Наши заботы и надежды

В. Игнатов, директор Городищенской школы Владимирской области, учитель изобразительного искусства

Наши заботы и надежды

Двадцать семь лет я преподаю рисование. Двадцать лет — директор сельской школы. Как учитель-практик был приглашен участвовать в работе научного семинара, действующего в 1990-1991 году при Президиуме АПН СССР по концепции художественного образования, проблемам целостной системы эстетического развития учащихся. Хочу высказать несколько предложений по концепции и вообще о наболевшем в нашей работе по эстетическому воспитанию школьников.

Концепция своевременна. Она могла бы стать для учителя художественного цикла руководством к действию. Но для этого необходимо донести ее до каждого.

Важнейшим остается вопрос кадров. На первый взгляд может показаться, что все благополучно: выпускают из пединститутов, педучилищ немало учителей изобразительного искусства и музыки. Но жизнь показывает, что в школе задерживаются единицы. А почему? Ответ прост. Нагрузка в школе маленькая, даже до ставки (18 часов) в большинстве школ не набирается, особенно в селе. Мизерная зарплата ставит специалиста — учителя в ужасные условия. Учителя уходят из школы. А преподают совместители — «лишь бы дети по школе не бегали». Вот и все художественное образование.

В связи с этим, я думаю, необходимо учителям искусств оплачивать ставку полностью — 100% зарплаты, невзирая на то, есть у них нагрузка в 18 часов или она меньше. Ведь было же несколько лет назад так сделано с оплатой учителей физкультуры. Раньше они бежали из сельских школ, а теперь там работают.

Думаю, что экономить сегодня в школе на преподавании предметов искусства не следует.

Но некоторые вопросы, связанные с финансами, теперь уже можно решать директору самостоятельно в тех школах, которые переходят на новый хозяйственный механизм. В них средства под собственную учебную деятельность планируются самой школой в начале финансового года.

Остается проблема учебных планов. Хотя учебными планами (VI и XIII варианты) и рекомендовано брать дополнительный час для изобразительного искусства и музыки из часов, предназначенных для изучения русского языка и математики, это нереально, так как часто очень болезненно воспринимается учителями этих предметов. Так же, впрочем, как и учителя начальных классов не очень охотно отдают часы учителям-специалистам по музыке и изобразительному искусству...

Министерство образования РСФСР должно видеть необходимость в срочном решении вопроса о выделении на предмет «Изобразительное искусство» в I-IV классах не одного, а двух часов в неделю, а в V-IX классах — трех часов. Преподавание искусства требует сдвоенного часа, это практическая трудовая деятельность. Я убежден: за 40 минут 30 — 40 человек в классе невозможно научить искусству... На уроке важно дойти до каждого — одной минуты весьма недостаточно на одного ученика. Ведь делим же мы класс на группы, чтобы научить иностранному языку. Это дает успех. Так же надо бы делать и на изобразительном искусстве. В детской художественной школе в группе чуть более десяти человек, а в музыкальной школе вообще индивидуальные занятия.

Как директор (говорю это из личного опыта) я бы предложил для решения этой проблемы взять час от занятий общественно полезным трудом. Ведь многие директора в муках ищут, куда деть этот «общественно бесполезный» труд. В условиях рыночной экономики большинство предприятий от школ отворачивается, детей просто негде и нечем занять. А самообслуживанием в классах, да и в школе, дети с доисторических времен занимались, и сейчас без ущерба для общественно полезного труда будут дежурить в классах, ухаживать за цветами...

При наличии у учителя искусства двух часов в неделю изменится и само отношение к предмету.

Очень важен вопрос обеспечения. Он недостаточно отражен в концепции. Без надлежащего обеспечения техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, слайдами, грамзаписью, звуко-воспроизводящей стереоаппаратурой, а главное — гуашью, кистями дело не решить. И особенно все труднодоступно для сельских школ, где уровень обеспечения еще пятидесятых годов. Без этого декретированное министерством преподавание искусств становится самообманом.

Необходимость коренного изменения положения искусства в школе требует и обновления переподготовки учителей. Надо активнее приближать слушателей курсов в институтах усовершенствования учителей к передовой практике: больше обмена опытом, посещения уроков у коллег, уроков-панорам. А также заботиться о развитии культуры учителя: больше внимания к посещению картинных галерей, выставок с глубоким анализом произведений. А то ведь, что греха таить, зачастую экскурсии в музеях проходят галопом, поверхностно. Особенно, когда их посещаешь с учениками.

Примером доброго отношения к курсовой переподготовке я считаю курсы учи-телей-экспериментаторов по изобразительному искусству при Московском городском институте усовершенствования учителей, работающих по программе Б.М. Неменского с I по IX классы. Это трехгодичные курсы. Сейчас идет третий год очно-заочного обучения. Руководит группой курсов опытный педагог-методист О. Родникова. Занятия ведут педагоги-мастера своего дела. За три года было организовано много практических занятий, посещений уроков лучших учителей школ Москвы. Были также систематические посещения Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, лекции в Доме архитектора, встречи с художниками в их мастерских. В этом году и я заканчиваю эти курсы и они мне многое дали. Такие курсы повышения квалификации хотелось бы и дальше продолжить, со следующей группой учителей.

В связи с обсуждением концепции художественного образования мне хотелось бы подчеркнуть также необходимость эстетической переподготовки (буквально — эстетического ликбеза) руководителей всех уровней, начиная с директоров школ; ведь они не виноваты в том, что ни в школе, ни в вузе не получили такой возможности. Им надо помочь. Проходят же многие руководители на курсах компьютерный ликбез...

Большую роль в реализации концепции должно иметь изучение и распространение передового педагогического опыта через методические объединения и семинары.

Нам надо помнить, что наша цель — воспитание человека, способного идти в большую жизнь. Если наши дети, став взрослыми, смогут по-настоящему, по-человечески сопереживать, сострадать, будут искренне удивляться и радоваться добру и красоте, если у них появится потребность созидать добро и красоту, то, значит, мы, учителя, работали не зря.

Автор: 
Искусство в школе: 
1991
№1.
С. 39-41.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.