Московский школьный театр
Е. Чухман, заведующая лабораторией театра НИИ художественного воспитания АПН СССР, кандидат филологических наук
Московский школьный театр
Современная школа привыкла развивать детей в какой-то одной области — музыкальной или изобразительной, а другими, смежными, практически не занимается. Ранняя же специализация в одной области искусства может лишь затормозить развитие детей в других сферах. Кроме того, дети с разными способностями оказываются в неравных условиях: главенствуют или музыканты, или живописцы, а чаще всего — математики и литераторы. Не выявленные ранее детские способности сдерживают развитие личности в целом.
Правда, в поисках резервов творческого развития детей школа иногда обращается к театру: учительница начальных классов С. Рябцева организует сатирический театр «Смешинка», Ш. Амонашвили погружает детей в театральную деятельность с первых дней пребывания в школе — шестилетки играют в Тома Сойера, затем в Пеппи, дальше каждый будет Маленьким принцем. Именно здесь, в театральной игре, в перевоплощении в другого рождается способность взаимопонимания, сочувствия, соучастия и развиваются многоплановые задатки ребенка: вот он «художник» — красит забор для тети Полли, а теперь он — любящий цветовод, ухаживающий за своей единственной Розой... В переплетении разных интеллектуальных и художественных начал, на стыке обучения и воспитания, на перекрестке искусств ждут новые открытия в творческом развитии личности ребенка.
Сегодня традиционно театральное творчество связывается лишь с театральной самодеятельностью, с ее результатом — спектаклем. Спектакль легче создать со старшеклассниками. А пока дети маленькие — сводим их в кукольный театр, потом в ТЮЗ... И «водим» мы своих детей в мир театра без их малейшего представления о Театре. А ведь все имеет свое начало. Не сразу мы читаем «Евгения Онегина», прежде надо освоить «Азбуку».
Возникает вопрос: стоит ли детей учить познанию Театра, а если стоит, то когда? Поиски ответа на этот вопрос ведутся в педагогической науке и практике постоянно.
В лаборатории театра Института художественного воспитания АПН СССР разработаны, апробированы и внедряются в педагогическую практику программы, позволяющие вводить занятия по театру либо в урок, либо во внеклассные занятия. Эти программы могут стать основой обучения детей искусству театра: от всеобщей доступности театральных занятий в начальной школе до знакомства с профессиональным искусством театра в средних классах, через развитие детского самодеятельного творчества в кукольных и драматических кружках к возможности углубленных занятий одним из видов театрально-творческой деятельности «по выбору». На всех этапах предусмотрено развитие детской театральной самодеятельности в соответствии с возрастными особенностями детей. Есть немало школ, в которых интересно работают театральные студии, кружки, коллективы, но, к сожалению, школьная театральная самодеятельность остается закрытой культурой, связанной только со зрителем своей школы. Расширение зрительской аудитории поможет коллективам обрести более высокое художественное качество. Театральное творчество детей должно занять подобающее ему место в культуре городов и страны в целом. Думается, определенный импульс этому процессу приобщения учащихся к искусству сцены, стимулированию развития самодеятельного театрального творчества даст деятельность творческого объединения «Московский школьный театр».
Третий год в Москве живет городской школьный театр. В конце 1986/87 учебного года в Москве в рамках Всесоюзного фестиваля народного творчества прошел смотр детских театральных коллективов дворцов и домов пионеров, общеобразовательных школ. Участие общеобразовательных школ в смотре носило случайный характер: организаторы смотра не проявили должной заинтересованности в участии школьных театральных коллективов (если из 37 детских театральных коллективов при районных домах пионеров и домах комсомольца и школьника на городской смотр вышло 17, то общеобразовательные школы города, а их более тысячи, были представлены лишь 14 коллективами), не хватало времени и на показ спектаклей школ — лауреатов фестиваля.
В то же время необходимо отметить, что фестиваль выявил среди педагогов-режиссеров группу энтузиастов развития школьного театра как важнейшего фактора идейно-нравственного, эстетического воспитания. Они вместе со своими студийцами и выступили инициаторами создания объединения школьных театральных коллективов. Их предложение было поддержано Институтом художественного воспитания АПН СССР, Союзом театральных деятелей РСФСР и Главным управлением народного образования Мос-горисполкома: был создан оргкомитет объединения «Московский школьный театр», осоторый заявил о своей деятельности организацией заключительного этапа городского смотра — показом спектаклей трех школ-лауреатов: 7 мая 1987 года в Музее им. А.А. Бахрушина выступали коллективы школы № 59 и школы № 832. Первые показали композицию «Дорогами поэзии военных лет», вторые — спектакль «У войны не женское лицо». 27 мая в помещении школы № 69 (теперь № 1289) выступали все три коллектива: хозяева показали мюзикл «Преодоление» по мотивам русских народных сказок, школа № 832 — композицию о театре, а школа № 59 — спектакль «Варшавский набат».
Сегодня «Московский школьный театр» находится в стадии становления. Он имеет свою площадку для показа спектаклей и проведения ежемесячных театральных вечеров. В течение двух лет такую возможность нам предоставлял Дом культуры МГУ, а с декабря 1990 г.— Московский театр «Эрмитаж». Работает режиссерская группа, она в течение всего года знакомится со спектаклями детских театральных коллективов, отбирает спектакли для показа на сцене школьного городского театра. Если на первых порах оргкомитет имел представление о 13—15 школьных театральных коллективах, то сейчас у нас установлены творческие контакты с 65 школами. На сцене школьного театра выступили коллективы 20 московских школ, Дома пионеров Севастопольского района Москвы и школьные коллективы Московской области, городов Обнинска, Тбилиси, Гомеля, Киева, Ростовской области. Детям были показаны спектакли московских театральных студий МГУ, «У Никитских ворот», Театра импровизаций; а сейчас они стали постоянными зрителями спектаклей театра «Эрмитаж», творческий коллектив которого доброжелательно пустил в свой дом «Московский школьный театр». На базе детской художественной школы Краснопресненского района Москвы работала студия по обучению театральным специальностям (изготовление костюмов, декораций, рекламы), она была создана в помощь школам.
Деятельность этого театра явилась и базой исследования, в ходе которого осуществлялся просмотр и художественнопедагогический анализ школьных спектаклей, проводились режиссерские консультации для руководителей коллективов, театральные занятия с детьми, изучались их художественно-творческие интересы. В развитии детской театральной самодеятельности выявлен ряд тенденций, заслуживающих пристального внимания.
Прежде всего хотелось бы отметить, что в работе детских театральных коллективов, в том числе и школьных, заметно движение к Театру. Несомненными художественными достоинствами выделялись такие спектакли, как постановка чеховских водевилей в 170-й московской школе, хорошей импровизационностью отличались спектакли московских школ № 43 («Мандат»), № 45 («Сон в летнюю ночь») и ивантеевской школы № 5 («Играем классику»).
Отдельные школьные коллективы имеют в настоящее время «свою афишу». Так, поэтический театр «Слово» (школа № 832) показал на сцене «Московского школьного тетра» спектакль «У войны не женское лицо», поэтическую программу по произведениям А. Барто, С. Маршака, В. Маяковского и спектакль в стиле пластического театра «Сильнее кошки зверя нет» по басням И. Крылова и Аристофана. Активной творческой жизнью живут театральные коллективы многих московских школ. Назовем лишь некоторые: 779, 890, 204, 3, 23, 607, 43.
К сожалению, есть школы, из которых ушли по разным причинам театральные коллективы: перестала существовать театральная студия «Мушкетеры» в 601-й школе, нет теперь школьных театральных коллективов и в 129, 59, 1289-й школах.
Наш опыт показывает, что в школьной театральной самодеятельности развитие психологического направления идет более сложно и, думается, менее успешно. Дело в том, что детские коллективы часто попадают под влияние профессионального театра, нередко копируя его. Объяснить это явление можно, с одной стороны, тем, что ведут театральные коллективы в школах чаще всего учителя-непрофессионалы, и, с другой стороны, недостаточной развитостью рефлексии и самоанализа у школьников.
Наиболее заметным явлением в детской самодеятельности стали спектакли, поставленные в жанре игрового театра: это и знаменитый спектакль «Преодоление», родившийся в бывшей 69-й московской школе, и спектакли гомельских школьников — «Муха-Цокотуха» и «Тараканище», и литовских школьников — «Жив Король!»; это и успех на школьной сцене спектаклей по произведениям Е. Шварца «Голый король» в 204-й школе, «Дракон» — в 59-й.
В работе отдельных коллективов как бы уживаются два направления: психологического театра и театра «представления», игрового. В этих спектаклях мы встречаемся с элементами фантасмагории, «театра абсурда», причем это не всегда обусловлено исходным литературным материалом.
Детская театральная культура находится в движении: появляются новые театральные коллективы в школах, открываются школы эстетического профиля, где ведется урок Театра, становится больше детских театральных студий. И это движение нуждается в серьезном внимании со стороны деятелей культуры и народного образования.
Оставить комментарий