Сборник «Русская народная игрушка»

В. Полунина

Сборник «Русская народная игрушка»

Сборник «Русская народная игрушка» содержит опыт работы воспитания творчески активной личности в общении с памятниками народного прикладного искусства, личности, способной воспринимать гармонию в природе, жизни, искусстве. Роль и значение народного искусства в развитии композиционного и колористического мышления детей. Основы композиции, символика цвета, художественное, семантическое и образное содержание памятников народного прикладного искусства, особенности промыслов: дымковской, полхов-майданской, каргопольской, филимоновской игрушек, федосеевской топорной игрушки.

…Архаизм вовсе не обозначает невежества и примитивности, он проникновенно и гармонично слит
со всем миром, это самое человеческое искусство и одновременно вечное. Недалекие умы, которых
страшит обнаженность истины, находят его примитивным, потому что он слишком далек от них.      
Бурдель 

Сказки бабушки Ульяны.

Ульяна Ивановна Бабкина - бабушка, которая рассказывала свои сказки всем: и ребятам, и взрослым... Жила баба Уля, как звали ее деревенские ребятишки, в деревне Гринёво недалеко от старинного северного города Каргополя. С утра до вечера хлопотала она по хозяйству, сама управлялась с трудной крестьянской работой. Посмотрите на ее руки - на них, как на самой матушке-земле, следы-морщинки от нелегкого труда.

Маленькая, подвижная и как-то по-мальчишески озорная, Ульяна Ивановна встретила нас в то лето выговором: «Не ко времени приехали, покос у нас!» Мы уже успели увидеть, какое это горячее время - покос. Даже все ребятишки работают в лугах или перевозят сено на лошадях, запряженных иногда в сани: по болоту трактор не везде пройдет, а на Севере в долгие зимы дорога каждая травинка. Нас смутил выговор старой мастерицы, а она вдруг улыбнулась тепло и приветливо; видно, поняла, что и нас привели в эту далекую деревню важные дела и заботы. Улыбнулась, в избу зазвала, чаем с дороги напоила. Нам же не до угощенья было: вся изба заставлена глиняными фигурками, одни просыхали, другие остывали после жара русской печи, а с третьими Ульяна Ивановна вышла на солнышко, чтобы расписать-оживить свои игрушки, каждая из которых - сказка без слов.

Медведь с гармошкой, медведь с пирогами, олени с ветвистыми рогами, а на них - всадники с гармошкой, кони, расписанные древними узорами-орнаментами: елочками, крестиками да кружочками... Недавними раскопками в этих краях установлено, что орнаментам этим более четырех тысяч лет, что встретились с ними ученые-археологи в слоях неолита, нового каменного века первобытного искусства.

Нас особенно удивил «Полкан». «Полуконь-получеловек», - пояснила мастерица, а нам вспомнился античный кентавр, мифологический прообраз из искусства Древнего Мира. «Ну и диковины!» -думали мы. Становилось даже как-то не по себе при мысли о том, что вот сейчас происходит, при ярком солнышке встреча с таким древним чудом, дошедшим до наших дней.

А баба Уля, хитро посмеиваясь, продолжала расписывать свои игрушки, и показалось вдруг, что она сама играет с ними, разговаривает. Нам удалось незаметно нажать кнопку фотоаппарата, и теперь в нашей коллекции - портрет самой знаменитой мастерицы. Коллекцию игрушек можно собирать, и не выезжая из родного города: теперь уже поняли, как важны для нас сегодня игрушки-сказки, рассказанные талантливыми народными мастерами, поняли и стараются сохранить промыслы, стараются, чтобы на выставках и в магазинах люди могли бы встретиться с диковинами бабы Ули и других мастеров-игрушечников, которые пробуждают в нас художников, радуют своей яркостью, образностью, будят фантазию.

Сегодня многие известные своим талантом люди: и поэты, и музыканты, и даже инженеры-конструкторы - связывают начало своей творческой жизни с первыми сказками, которые пробудили в них творческую фантазию.

В самом деле, разве не в сказке родилась впервые мечта людей о полётах? Не из сказки ли пришли к нам и телевизор, и подводная лодка, и лечение «живой водой». И придумать, открыть всё это смогли люди, которым помогла сказка, мечта, фантазия, как и творческий, упорный труд. Эти качества, помогающие нам сегодня одерживать победу за победой, имеют свои глубокие истоки, они извечно зрели в народе, отражались в его искусстве...

В Москве, в нашей коллекции, у игрушек бабы Ули - одно из самых почётных мест, и каргополь-ская мастерица постоянно участвует в занятиях с московскими ребятами. «И тогда мы с вами пойдём на выставку».

Мы посмотрели в иллюстрациях работы народных мастеров, которые рассказывают сказку «не словом». Многие из вас вспомнили, наверное, что сами видели эти сказки-игрушки.

На выставках, по телевидению, да и дома теперь нередко можно встретить народную игрушку - она ярким декоративным пятном оживляет современный, строгий по цвету, единый по форме интерьер. Народная игрушка в нашем доме сегодня - декоративная скульптура, «играют» с ней теперь чаще взрослые, чем дети, и живёт она на книжной полке, а не на полу среди детских игрушек. Живёт в нашем доме среди других вещей, придуманных художниками-прикладниками.

Эти вещи по проектам художников-профес-сионалов выпускают предприятия художественной промышленности. И когда мы с вами пойдём на выставку, когда начнём собирать свою коллекцию произведений русского декоративно-прикладного искусства, сувениры, репродукции, марки, мы непременно выделим особо тех народных мастеров, которые работают в традиции. Это слово вы теперь часто слышите в школе. Давайте научимся его употреблению и в наших беседах, посвящённых народному искусству. «Мастер работает "в традиции"»,- говорим мы, если для мастера опыт предшествующих поколений важнее всего, если своими работами он занимает место в общем ряду поколений, если сохраняет своим творчеством, продлевает время жизни тому, что было придумано очень давно.

Кто же и когда придумал эти «сказки», эти образы, передаваемые из века в век? Зачем они были нужны людям?

Многие наши сказки родились в русской избе, доме крестьян-земледельцев, которые ещё ранее, как и по сей день на Севере, были охотниками, рыболовами, собирателями. Люди той древнейшей поры были тесно связаны с природой, пытались постичь её законы, законы всего мироздания, сохранить эти знания, передать их другим поколениям. В этом процессе познания мира рождались мифы, которые отличаются от сказок прежде всего тем, что не воспринимались людьми как вымысел («Сказка - ложь...»), а отражали действительные представления людей о мире, вселенной. Мифы-сказки, мифы-вещи, мифы-обрядовые действия.

Все вы знаете мифы античной Греции, имена богов и героев, истории о подвигах Геракла, Прометея, Антея, Тезея. Хуже обстоит дело с мифами наших ближайших предков-славян, хотя они почти на тысячелетие ближе к нашему дню. А вот Пушкин хорошо знал русскую мифологию и по сказкам няни, и по «сказкам», рассказываемым не только словом, а всеми видами народного творчества: фольклором поэтическим, музыкальным, изобразительным. Это ярко выражено в его сказках.

Вспомните, как через описание архитектуры, быта ёмко и кратко рассказывает поэт о жизни сварливой старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке». А пролог к поэме «Руслан и Людмила» называют даже «пантеоном» (местом обитания всех богов) русской мифологии.

Учёные установили связь образов русской мифологии, дошедших до наших дней в сказках, вышивках, народной резьбе, игрушке, с образами искусства каменного века, и мы с вами скоро начнём разматывать этот волшебный клубочек истории, чтобы его нити, как в наших сказках, как в мифах греков о нити Ариадны, помогли проследить весь путь искусства наших предков до самых сегодняшних дней, до наших с вами рисунков.

Возможным это стало теперь потому, что многие мастера народного искусства работали в традиции, из века в век, из рода в род передавали память народа. Сегодня наша с вами очередь принять это наследие памяти дедов наших и прадедов, наша с вами очередь встать в единый ряд сыновей и дочерей народа. Родины, с такой древней и самобытной культурой, у которой, как и у культуры многих других народов нашей страны, свои глубокие корни. Как у сказочного «Древа Жизни».

Потому-то мы и можем сказать сегодня: «Народное искусство - память народа», которое несёт в себе заряд к нашему нравственно-этическому совершенствованию-воспитанию, или, наконец, как с заповедным историческим хранилищем идей, образов, представлений наших предков, познающих мир в самом начале всего нашего пути... Конечно, какие-то аспекты найдут своё более полное осуществление в ваших отношениях со сказкой. Но, отдавая дань своим привязанностям и увлечениям, не следует утрачивать внимания к иным аспектам, без них полнота общения со сказкой невозможна...

Особенно цените свои первые впечатления, общие впечатления от всей сказки, помогите себе и детям, расширив представления о ней знаниями, вернуть самые первые, свежие впечатления, ощутить опять произведение как цельность всего, что почувствовали, увидели в нем, о чем узнали, рассматривая подробно, в деталях, изучая их особенности. Заботьтесь, пожалуйста, при этом, чтобы ваши знания, анализ отдельных качеств сказки или произведений декоративно-прикладного искусства не убивали бы их сущности, не разрушали бы цельности и свежести первых впечатлений, обогащали бы их.

Итак - общий взгляд на целое, общие первые впечатления...
Затем - детальное рассматривание, изучение особенностей языка, анализ.

И опять - завершающий всё общий взгляд, не дробящий целостный организм сказки или вещи, а собирающий воедино все знания о них; знания, усиливающие, обогащающие первые впечатления от первой встречи с памятником - целым миром, отраженным в этой капле народного творческого сознания.

И так же при встречах со сказкой-строением, действием... Иными словами, так же мы будем учиться смотреть-воспринимать памятники поэтического народного искусства (сказки), искусства декоративно-прикладного (сказки-вещи), архитектуры (сказки-строения) и даже целые обряды-праздники (сказки-действия), объединяющие все перечисленное.

Таким и будет наш путь: от живого первого впечатления, через изучение-анализ, опять к впечатлению общему, цельному, эмоциональному, но уже обогащённому знаниями...

Когда же пойдем на выставку произведений народного или современного профессионального декоративно-прикладного искусства, повторим этот же путь, чтобы первые общие обзорные впечатления не разрушились бы дотошным анализом частностей, который должен послужить тому, чтобы первые впечатления обогатились - не разрушились - знаниями. Для подробного же анализа-рассматривания лучше выбрать те вещи, в которых, на Ваш взгляд, сохранилось традиционное содержание, хотя, возможно, и переосмысленное автором творчески. Можно подчинить осмотр выставки теме «Древние образы народного искусства в современном творчестве мастеров и художников-профессионалов».

Мать-земля или праматерь.

Проследим этот образ в русских народных вышивках, в резьбе, в росписях. Посмотрим и ваши рисунки; удалось ли вам передать древнее содержание образа. В этих памятниках народного искусства, не утративших связи с представлениями славянского язычества, поклонявшегося природе-матери, мы видим, как слились представления о вечном Древе Жизни, о вечном цветенье земли, с образом, в котором ясно различаются черты женского облика - праматери земли, того начала, которое не даёт угаснуть человеческому роду, продолжая его, которое - сама Жизнь. Наверное, отсюда начиналась и та галерея картин, посвящённых материнству, которое люди чтят и сегодня.

Рассмотрим повнимательнее крестьянскую вышивку, где по красному полю - три женских фигуры, и мы безошибочно угадываем главенствующее положение центральной. Такую особенность композиции мы будем встречать часто. Назовём её «с предстоящими». Посмотрите, как воздеты её руки, попробуйте сами так же вознести свои руки. В небо, к солнцу, к источнику всего живого. Что же таит в себе этот жест? Мы встретим его ещё неоднократно. «Оранта» (молящаяся) называют такую композицию в русской иконописи. Но вернёмся к рассматриванию полосы вышитого полотенца. Посмотрите, как процвели руки, головы женских фигур ветвями, цветами, солнечными лучами. Эти три образа и есть вышитый зрительный образ цветущей природы. Я нашла эту вышивку на русском севере, в Карпоголье, а эту - в деревне Вологодской области.

Как мне кажется, она связана с праздником начала лета, когда убирают дом цветами, травами, ветвями молодых берез... Это древний праздник языческого поклонения славян Природе, его так и не смогла искоренить христианская церковь, пришлось признать этот праздник, как впрочем и другие, тоже пришедшие из дохристианской Руси (Покров, Масленица, Ивана Купалы), связанные с временами года.

А вот ещё изображения праматери из Заонежья - там и сейчас произносят так, рассказывая про вышивку с изображением этого сюжета... Этими вышивками мы откроем с вами собирание материала, содержащего древние образы народного искусства: конь - птица - баба (от тюркс. бал-бал - идол). Солнечные кони.

Вот так, шаг за шагом, от беседы к беседе, накапливая, развивая способность видеть и чувствовать искусство, передавать пережитое в собственных рисунках, знакомятся дети с древним содержанием памятников народного искусства. Но бывают случаи, когда перед родителями, руководителями студии возникают чисто педагогические задачи, которые невозможно обойти вниманием.

Так однажды произошло со мной, когда я начинала эту тему с десятилетними, новыми для меня детьми из 4 «б» класса. Помню, тогда назвала очередную запись в своём дневнике «Не отозвались».

Действительно, не отозвались, искра не возгоралась... Вяло смотрели диапозитивы: русская природа, архитектура, вещи прикладного искусства... О впечатлениях рассказывали серо, буднично... И в рисунках не было творческого настроя - ни выразительности графики, ни цветовых гармоничных сочетаний, найденных осознанно или интуитивно. Не откликнулись.

Что же это? Забыты за лето или не разбужены драматургией урока связи образ-цвет-образ? Может, предложенная мной ситуация оказалась непривычной для них, может, материал, показанный в диапозитивах, не вызвал ответной волны? Почему? Эти диапозитивы не раз уже хорошо «работали» с другими. Не на все «почему» можно ответить... Да знаем ли мы точные рецепты воспитания уважительного отношения к искусству, природе своей страны? С восхищения ли талантливыми вещами народных мастеров начинается любовь к родному краю или этой любовью одухотворяется отношение к каждой малости, несущей в себе его черты? Непростые это вопросы.

Как бы мы ни дорожили временем в наших занятиях, соединяющих беседы по истории и теории искусства с художественной практикой, нам придется постепенно развивать эмоциональное восприятие детей, этот инструмент общения их с миром, от совершенства которого зависит и их собственный мир, и способность выразить воспринятое.

Вот поэтому-то, почувствовав вялую реакцию детей, я прерываю спланированный прежде ход бесед занятиями «Давайте познакомимся» и «Солнечные кони». В них главное внимание будет уделено выявлению индивидуальных особенностей ребёнка, хотя построены они на том же материале.

Занятие «Давайте познакомимся» начнём с рассматривания небольшой серии диапозитивов «Я люблю путешествовать», где главными будут три кадра о том, как рассказывает сказку детям бабушка из деревни Веригино, как играет на берестяной дудочке свои наигрыши пастух, как нарисовал сказку мастер на прялке. Эти кадры помогут мне перечислить основные виды фольклора: поэтический, музыкальный, изобразительный.

Просмотр завершился вопросом к детям. Ответят они на формате бумаги в четверть листа, где рамочкой размером в открытку я ограничила место для автопортрета, рядом с ним и нужно будет написать ответ на вопрос: «А что любите вы? Какая сказка интереснее - которую рассказывают, рисуют или исполняют на музыкальном инструменте?»

Начав следующее занятие с повторного просмотра этих же трёх диапозитивов, основное внимание уделим рассматриванию кадров с видами фольклора изобразительного. Заметим три главных образа: конь-птица-баба и попробуем рассматривать их вместе, вслух отвечая на вопрос: «Какой он?»

Последний же из каждого ряда кадр - для самостоятельного рассматривания. Это будет конь-охлупень с крыши избы, птица-солнце мастера А. Петухова и вышитая красной нитью на полотенце Мать Земля. Каждый из этих кадров дети рассмотрят самостоятельно, записывая свои слова-образы, отвечающие на тот же вопрос: «Какой он?», с тем, чтобы про один из них сочинить свою сказку, которая будет затем нарисована на обратной стороне форматки.

При выполнении этой части задания я попрошу тех, кому нравится рисовать карандашом, фломастером, пером, остаться на своих местах, а кому хочется рисовать красками, перейти к столам, где все уже подготовлено заранее. Так смогу увидеть, понимают ли дети свои пристрастия, «живописцы» они или «графики».

Иногда оба эти занятия легко соединяются в одно, а листы детских рисунков и записей приобретают характер срезовых работ, регистрирующих начальный уровень и степень восприятия ребёнком искусства, способности выразить воспринятое в своём рисунке. И если эти работы вызывают затруднение детей, скованность, связанную часто с новой ситуацией, непривычностью требований педагога, то я, продолжая начатое, провожу занятие «Конь-Солнце», основной задачей которого станет разграничение восприятия художественного и не художественного. Конечно, и здесь мы повторим из теории искусства и виды фольклора, а из истории, введя термин палеолит, рассмотрим образ коня в искусстве разных времён и народов от палеолита, древнекаменного века до рисунков наших детей.

Практическое задание - сочинение фантазии «Конь-Солнце» - начнёт наш постоянный путь: образ-цвет-образ. Вот примерный план-конспект такого занятия:

Вспомним, что смотрели в прошлый раз, что запомнилось особенно. Вспомнил ли кто-нибудь из вас о нашем задании дома? Захотелось ли порисовать неспешно? Удалось ли найти время?

Мне из ваших рисунков прошлого дня понравились вот эти, потому, что в них видны качества художников.

Так что же значит быть художником? Нужно ли это всем? Станет ли от этого лучше наша жизнь?

Можно видеть, как художник. Можно рисовать, как художник. А можно много смотреть, даже рисовать, а художником не быть. Как же смотрят художники? Как видят природу, искусство?

Вот как смотрели однажды на этого дымковского конька дети вашего возраста, Володя и Таня. (Эти два персонажа, введённые фантазией педагога, будут ещё не раз участвовать в наших беседах, обозначая собой два типа восприятия).

Володя. Глиняная игрушка. Из магазина «Сувениры». Стоит дорого, из глины, выкрашена белой краской, зелёными кружками.
Таня. Лошадка! Маленькая, любопытная. Хочет прыгнуть, перевернуться. Белый конь в яблоках!

Вы и сами, наверное, догадываетесь, что у Тани и рисунки будут интереснее, и на выставках, в музеях ей будет не скучно.

У лошадки, с которой мы начали занятие сегодня, большая, древняя родословная. Начало её - в древнем каменном веке - палеолите. Это было время охотников, собирателей... Потом люди научились не только собирать то, что вырастила природа, но и выращивать свой хлеб, приручать и разводить животных, то есть стали земледельцами и скотоводами. Лошадь стала так же необходима человеку, как солнце. Да и само передвижение солнца по небу человек связывает тоже с конём. Про солнечную колесницу Гелиоса вы знаете по мифам Древней Греции. И в мифах многих других народов связывается воедино Конь и Солнце. Как же видели эту связь разные художники, как выражали её? Давайте посмотрим, как сохранилось до наших дней в народном искусстве крестьян-землепашцев их древнее представление о Коне-Солнце.

И мы рассматриваем «конный ряд» из глиняных лошадок-игрушек, а дети наперебой, почти выкрикивают свои слова-образы. Помню, тогда особенно понравилось слово «СИЯТЕЛЬНЫЙ» про конька из Дымковской слободы с золотой гривой.

Художники-мастера других промыслов «солнечность» коня выражали по-своему. Мы с вами тоже будем рисовать по-своему, не копируя увиденное. И если кто-нибудь из вас хорошо понял, почему связывали наши предки образ коня с солнцем, может нарисовать свою фантазию «Конь-Солнце», по-своему выразить его «солнечность». Такой рисунок сможет стать началом работы над афишей-плакатом к спектаклю кукольного театра, если мы сочиним свою сказку про солнечного коня. Рисуйте!

А в заключение я покажу вам серию фотопейзажей с белой лошадью, которую сняла в Каргополье, в живой природе. Потому что очень хочу, чтобы вы сами, по-своему, общались с живой природой, жизнью, не копируя других мастеров. Рисуйте... Сочиняйте... Смелее... Попытайтесь цветом «рассказать» нам какой он, ваш конь... Как же вы нарисуете «солнечность» коня? Коня-Солнца?

Птица-Солнце.

Во всю ширь неба - белая лента, след самолёта, преодолевшего звуковой барьер скорости... Самолёты мы теперь видим и слышим чаще, чем птиц. Но если случится, подолгу следим взглядом, как парят над водой белокрылые чайки, как тихо скользят по глади водоема зоопарка, почти рядом с городским «воспалённым» шоссе, белые лебеди. Царственные, зачарованные, как в сказке... И всё-таки птицу интереснее видеть в небе, в полёте, потому что там, в небе, царит не только красота совершенной природной конструкции, там парит и мечта человека, вызвавшая к жизни только что пролетевший сверхзвуковой самолет...

Птицы всегда вызывали особое внимание людей, что подтверждается самыми древними памятниками искусства. Способность птиц покорять стихии воды, земли, неба сделала их постоянными участниками представлений человека о мире. Птицы связаны с природой, временами года, суток, птицы предсказывают погоду, участвуют в наблюдениях охотника, земледельца, зависящих от природы. С образом птицы, яйца многие народы связывали свои представления о создании мира (легенда «Гусь-гоготун», эпос «Калевала», греческая мифология и другие).

Образы птиц - постоянные участники обрядов, участники фольклора разных народов. Издавна поселились они и на древе русского фольклора -поэтического, музыкального, изобразительного.

Всякий раз, когда я открываю дверь, моя деревянная птица под потолком встречает меня, оживая от самого слабого движения воздуха. Она плавно разворачивает свои узорные щепные крылья, гордо вытягивает шею с головой, украшенной короной лучей тоже из щепы, показывает сильное тело с большим солярным знаком на грудке. Архангельский мастер Александр Иванович Петухов так и назвал её: Птица-Солнце. И на выставках её называли так же.

Первую птицу мастер сделал, как он рассказывал сам, когда всю зиму болел сынишка, и нужно было помочь ему, терявшему силы, дожить до весеннего солнышка, захотеть бороться с болезнью. Сделанная мастером первая Птица-Солнце помогла мальчику победить болезнь, напомнив о ясном солнышке, весне, тепле, жизни... Теперь у меня под потолком она приглядывает сверху за всей стаей птиц, слетевшихся сюда из разных краев, от разных мастеров. Нам понадобилась бы карта всего бывшего Советского Союза, чтобы разместить их по родным местам. Начнем по порядку, с самых древних.

И мы размещаем на большом «древе», зелёная крона которого вырезана из старой физической карты России и наклеена на бумажный лист с подписью «Откуда прилетели птицы?», своих нарисованных птиц, похожих на птиц в росписях Северной Двины, Городца, на игрушечных птиц Полховского Майдана, Филимонова, Дымковской слободы, Сапожка и Абашева... Так рождается коллективно приготовленное пособие - игра, которая будет иметь успех (я уже знаю об этом) даже у самых маленьких, помогая им запомнить характерные черты пластики, графики, цвета мастеров - игрушечников разных промыслов России. Наши же собственные рисунки, уже по мотивам народных вещей, будут называться «Птица вечерней (или утренней) зари», «Сказочные птицы», «Вещая птица», «Птицы света и тьмы» и др. Отзвуки этих игр, упражнений я увижу позже и в самостоятельных композициях детей. Так уже было не раз...

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 25-29.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.