Художник рисует книгу

В. Мячина, заведующий сектором отдела досуга и творческого развития читателей, г. Липецк

Художник рисует книгу

Знакомство младших школьников с искусством иллюстрирования

Основным средством эстетического развития в библиотеке является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстраций. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий её художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования её в процессе эстетического воспитания читателей. С иллюстрации начинается процесс выбора ребёнком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Так как жизненный опыт ребёнка невелик, ему сложнее воссоздать в воображении то, о чём повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Методический материал знакомит детей с профессией художника-иллюстратора, рассказывает об особенностях книжной графики, основных материалах, которые используют в работе художники-иллюстраторы. Основная задача - вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах и пробудить уважительное отношение и интерес к литературе.

Материалы и оборудование: выставка «Художник рисует книгу», посвящённая художникам-иллюстраторам и их работам (см. Приложение); доска для демонстрации художественных материалов; художественные материалы и инструменты для творческой работы детей.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Вы уже знаете, кто пишет живописные картины. (Художник-живописец.) А кто создаёт рисунки в книжках? (Ответы детей.) Да, тоже художник. Как называются эти рисунки? (Ответы детей.) Иллюстрации. Поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками-иллюстраторами. А как вы считаете, для чего нужна иллюстрация в книжке? (Ответы детей.) Чтобы помочь нам понять содержание книги. Они наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся ли они художнику, как они поступают.

Иллюстрация (от лат. Illustrare - прояснять) -это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй.

Давайте посмотрим книжки с иллюстрациями разных художников. Посмотрите внимательно и скажите мне, можно ли по рисункам догадаться, о чём эта книжка? (Показывает книгу Е.И. Чарушина «10 книжек для детей».)

Да, эта книжка о животных.
А эта? (Показывает книгу В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы» с иллюстрациями В.Н. Лосина.)
О людях.
А эта книга о чём? (Показывает книгу «Василиса Прекрасная» с иллюстрациями И.Я. Билибина.)
Это сказка. А как вы узнали? (Дети рассказывают.)

Сейчас мы поговорим о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге. Как он выбирает, что и каким образом стоит проиллюстрировать в литературном произведении.

Рассматривая книги, мы видели, что они рассказывают о разном: о детях, о животных. Есть сказки, потешки, стихи о природе. Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или животных, или детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает то, что написал поэт или писатель, читает несколько раз. Если ему нравится произведение, он начинает думать, как рассказать обо всем написанном рисунками. Он представляет себе героя сказки или рассказа по его поступкам, поведению; пытается понять, какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или весёлый; представляет себе его лицо, движения, жесты, где он живёт, как одевается, что его окружает, какие предметы. Затем делает много разных рисунков-набросков, часто он делает их с натуры, наблюдая за тем или иным животным, человеком, похожим на героя.

Известный художник Василий Алексеевич Ватагин (тот, который первым иллюстрировал книгу Р. Киплинга «Маугли») не только ездил в Индию, но и делал многочисленные наброски с мальчиков различных возрастов, в разнообразных позах. Он встретил уже в Москве мальчика с индусским типом лица и удивительно богатой мимикой. (Показывает книжку «Маугли» с иллюстрациями В.А. Ватагина.)

Каждый художник по-своему видит мир, его красоту, каждый по-своему видит героев, о которых рассказывает писатель. Но все художники стараются, чтобы рисунки помогли нам понять содержание книги, её главную мысль, чтобы герои были похожи на тех, о которых говорит писатель. Ребята, а чем сказка отличается от рассказа? (Дать возможность детям высказать свои суждения.)

Да, сказка — это вымысел, фантастика, здесь много необычного, сказочного: если это звери, то они могут жить и действовать как люди, они совершают добрые и злые поступки, используют те же предметы, что и люди. (Показывает книгу «Рукавичка» с иллюстрациями Е.М. Рачёва.)

А в рассказах, повестях? (Ответы детей.)

Да, здесь всё, как в жизни: герои похожи на настоящих людей, животных. Именно это и стараются передать художники. (Показывает книгу «Денискины рассказы» с иллюстрациями В.Н. Лосина)

Художники-иллюстраторы придумывают и конструкцию книжки, её оформление от начала до конца, расположение в ней иллюстраций, текста, буквиц. Иллюстрации могут быть разными по величине: большие - во всю страницу или даже разворот страниц, маленькие - среди текста или сбоку, на полях. Некоторые художники сами придумывают рассказы, сказки, стихи и к ним делают рисунки (Показывает работы Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева).

Ребята, а сейчас я расскажу и покажу вам, какие основные средства выразительности использует художник-иллюстратор в своей работе. Книжная иллюстрация относится к искусству графики. В живописи главное средство выразительности - цвет. А в графике это линия, штрихи, пятно, точки. Цвет здесь тоже используется, но он не такой, как в живописи. Иллюстратор как бы раскрашивает, украшает рисунок.

Ребята, посмотрите на стенд. Угадайте, чем нарисованы эти работы? (Ответы детей.)

Карандашами, углем, сангиной, фломастерами, пастелью, тушью.

Все эти художественные материалы дают очень разнообразные возможности в практической работе художника. (Библиотекарь рисует на интерактивной доске различными материалами линии, штрихи, пятна и точки.)

Посмотрите, ребята, карандашом и фломастером нам удобнее будет создать выразительные линии и нанести штрихи. Уголь, сангина, пастель относятся к «мягким материалам», так как их можно растушевать. Они позволяют сделать и линии, и штрихи, и пятна. А тушью вы сможете попробовать создать красивые растяжки тона и необычные пятна на вашем листе. При этом тушью вы также сможете сделать и линии со штрихами, работая как кистью, так и пером.

Ребята, а как вы думаете, что хочет показать нам художник, выбирая те или иные средства выразительности? (Ответы детей.)

Художник этими средствами передаёт характер героя, его эмоции. Как правило, положительного героя он изображает в светлых и ярких красках, спокойными уверенными линиями. И наоборот, негативного героя художник изобразит тёмными цветами, неровными или резкими линиями.

Если художнику нужно изобразить положительные эмоции героя, то он использует мягкие линии, плавные контуры, в основном светлые и спокойные цвета красок. А если герой, например, сердится, боится, то художник будет использовать колючие, прерывистые линии.

Сейчас мы с вами на примере это увидим. Посмотрим на портреты котов, нарисованные художником Виктором Александровичем Чижиковым. Поэт Андрей Усачёв написал стихи. И результатом их совместного творчества является замечательная книга «333 кота. (Библиотекарь открывает первый рисунок - «Каратист», даёт детям некоторое время рассмотреть изображение, затем предлагает рассказать про этого кота. Что он делает? Какой он?)

А вот какие стихи написал про этого кота Андрей Усачёв:

Как опасен и когтист
Этот Васька-каратист:
— Запереть меня в шкафу?
Ну, я вам покажу кун-фу!

А как художник показал, что этот кот агрессивный? (Крупными штрихами изобразил шерсть кота.) Вот так кот! Как мы его назовём? (Кот-каратист.)

А вот другой кот. (Библиотекарь показывает следующий рисунок - Под часами».) Что делает этот кот? В каком он настроении? Как вы это понимаете? А вот стихи про этого кота:

У фонтана, под часами,
Кот назначил встречу даме...
О, какое наслажденье
Время первого свиданья —
В нём и радость, и волненья,
И тревога ожиданья:
Опоздает или нет?
И оценит ли букет?

Как вы думаете, чем рисовал художник? Наверное, толстым коричневым карандашом или сангиной: все линии мягкие и растушёванные.

А вот ещё один кот. Что этот кот делает? (Дремлет, устроившись в кресле.) А как вы догадались? (Глаза закрыл, лапки лежат спокойно.) А пузатый-то какой! А щёки какие! Наверное, любит вкусненько поесть и поспать. А что это у него на животе лежит? И рядом, около кресла? (Книжки.)

Лампа. Ночь. Библиотека.
Пушкин. Лермонтов. Шекспир.
Вальтер Скотт. Толстой. Сенека...
Как прекрасен этот мир!
Тихо-тихо, словно мышки
Забрались под переплёт,
Шелестят страницы книжки.
Задремал учёный кот.
Под уютным светом лампы
Грея лапы с животом.
До чего же, право, славно
Быть читающим котом!

Очень приятные сны видит кот! Как бы вы этого кота назвали? А как художник нарисовал его? (Ответы детей.)

Сейчас давайте ещё раз полюбуемся на всех котов. Как про все эти рисунки можно сказать, какие они? (Озорные, забавные, весёлые, обаятельные, с мягким юмором, добрые, сказочные.)

Коты похожи на людей: играют, занимаются спортом и музыкой, читают книги и т.д. Как замечательно подметил художник эмоции! Коты могут, как люди, выглядеть весёлыми, смешными, могут быть сонями или озорниками. Эти выражения художник подметил у людей и перенёс их на мордочки котов.

А сейчас мы с вами тоже попробуем нарисовать котов. У вас на столах лежат разные материалы: карандаши, фломастеры, уголь. Но, прежде чем нарисовать, подумайте, о каком коте вы бы хотели рассказать? И на отдельном листе напишите четверостишие про своего кота. Попытайтесь в рисунке с помощью разных линий, штрихов и цвета рассказать о своём коте, потом мы все вместе попробуем догадаться, о ком каждый из вас рассказал. А после вы прочитаете свои описания.

Дети рисуют. По окончании работы рассматриваем рисунки. Идём от выразительности образа, разбираем средства выразительности, которые использовали дети. После просмотра библиотекарь организует выставку работ.

Ребята, теперь вы знаете, что над созданием каждой книги работает много людей: писатель, художник-иллюстратор, редактор. А печатают её в типографии рабочие-печатники. Вот как много труда и забот требует каждая книга. Поэтому к ней следует относиться очень бережно и аккуратно, это произведение искусства, оно нам доставляет большое удовольствие. Книжку можно много раз читать и рассматривать, и каждый раз она нас будет радовать, рассказывать об интересных событиях, о том, как живут звери и птицы, дети и взрослые, и на её страничках мы увидим, какие они: весёлые и грустные, смелые и трусливые, отважные или боязливые. До новых встреч!

Список литературы для организации выставки:

  1. Андерсен, Г.Х. Сказки / Пер. с дат. A.Ганзен; худож. В.Конашевич. М.: Детская литература, 1968. 107 с.
  2. Василиса Прекрасная; Марья Морев-на: русские народные сказки / худож. И. Билибин. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 31 с. (Сказки Учёного Кота).
  3. Васнецов, Ю.А. 10 книжек для детей. М.: Художники РСФСР, 1983. 174 с.;
  4. Драгунский, В. Денискины рассказы: Двадцать лет под кроватью / худож. B. Лосин. М.: Росмэн, 1995. 118 с.
  5. Киплинг, Р. Маугли: из «Книги Джунглей» / пер. с англ. С.Г. Займовский; худож. В.А. Ватагин. СПб.: МиМ, 1993. 319 с.: ил.
  6. Лагерлеф, С. Чудесное Путешествие Нильса с дикими гусями / худож. Д. Гончарова; пересказ. И.Токмакова. М.: Стрекоза, 1997. 150 с. (Библиотека школьника).
  7. Ладушки: русские народные песенки / худож. Ю. Васнецов. М.: Детская литература, 1978. 16 с.
  8. Милн, А. Винни-Пух и все-все-все: повесть-сказка / Пересказ. Б. Заходер; худож. Б. Диодоров. М.: Дом, 1989. 239 с.
  9. Рукавичка: украинская народная сказка / пер. Е. Благинина; худож. Е. Рачёв. Л.: Художник РСФСР, 1981. 16 с.: ил.
  10. Сутеев, В.Г. Сказки и картинки / худож. В.Г. Сутеев. М.: Астрель: АСТ, 2010. 125 с. (Планета детства).
  11. Толстой, АН. Золотой ключик, или Приключения Буратино; Буратино ищет клад; Буратино в Изумрудном городе; Побеждённый Карабас; Вторая тайна золотого ключика / Худож. Л. Владимирский. М.: Эксмо, 2005. 608 с.: ил. (Детская библиотека).
  12. Усачев, А. 333 кота: сб. стихов / А. Усачев; худож. В. Чижиков. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. 180 с.
  13. Чарушин, Е.И. 10 книжек для детей. Л.: Художник РСФСР, 1989. 182 с.: ил.

Литература:

  1. Курочкина, НА Детям о книжной графике. СПб.: Акци-дент, 1997. 190 с. (Библиотека программы «Детство»).
  2. Кузьмин, Н.В. Художник и книга: заметки об искусстве иллюстрирования. М.: Детская литература, 1985. 191 с.
  3. Художник Лев Токмаков: библиография / Сост. Н.А. Завадская. М.: Советский художник, 1989. 239 с.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№3.
С. 31-33.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.