Детское творчество и Центральное телевидение

А. Мелик-Пашаев

Детское творчество и Центральное телевидение

Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.

Детское творчество в принципе, безусловно, заслуживает, даже требует того, чтобы все о нем знали, чтобы его понимали и ценили, чтобы его показывали в атмосфере праздника. Чтобы умные, опытные взрослые, ответственные за будущее детей, что-то им советовали, от чего-то остерегали. Прекрасно, что существуют выставки детских рисунков, сборники стихов, концерты, что СМИ уделяют этому внимание.

Понятно также, что невозможно, да и неправильно было бы показывать «все», что делают дети в разных областях творчества. Какой-то отбор не только вынужден, но и необходим: ведь то, что показывают - на выставке ли, на экране ли - задает миллионам людей ориентиры вкуса. (В тысячекратной степени это относится к творчеству взрослых, но это другая тема.)

Иногда смущает ранний возраст детей, но что делать - существуют профессии, от некоторых музыкальных до некоторых цирковых, связанные с тончайшей моторикой, и они осваиваются очень рано (хотя разумную меру ранней специализации все равно искать нужно). В общем, те, кто занимается детским творчеством, должны бы только радоваться, что его широко показывают.

Но когда видишь, как это делается и сколько опасностей рождает такое шоу, которое устраивают развязные «успешные» люди, не понимающие, что хорошо и что плохо для беззащитного малолетнего существа; когда видишь, каким огнем ненасытного тщеславия горят глаза родителей, не понимающих, в какие «зоны риска» они заталкивают любимых чад и во что в недалеком будущем обойдутся большинству из них эти «мгновения славы»... Когда видишь все это, думаешь: нет, лучше не надо, пусть бы творчеством с детьми занимались в тихих студиях нормальные преподаватели. А на это как раз у государства денег и не хватает. (опять другая тема!)

Только подумайте, каков рекламный крючок - название «Ты лучший», и как он впивается в душу ребенка! Во-первых, это приучает думать, что главное - не спеть, нарисовать, изобрести или сочинить что-то, что тебе дорого, а превзойти, победить, опередить других. Во-вторых, ясно, что все не могут быть лучшими, что лучшим в чем-нибудь станет, может быть, один из тысяч, а отраву жажды первенства вливают в уши всем участникам рекламных шоу и миллионам маленьких и взрослых телезрителей. Вы хотите, чтобы все «не лучшие» считали, что их жизнь не состоялась и потеряла смысл?

И еще: уважаемые устроители, вы-то сами понимаете, что «быть лучшим» в творчестве и быть самым богатым, самым «раскрученным» и «успешным» - это далеко не одно и то же? И хотите ли вы, чтобы дети это понимали?

Зачем оглушать ребенка визгом, криками восторга, мельканием, заводными овациями, возгласами: Невероятно! Потрясающе! Гениально!..

Зачем наклеивать на ребенка рекламную этикетку - «надежда русского балета», когда ему и смысл этих слов не вполне ясен, и балетное будущее, что называется, вилами на воде писано? Но как же от таких слов кружится голова у родителей! И они делают детей заложниками и жертвами своего тщеславия, несостоятельными плательщиками по чужим счетам.

Может быть, они не знают, что «вундеркиндство» в огромном большинстве случаев - мимолетная иллюзия, следствие одностороннего развития, что от него потом не остается ничего, кроме горьких воспоминаний о своей минувшей славе? Разве мало случаев, когда поспешное, тщеславное или корыстное «назначение» ребенка гением ложилось черной тенью на всю его дальнейшую жизнь, приводило к тяжелейшим последствиям, от депрессии и чувства смутной обиды на всех и все - до пьянства, психических нарушений и суицида?

Разве можно без огромной тревоги смотреть на крошечного ребенка, который по хлопку выкрикивает названия столиц всех государств мира! Ну что он - дрессированный зверек или компьютер? Ведь он поверит, что в этом проявляется ум, что он самый умный! Но эта способность не имеет никакого отношения к уму. Одно дело - поиграть дома в такую игру, позабавить близких, и совсем другое - выращивать, эксплуатировать этот «флюс» механической памяти, рекламировать его во всероссийском масштабе, приучать ребенка к тому, что в этом и состоит его ценность. А что еще он знает, чем любит заниматься, где его нормальные детские интересы и радости?

Я сам не видел, но мне рассказали, что в каком-то подобном шоу трехлетний (страшно выговорить!) шахматист впал в отчаяние и разревелся, когда проиграл ... Каспарову (при этом зная, кто такой Каспаров!). Как же, он оказался «не лучшим» - это трудно пережить.

Шоу «Синяя птица» в этих отношениях было несравненно «экологичнее», и жюри во многих случаях хорошо работало. Но и там «есть что вспомнить».

Перед выходом на «ристалище» девочку спрашивают: «Хочешь быть актрисой?» - «Да». - «А какие роли ты хочешь играть?» - «Главные!»

Смысл вопроса, понятно, был другим: образы каких персонажей она хотела бы создавать? Но девочка, увы, уже знает, что цель жизни - быть главной. (Если все будут в главных ролях, то спектакли вообще не состоятся, и играть ей будет нечего. Но она так далеко не заглядывает: важно ей самой быть главной.)

А между тем девочка пока еще славная и разумная. Она читала стихотворение Заболоцкого. Читала неплохо, вдумчиво, старательно, с добрыми намерениями. Конечно, материал немного не по возрасту, потому философские выводы прозвучали как бы с чужого голоса, но в целом заслужила одобрение. Члены жюри сделали замечания, полезные именно для будущей актрисы, касавшиеся дикции и чувства ритма. После выступления известный актер приватно, по-отечески, уважительно дал ей совет по трактовке стихотворения.

В результате у нее потекли горькие слезы. С чего бы? Да с того, что она поняла: ей сегодня не быть «лучшей» и «главной». Другим-то кричали: «Потрясающе! Невероятно!» - а ей замечания делают. А ведь поэтому именно она-то и могла получить пользу от участия в шоу!

И еще вопрос в связи с эти эпизодом: зачем долго во весь экран показывать заплаканную физиономию девочки? Что за смакование детского горя в форме сочувствия? Те, кто показывал, хотели бы быть на ее месте?

В общем, глубокую тревогу вызывает эта ярмарка тщеславия. Исключением стала для меня, пожалуй, одна девочка, которая вышла после другой (намного крупнее ее), имитировавшей эдакое могучее народное пение. По контрасту я решил, что эта малышка с кротким выражением лица что-нибудь лирическое сыграет на музыкальном инструменте. А она оказалась фантастической акробаткой. Казалось, она делала что-то невообразимо опасное, но за нее как раз спокойнее всего: она занята реальной, предельно трудной работой, которая требует внимания, воли, тончайшего телесного самоощущения, самоконтроля - и без всяких претензий на недетскую «гениальность».

.Стоило ли заводить весь этот разговор? Не сизифов ли это труд? Заниматься сизифовым трудом не потому плохо, что камень тяжел, а потому, что он неизбежно скатится вниз. Можно привести поговорку из более близких к нам времен: против лома нет приема. Один сеанс раскрученной беспардонной торговли юными дарованиями на экране ТВ сметет без следа тысячи мало кому доступных высказываний мало кому известных людей.

И все же. Родители! Вы ведь любите своих детей неизмеримо больше, чем я и все вместе взятые, кроме Господа Бога. Не заставляйте их в будущем расплачиваться за то, что ваша любовь не была разумна и что к ней примешалось тщеславие! Ведь в итоге виноваты будете вы, а не ТВ с его интересами и с его ведущими.

Если хотя бы один человек прислушается к этим словам, труд уже будет не сизифов.

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 7-8.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.