Наша школа – в центре карты мира…
Наша школа – в центре карты мира…
Мы продолжаем знакомить читателей с теми немногочисленными людьми искусства, которые стали директорами общеобразовательных школ, успешно несут это нелёгкое бремя и вносят в жизнь школы дух художественного творчества. Сегодня наш гость – директор ГБОУ средней общеобразовательной школы №1913 Зеленоградского округа г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, художник и депутат Совета депутатов района Крюково Виктор Петрович Копцев. Беседу ведёт журналист Е. Смирнова.
В.К. Мы с супругой приехали в Зеленоград сразу после окончания института в 1983 году. Я работал учителем изобразительного искусства и черчения в школе №897, а жена, Татьяна Анатольевна, - в школе №617. С самого начала работы в школе мы принимали активное участие во всесоюзном и всероссийском эксперименте по разработке нового содержания художественного образования детей школьного возраста. Для признания программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в Российской Федерации встал вопрос об организации её внедрения в школах Москвы. По решению научного руководителя эксперимента Б.М.Неменского и нового руководителя Московского комитета народного образования Л.П.Кезиной в 1989 году я перешёл на работу в городские структуры - в отдел связи педагогической науки и практики. Позже, после принятия программы как типовой для всех школ России, коллеги меня делегировали руководить научной лабораторией в НИИ школ МНО РСФСР, а затем - возглавить Московский Центр художественной культуры и образования. Мы читали лекции по всей стране, разрабатывали учебники, методические пособия для учителей.
А в 1995 году начальник Зеленоградского окружного управления образования Т.Н.Забелина, которая давно звала меня вернуться в Зеленоград, предложила мне возглавить школу-новостройку в 16-м микрорайоне, я с радостью согласился. На момент моего назначения был только заложен фундамент будущей школы №1913. Наверное, это правильно, когда директор назначается ещё на этапе строительства и принимает в нём активное участие.
Наша школа сразу задумывалась как необычная: хотелось построить «школу мечты», где главенствовали бы музы. При строительстве равнялись на лучшие образцы: по сравнению с первоначальным проектом были увеличены актовый зал и сцена, в мастерские приобретены деревообрабатывающие и гипсомодельные станки для художественного труда, гончарные круги, профессиональные муфельные печи для обжига, печатный станок, мольберты. Для преподавания мы пригласили выпускников Строгановского училища, готовых учить самым разнообразным художественным ремёслам: скульптуре, керамике, росписи по ткани и дереву. Я вёл занятия в изостудии, а жена, Копцева Татьяна Анатольевна, будучи старшим научным сотрудником Института художественного образования РАО, работала в школе по совместительству и апробировала авторскую программу по изобразительному искусству «Природа и художник» с I по XI классы.
В результате 20-летней экспериментальной работы и благодаря издательству «Ассоциация XXI век» в 2010 году мы создали учебно-методический комплект по изобразительному искусству для 1-4 классов, соответствующий ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных школ.
В.К. Школ, где есть классы с углублённым изучением изобразительного искусства, не так много не то что в Зеленограде, но и во всей Москве. А мы обучили и выпустили не один такой класс. С 2013 года, после перехода на 5-дневную учебную неделю, нам пока не удаётся найти оптимальное решение в организации учебно-воспитательного процесса, чтобы продолжить эту работу. Но надеемся, что проблема будет решена, ведь это уникальная программа, уникальный опыт развития творческих способностей ребёнка. И результаты прошлых выпусков подтверждают, что она имеет право на существование.
Если пройти по школе, можно увидеть работы наших трудовых бригад, художественные росписи стен, которые выполнили сами ученики, - с мастерством, художественным вкусом и огромной любовью. Каждый этаж имеет свой образ: второй этаж посвящён народным промыслам России -хохломской, городецкой росписи и т.п.; третий - истории Древнего Мира, это росписи в египетском, древнегреческом стиле.
Между прочим, за эту работу дети получали зарплату - нам удалось убедить Центр труда и занятости населения и СЭС, что ученические трудовые бригады могут не только убирать снег или мусор, но и выполнять творческую, профессиональную работу по художественному оформлению окружающей среды. Но главная ценность - воспитательная. Этот труд создаёт совсем другое отношение к учёбе, к своей школе. Его результатами имеют право гордиться и дети, и родители, и учителя. А чтобы сохранить имеющиеся росписи, после текущего ремонта, мы создаём ученическую бригаду реставраторов, которые поддерживают их сохранность.
В.К. Профессиональные педагоги и психологи едины во мнении, что для ребёнка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, игра и художественное творчество являются ведущими видами деятельности. Через игру и творчество дети учатся видеть, слышать, чувствовать, познают мир, его красоту, получают опыт преобразования предметно-пространственной среды.
Опыт художественной деятельности - это опыт творчества. Мало какой другой предмет может позволить ребёнку создавать что-то своё. А ведь наличие творческого опыта очень важно для всей дальнейшей жизни. Искусство дает возможность ребёнку пройти путь творца - от художественного замысла и поиска средств его реализации до воплощения и эстетической оценки художественного продукта. Это позволяет приобрести умение не просто повторить, воспроизвести что-то, а создать своё. Тем более что сейчас техника помогает освободить людей от монотонного механического труда, и в различных сферах деятельности появляется всё больше возможностей для творчества.
Если задуматься, каждый человек в течение всей жизни постоянно занимается художественным творчеством, или чем-то близким ему. Мы создаём свой собственный образ, который может многое сообщить окружающим без слов и всего за долю секунды. Мы создаём предметнопространственную среду вокруг себя, где бы мы ни находились. На каждом рабочем столе можно найти что-то, в чём проявляется индивидуальность его хозяина. Ещё больше расскажет о человеке его квартира или дом, его приусадебный участок.
Потребность в преобразовании и самовыражении заложена в каждом. Правда, если у человека не было возможности приобрести творческий опыт и развить эстетический вкус, то даже при наличии неограниченных средств он не знает, как их применить. Зато у людей творческих никогда нет вопроса «Что делать?» У них столько идей, столько замыслов, -только успевай воплощать!
В.К. Я бы сейчас создал детскую картинную галерею или даже художественный центр. Наша школа давно уже организует передвижные выставки, они формируются у нас, а потом едут в другие школы Москвы и России. Благодаря тесному сотрудничеству с Институтом художественного образования РАО состоялись 22 такие выставки, которые отражены в каталогах.
Все дети по природе художники, и все дети талантливы. Человек рождается талантливым, главное - этот талант заметить, сохранить и развить. Вот почему жизненно необходимы разнообразные детские досуговые центры. Наш район Крюково - самый крупный и молодой в Зеленограде, здесь очень много детей, а возможностей заняться творчеством у них совсем мало. Есть школа искусств имени С.П. Дягилева и художественная школа, которые расположены в не совсем приспособленных зданиях. Есть Дворец детского творчества и Дворец культуры, но они находятся в старой части города (за железной дорогой), добираться туда долго. Поэтому в Новом городе должен быть построен культурно-досуговый центр для детей и их родителей, на бюджетные средства, с бюджетным финансированием. Это социальный заказ, который больше нельзя игнорировать.
Вопрос этот мы, депутаты Крюково, поднимаем на каждой встрече с руководством города. Но пока решение о строительстве такого центра искусств не принято.
В.К. Забот, конечно, много. Школа является одним из центров жизни района, приходится сталкиваться с разными проблемами, родители обращаются с различными вопросами. Так получилось, что заботы директора школы показали необходимость заниматься общественной деятельностью.
Знаете, есть такое понятие - «время малых дел». Я считаю, что сейчас как раз такое время, когда очень важно делать каждому своё конкретное дело, за которое он отвечает, и делать его хорошо. Но при этом нельзя быть равнодушным к судьбе своего города, района, дома, подъезда. Сейчас, если возникла проблема, есть к кому обратиться, в том числе и к депутатам. Мы призваны отстаивать позицию жителей нашего района, но многое зависит от самих жителей - его хозяев. Ведь хозяин - это тот, кто заботится о своем доме.
В.К. На выпускном вечере я всегда говорю с учениками о счастье. Что такое счастье, трудно сформулировать. Но вот что такое несчастье, определить можно: это когда не хочется идти на работу или не хочется после работы идти домой. Поэтому очень важно выбрать в жизни работу, которую ты будешь делать с удовольствием, и создать такой дом и такую семью, к которой тебе хочется бежать вечером. И - жить в таком городе, по которому идёшь с удовольствием. Зеленоград - мой любимый город. Мы с ним сверстники. В прошлом году я принял участие в выставке зеленоградских художников, посвящённой 55-летнему юбилею города, которая состоялась во Дворце культуры, а через месяц там же прошла моя персональная выставка, на которой были представлены графические и живописные работы (всего около 100 работ). Сейчас основная часть выставки находится в актовом зале нашей школы, стены которого специально оборудованы для выставочной деятельности. Здесь проходят выставки художников-педагогов и детей.
В наше время продолжаются поиски патриотической идеи. Почему-то чаще всего поиски идут в направлении объединения против кого-то и связаны с потребностью найти внешних врагов. Для меня патриотизм - это прежде всего ценность семьи, ценность созидательной деятельности во благо родного края. И, конечно, возможность испытывать настоящую гордость за свой город и свою страну.
Оставить комментарий