибрагимова Анифе из Феодосии республики Крым.
Посещение столицы России - Москвы, оставило глубокий след в творчестве дошкольников и учащихся младших классов. Шестилетняя Ульяна Шкуратская из Аткарска Саратовской области назвала свой рисунок «Солдат, Кремль, котёнок». Такой сюжет она, наверно, придумала после наблюдения за солдатами, несущими караульную службу на Красной площади или у Могилы Неизвестного Солдата. Интересно было бы у неё узнать, что делал котёнок у Московского Кремля? А вот на рисунке москвички Марии Гончаровской «Над Москвой» виден патриотический порыв юной художницы. Изображение российских флагов над Красной площадью - это знак, который свидетельствует о любви девочки к своему государству.
Любое путешествие за границу или по России ребята фиксируют на мобильный телефон, планшет, фотоаппарат или видеокамеру. Многоплановые композиции включают изображение человека в сложных позах и ракурсах. Тем самым юным художникам удаётся создать интригу, привлечь внимание к рисунку, к той окружающей среде и объектам, которые заинтересовали юного путешественника.
Беляйцева Полина, 14 л. Томск. Ночной лес |
Курилова Анастасия, 13 л., Мурманская обл., Североморск. Мы приютили кота |
Лаленко Александр, 14 л. Томск. В лесу |
Экологический плакат - одно из конкурсных заданий. Этот вид художественного творчества нашёл разные формы воплощения в работах младших и старших подростков. Создание плаката требует от юного художника определённых изобразительных навыков, умений стилизовать реальные объекты, способности к художественному обобщению. Для реализации своих идей ребята использовали такие художественные материалы, как простой карандаш, гуашь, акрил, акварель, технику аппликации, а некоторые из них реализовали возможности компьютера, фотоколлажа и техники пескографии. Интересны по замыслу плакаты Арины Модиаровой из г. Новороссийска, Надежды Кораблёвой из г. Электроугли, Дарьи Куликовой из г. Санкт-Петербурга, Анны Мараниной из г. Покрова Владимирской области.
Жестокие поступки подростков, о которых информируют средства массовой коммуникации, ранят душу человека, способного к состраданию. Недавние зверские издевательства над собакой, совершённые хабаровскими школьницами, получили всеобщее общественное осуждение. Протест против таких поступков московская школьница Юля Пороскова выразила в плакате «Мы против Хабаровских живодёрок!». А Данил Кокулин из Покрова назвал свой плакат «Живодёрам-нет!». Анна Безюк из Новороссийска создала интересную композицию «Стань волонтёром «преданного сердца». Своим плакатом она призывает всех к действию, направленному на человеческое гуманное обращение с бездомными животными, которые бродят по улицам или живут в приютах.
Сегодня среди молодёжи набирает популярность волонтёрское движение. Молодые люди, неравнодушные к непростой жизни людей с ограниченными возможностями, инвалидов, маленьких детей и стариков, к судьбе брошенных животных, участвуют в социально значимых акциях и проектах. Оказывая посильную помощь нуждающимся, они отдают им частичку своего душевного тепла. Плакаты-призывы стали средством выражения гражданских позиций и гуманистических убеждений этих ребят.
Добрые дела не могут быть большими или маленькими. Добро всегда безгранично, как любовь и сострадание. Спас птицу от холода, накормил бездомного котёнка, сходил в магазин и принёс продукты ветеранам - это поступки, которые совершают сердечные и добрые люди. Среди участников конкурса детского рисунка «Я вижу мир» таких неравнодушных детей оказалось немало.
Субботники и воскресники, как форма добровольного участия взрослых и детей в уборке своего родного селения воспринимаются естественно и приветствуются социально активными школьниками. Когда работа спорится и происходит интересное общение со сверстниками, то сделанные добрые дела и сопряжённые с ними физические нагрузки оказываются не в тягость, выполняются с повышенным энтузиазмом, сопровождаясь позитивными эмоциями.
Творческие работы, присланные на конкурс, рассказали также о том, что дети, подростки и юношество принимают участие в ставшей уже традиционной акции «Бессмертный полк».
Петрова Дарья, 16 л. Тверь. Я мечтаю о далёких неизведанных мирах |
Ярославская Дарья, 10 л. Ростовская обл., Азов. Прогулка по древнему Азову |
Портретные образы в галерее конкурса - это, как правило, автопортреты - своеобразные минирассказы юных художников о своих интересах, увлечениях, любви к животным и о совершённых добрых делах.
Один из любимых детских жанров - комиксы - поведал нам о посильных полезных делах, совершённых юными художниками. Шесть, девять или более рисунков раскрывают суть доброго поступка, повествуют о том, как спасали птицу, подбирали брошенных котят, высаживали и поливали деревья, устраивали концерты в доме престарелых и о других добрых делах. Интересны по замыслу комиксы Никиты Савченко и Виктории Рыльской из Ставрополя, Марии Крыловой из Твери.
Линогравюра - трудоёмкая техника. Юные графики из г. Лесосибирска Красноярского края прислали на конкурс целую серию выразительных линогравюр. Некоторые из них стали победителями и призёрами в номинации «Графика». Декоративная графика поступила на конкурс из г. Томска. Ребята, используя контраст белого и чёрного цветов, оригинально стилизовали образы животных в квадратной форме листа.
Продолжением экологической направленности детских рисунков стала серия иллюстраций к рассказу «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А. Некрасова. И дошкольникам и детям постарше понятна идея этого произведения. В своих рисунках они сочувствуют попавшим в беду зайцам и вместе с дедушкой Мазаем готовы прийти к ним на помощь. Трогательны работы Анны Новосельцевой и Насти Литовченко из г.Волжский, Ксении Мишиной из Покрова и Софьи Золотарёвой из Ставрополя.
Завьялова Дарина, 14 л. Архангельская обл., Северодвинск. Плакат |
Рыльская Виктория, 14 л. Ставрополь. Как я спасал птичку |
Совершая пленэрные прогулки с альбомом в руках по родному селению, лесу или парку, путешествуя по разным странам с родителями или педагогами, юные рисовальщики учатся «смотреть и видеть», учатся восхищаться красотой окружающего мира. Наброски и сюжетные композиции, созданные на природе, передают солнечное обаяние дня или тревожность грозового неба, «документируют жизнь», рассказывают об укладе своей семьи или горожан, гуляющих, например, у памятника А.С. Пушкина, как на картине Генераловой Дианы из г. Азов Ростовской области. Рисуя сельский, морской или степной пейзажи, ребята учатся любоваться рассветами и закатами, видеть что-то особенное - в обыденном, формируя у себя особую способность «зоркости и цепкости глаза».
Акварельные этюды, гуашевые композиции, карандашные зарисовки, наброски, выполненные обычной шариковой или гелевой ручкой, углем или пастелью, могут поведать о сказочно красивых небесных переливах, букашках, сидящих на травинке, птице, вьющей гнездо, о красоте старого города, неказистой деревеньке и многом другом, о том, что заинтересовало и взволновало юного путешественника. Мы любуемся акварельными пейзажами Ярославы Мурашко и Гордея Мурашко из Москвы, Елены Архиповой из Екатеринбурга, Екатерины Гривенной из Ставрополя, виртуозным рисунком Анастасии Селивановой из Санкт-Петербурга. В то же самое время, мы видим и высокое мастерство этих художников.
Полученные впечатления и привезённые из путешествий зарисовки становятся основой для создания реалистических или фантастических изобразительных образов. Пережитые чувства обогащают жизненный опыт человека и будут в дальнейшем востребованы не только при создании жанровых картин, иллюстраций, плакатов, но и в повседневной жизни.
Искусство помогает людям развивать в себе духовные основы личности. И если международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир: путешествуя по миру» помог детям и взрослым на пути саморазвития, пополнил их копилку чувствований, способствовал осмыслению экологических проблем современности, заставил задуматься над глубиной человеческих отношений, это значит, что конкурс достиг своих целей.
Если сравнить количество участвующих в конкурсе девочек и мальчиков, то мы увидим, что представительницы прекрасного пола в очередной раз проявили завидную активность. Количество присланных ими рисунков почти в пять раз превосходит количество работ, которые прислали на конкурс мальчики.
Самой активной возрастной группой в конкурсе 2016 года стали подростки 9-14 лет, самой малочисленной - дошкольники и старшие подростки. Лидирующую позицию занимают школьники 12 лет, они прислали на конкурс больше всего работ - 395. Определены призёры и победители в 14 возрастных номинациях. 30 членов жюри международного конкурса отобрало 350 рисунков, которые отправятся по маршруту XXVII передвижной выставки детского рисунка «Путешествуя по миру».
Поздравляю всех участников конкурса: педагогов и юных художников!
Тем, кто не победил, не нужно отчаиваться. Ведь вы приобрели опыт художественной деятельности. Созерцая виртуальную выставку, которая размещена в галерее официального сайта Международного Союза педагогов-художников, вы смогли сопоставить свои работы с работами сверстников и сделать для себя полезные выводы. Только трудолюбие и всесторонняя изобразительная деятельность приближают нас к художественным высотам. Помните: «Дорогу осилит, идущий»!
Оставить комментарий