Классическая музыка и социальные изменения

Е. Крылова, Генеральный директор некоммерческого партнёрства содействия развитию культуры и образования «Гражданский долг»

Классическая музыка и социальные изменения

Искусство должно стать социальным правом, правом каждого.
Хосе Антонио Абреу

Это проект, который поддерживают всемирно известные оперные звёзды Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Хуан Диего Флорес и Кири Те Канава, знаменитые дирижёры Клаудио Аббадо и Рикардо Мути, нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса, звёзды кино, государственные деятели. О нём один из 20 самых выдающихся дирижёров всех времён и народов сэр Саймон Реттл сказал: «Если кто-то спросит меня, где есть что-то действительно важное для будущего классической музыки, я бы просто сказал - это здесь, в Венесуэле... я говорю, что видел будущее музыки в Венесуэле, и это воскресение».

Что же произошло в этой далёкой стране, которая вроде бы никак не связана с мировыми культурными центрами? В 1975 году экономист и музыкант Хосе Антонию Абреу собрал пожертвования на 50 пультов, чтобы начать создание оркестра. На первую репетицию в подземной автостоянке пришли 11 детей, на вторую - 25, потом ещё больше. Он задумал утопическую программу - защитить с помощью культуры наиболее уязвимых в социальном плане детей от неблагоприятных условий их жизни.

Сейчас в Венесуэле, в каждом из 23 штатов, существует своя пирамида детских, юношеских и профессиональных симфонических оркестров, на сегодняшний день в них играет примерно 300 000 детей. В эту программу попадают в первую очередь дети из трущоб, живущие за чертой бедности. Они живут в районах, охваченных отчаянием и безнадёжностью, и их удел чаще всего - это преступность и наркотики. Занятия в оркестрах El sistema спасают их от попадания в неблагоприятную среду, от влияния улицы. Факты очевидны - дети играют в оркестрах с 2-4-х лет, приобщаются к созидательному труду в коллективе, они обретают уверенность, ответственность и жизненную перспективу. Оркестр становится для них безопасным местом, где есть общение, совместный труд, радость и веселье. Это место, где они учатся слушать друг друга и уважать друг друга.
Классическая музыка и социальные изменения Классическая музыка и социальные изменения

«Физическая бедность у ребёнка преодолевается духовным богатством, которое даёт музыка. Оркестровое братство даёт ребёнку чувство собственного достоинства - он перестаёт казаться бедным, видит профессиональные горизонты», - говорит Хосе Антонио Абреу.

«Система» также даёт возможность заниматься детям с серьёзными проблемами со здоровьем, даже с синдромом Дауна и замедленным развитием. Многим из них это помогает. Также «Система» направлена на женские колонии и колонии для подростков. Там создаются тюремные оркестры, и это помогает заключённым реабилитироваться. В районах, где есть оркестры, по исследованиям, ниже уровень преступности и наркомании. Как не вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

И это не всё. К классической музыке приобщаются люди, которые никогда ею не интересовались. Корреспонденты «Нью-Йорк Таймс» рассказывали о концертах Симфонического оркестра имени Симона Боливара в Венесуэле (он возглавляет пирамиду оркестров), на которые невозможно было достать билеты и куда приходят люди, которые никогда до этого не слушали симфоническую музыку. Они пришли на концерт, чтобы приобщиться к национальной идее. Говорили, что они так слушали музыку Густава Малера, как до этого только смотрели футбол. А Симфонические танцы из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна «публика приветствовала с пылом, обычно приберегаемым для рок-фестивалей».

Сейчас El sistema вышла далеко за пределы Венесуэлы. Эта программа есть в США, Италии, Франции, Англии, Японии, Канаде, Армении, многих странах Латинской Америки, в общей сложности более чем в 40 странах. Везде она позиционируется как «Новая модель социальных изменений, глобальное движение, которое преобразует жизнь детей через музыку». Везде она прежде всего рассчитана на наиболее уязвимых детей и общины.
Классическая музыка и социальные изменения Классическая музыка и социальные изменения Классическая музыка и социальные изменения

Удивительно, что, хотя эта система ориентирована на то, чтобы оркестры исполняли исключительно классическую музыку, каждый день маленькие дети выстраиваются в очередь за бесплатными уроками музыки в местных филиалах Системы. «В борьбу за права человека мы энергично включаем возвышенное право детей на музыку, в чьём лоне светит бытие в своем великолепии и его невыразимой тайне. Давайте раскроем нашим детям красоту музыки», - говорит доктор Абреу.

Хосе Антонио Абреу - учредитель, основатель и архитектор Национальной системы молодёжных, детских и дошкольных оркестров Венесуэлы. Это необыкновенный человек фантастической силы воли, великой веры в преобразующую силу музыки и непоколебимых убеждений.

Он мечтал о том, чтобы у детей из бедных семей была возможность бесплатно обучаться музыке. Во времена его детства стоимость музыкальных инструментов и обучения исключала для детей из рабочих кварталов надежду на приобщение к музыке. Благодаря ему такая возможность у них есть. Сегодня венесуэльское государство гарантирует бесплатное музыкальное образование детям из неимущих семей или семей с небольшим достатком. Также государство выплачивает стипендию, обеспечивает детей инструментами, оплачивает работу учителей и создаёт всю инфраструктуру. Положение о всеобщем и бесплатном музыкальном образовании закреплено в Конституции Венесуэлы.

За свою деятельность, за служение человечеству доктор Абреу награждён множеством престижных наград Италии, Латинской Америки, Швеции, США, Англии, Германии, Японии, Канады. В разных странах финансирование программы осуществляется по-разному - это добровольные пожертвования граждан, крупных компаний и фондов, участие государства и крупного бизнеса, добровольческая работа музыкантов. В частности, виолончелист Джулиан Ллойд Уэббер (сын композитора Эндрю Ллойда Уэббера) заявил, что правительство Великобритании вкладывает 332 млн. фунтов стерлингов в музыкальное образование детей бедноты, с целью разорвать порочный круг нищеты в экономически депрессивных районах.

6 июня 2007 года Межамериканский банк развития объявил о выделении кредита в 150 миллионов долларов США для расширения программы Эль Система по всей Венесуэле. Поначалу многие банкиры возражали против этого кредита на том основании, что классическая музыка - только для элиты. Исследование банка, охватившее более двух миллионов молодых людей, получивших образование в Эль Система, показало - участие в программе улучшило посещаемость школ и снизило преступность среди несовершеннолетних. Взвешивая эти данные, банк подсчитал, что каждый доллар, вложенный в Эль Систему, дал отдачу в $ 1,68 социальных дивидендов. Причину такой массовой поддержки высказал Брайан Левин, генеральный директор Фонда Гленна Гульда: «Эль Система окончательно доказала, что музыкальное образование является воротами в лучшее будущее».

музыкальное образование является воротами в лучшее будущее музыкальное образование является воротами в лучшее будущее

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 15-17.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.