Наша школа – в центре карты мира…

Представляем директора школы  

Наша школа – в центре карты мира…

Мы продолжаем знакомить читателей с теми немногочисленными людьми искусства, которые стали директорами общеобразовательных школ, успешно несут это нелёгкое бремя и вносят в жизнь школы дух художественного творчества. Сегодня наш гость – директор ГБОУ средней общеобразовательной школы №1913 Зеленоградского округа г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, художник и депутат Совета депутатов района Крюково Виктор Петрович Копцев. Беседу ведёт журналист Е. Смирнова.

  Е.С. Как Вы стали директором школы?

В.К. Мы с супругой приехали в Зеленоград сразу после окончания института в 1983 году. Я работал учителем изобразительного искусства и черчения в школе №897, а жена, Татьяна Анатольевна, - в школе №617. С самого начала работы в школе мы принимали активное участие во всесоюзном и всероссийском эксперименте по разработке нового содержания художественного образования детей школьного возраста. Для признания программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в Российской Федерации встал вопрос об организации её внедрения в школах Москвы. По решению научного руководителя эксперимента Б.М.Неменского и нового руководителя Московского комитета народного образования Л.П.Кезиной в 1989 году я перешёл на работу в городские структуры - в отдел связи педагогической науки и практики. Позже, после принятия программы как типовой для всех школ России, коллеги меня делегировали руководить научной лабораторией в НИИ школ МНО РСФСР, а затем - возглавить Московский Центр художественной культуры и образования. Мы читали лекции по всей стране, разрабатывали учебники, методические пособия для учителей.

А в 1995 году начальник Зеленоградского окружного управления образования Т.Н.Забелина, которая давно звала меня вернуться в Зеленоград, предложила мне возглавить школу-новостройку в 16-м микрорайоне, я с радостью согласился. На момент моего назначения был только заложен фундамент будущей школы №1913. Наверное, это правильно, когда директор назначается ещё на этапе строительства и принимает в нём активное участие.

Наша школа сразу задумывалась как необычная: хотелось построить «школу мечты», где главенствовали бы музы. При строительстве равнялись на лучшие образцы: по сравнению с первоначальным проектом были увеличены актовый зал и сцена, в мастерские приобретены деревообрабатывающие и гипсомодельные станки для художественного труда, гончарные круги, профессиональные муфельные печи для обжига, печатный станок, мольберты. Для преподавания мы пригласили выпускников Строгановского училища, готовых учить самым разнообразным художественным ремёслам: скульптуре, керамике, росписи по ткани и дереву. Я вёл занятия в изостудии, а жена, Копцева Татьяна Анатольевна, будучи старшим научным сотрудником Института художественного образования РАО, работала в школе по совместительству и апробировала авторскую программу по изобразительному искусству «Природа и художник» с I по XI классы.

В результате 20-летней экспериментальной работы и благодаря издательству «Ассоциация XXI век» в 2010 году мы создали учебно-методический комплект по изобразительному искусству для 1-4 классов, соответствующий ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных школ.

Е.С. Чем же отличается жизнь учеников школы №1913?

В.К. Школ, где есть классы с углублённым изучением изобразительного искусства, не так много не то что в Зеленограде, но и во всей Москве. А мы обучили и выпустили не один такой класс. С 2013 года, после перехода на 5-дневную учебную неделю, нам пока не удаётся найти оптимальное решение в организации учебно-воспитательного процесса, чтобы продолжить эту работу. Но надеемся, что проблема будет решена, ведь это уникальная программа, уникальный опыт развития творческих способностей ребёнка. И результаты прошлых выпусков подтверждают, что она имеет право на существование.

работы наших трудовых бригад, художественные росписи стен

Если пройти по школе, можно увидеть работы наших трудовых бригад, художественные росписи стен, которые выполнили сами ученики, - с мастерством, художественным вкусом и огромной любовью. Каждый этаж имеет свой образ: второй этаж посвящён народным промыслам России -хохломской, городецкой росписи и т.п.; третий - истории Древнего Мира, это росписи в египетском, древнегреческом стиле.

Между прочим, за эту работу дети получали зарплату - нам удалось убедить Центр труда и занятости населения и СЭС, что ученические трудовые бригады могут не только убирать снег или мусор, но и выполнять творческую, профессиональную работу по художественному оформлению окружающей среды. Но главная ценность - воспитательная. Этот труд создаёт совсем другое отношение к учёбе, к своей школе. Его результатами имеют право гордиться и дети, и родители, и учителя. А чтобы сохранить имеющиеся росписи, после текущего ремонта, мы создаём ученическую бригаду реставраторов, которые поддерживают их сохранность.

Е.С. Но ведь далеко не все выбирают для себя впоследствии творческую профессию?

В.К. Профессиональные педагоги и психологи едины во мнении, что для ребёнка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, игра и художественное творчество являются ведущими видами деятельности. Через игру и творчество дети учатся видеть, слышать, чувствовать, познают мир, его красоту, получают опыт преобразования предметно-пространственной среды.

Опыт художественной деятельности - это опыт творчества. Мало какой другой предмет может позволить ребёнку создавать что-то своё. А ведь наличие творческого опыта очень важно для всей дальнейшей жизни. Искусство дает возможность ребёнку пройти путь творца - от художественного замысла и поиска средств его реализации до воплощения и эстетической оценки художественного продукта. Это позволяет приобрести умение не просто повторить, воспроизвести что-то, а создать своё. Тем более что сейчас техника помогает освободить людей от монотонного механического труда, и в различных сферах деятельности появляется всё больше возможностей для творчества.

Если задуматься, каждый человек в течение всей жизни постоянно занимается художественным творчеством, или чем-то близким ему. Мы создаём свой собственный образ, который может многое сообщить окружающим без слов и всего за долю секунды. Мы создаём предметнопространственную среду вокруг себя, где бы мы ни находились. На каждом рабочем столе можно найти что-то, в чём проявляется индивидуальность его хозяина. Ещё больше расскажет о человеке его квартира или дом, его приусадебный участок.

Потребность в преобразовании и самовыражении заложена в каждом. Правда, если у человека не было возможности приобрести творческий опыт и развить эстетический вкус, то даже при наличии неограниченных средств он не знает, как их применить. Зато у людей творческих никогда нет вопроса «Что делать?» У них столько идей, столько замыслов, -только успевай воплощать!

Е.С. Что бы Вы сделали, имея неограниченные средства и возможности?

В.К. Я бы сейчас создал детскую картинную галерею или даже художественный центр. Наша школа давно уже организует передвижные выставки, они формируются у нас, а потом едут в другие школы Москвы и России. Благодаря тесному сотрудничеству с Институтом художественного образования РАО состоялись 22 такие выставки, которые отражены в каталогах.

Все дети по природе художники, и все дети талантливы. Человек рождается талантливым, главное - этот талант заметить, сохранить и развить. Вот почему жизненно необходимы разнообразные детские досуговые центры. Наш район Крюково - самый крупный и молодой в Зеленограде, здесь очень много детей, а возможностей заняться творчеством у них совсем мало. Есть школа искусств имени С.П. Дягилева и художественная школа, которые расположены в не совсем приспособленных зданиях. Есть Дворец детского творчества и Дворец культуры, но они находятся в старой части города (за железной дорогой), добираться туда долго. Поэтому в Новом городе должен быть построен культурно-досуговый центр для детей и их родителей, на бюджетные средства, с бюджетным финансированием. Это социальный заказ, который больше нельзя игнорировать.

 

Вопрос этот мы, депутаты Крюково, поднимаем на каждой встрече с руководством города. Но пока решение о строительстве такого центра искусств не принято.

Е.К. А почему Вы решили стать депутатом? Думается, у директора школы и человека творческого и так забот хватает?

В.К. Забот, конечно, много. Школа является одним из центров жизни района, приходится сталкиваться с разными проблемами, родители обращаются с различными вопросами. Так получилось, что заботы директора школы показали необходимость заниматься общественной деятельностью.

Знаете, есть такое понятие - «время малых дел». Я считаю, что сейчас как раз такое время, когда очень важно делать каждому своё конкретное дело, за которое он отвечает, и делать его хорошо. Но при этом нельзя быть равнодушным к судьбе своего города, района, дома, подъезда. Сейчас, если возникла проблема, есть к кому обратиться, в том числе и к депутатам. Мы призваны отстаивать позицию жителей нашего района, но многое зависит от самих жителей - его хозяев. Ведь хозяин - это тот, кто заботится о своем доме.

Е.С. Вы педагог, депутат, художник. А что Вы считаете самым главным?

В.К. На выпускном вечере я всегда говорю с учениками о счастье. Что такое счастье, трудно сформулировать. Но вот что такое несчастье, определить можно: это когда не хочется идти на работу или не хочется после работы идти домой. Поэтому очень важно выбрать в жизни работу, которую ты будешь делать с удовольствием, и создать такой дом и такую семью, к которой тебе хочется бежать вечером. И - жить в таком городе, по которому идёшь с удовольствием. Зеленоград - мой любимый город. Мы с ним сверстники. В прошлом году я принял участие в выставке зеленоградских художников, посвящённой 55-летнему юбилею города, которая состоялась во Дворце культуры, а через месяц там же прошла моя персональная выставка, на которой были представлены графические и живописные работы (всего около 100 работ). Сейчас основная часть выставки находится в актовом зале нашей школы, стены которого специально оборудованы для выставочной деятельности. Здесь проходят выставки художников-педагогов и детей.

В наше время продолжаются поиски патриотической идеи. Почему-то чаще всего поиски идут в направлении объединения против кого-то и связаны с потребностью найти внешних врагов. Для меня патриотизм - это прежде всего ценность семьи, ценность созидательной деятельности во благо родного края. И, конечно, возможность испытывать настоящую гордость за свой город и свою страну.

Около кабинета иностранных языков нашей школы дети нарисовали карту мира. На ней - различные материки, океаны, жители разных уголков Земли. А в центре - Россия, Москва, Зеленоград и школа №1913! Оказывается, это характерно для картографии. На одном международном симпозиуме я познакомился с деятелем культуры Японии, его хобби - коллекционирование географических карт из разных стран мира. Оказалось, что на картах, купленных им в разных государствах, континенты расположены так, что в центре - именно родная страна. Всё остальное вращается вокруг. Так что детская наивность наших учеников - правильная!

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 30-32.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.