Цель воспитания – счастливый человек
Т. Теплых, учитель музыки и заместитель директора по внеклассной работе
Цель воспитания – счастливый человек
Я начала работать учителем в родной школе в 17 лет, сразу после выпускного вечера. Стаж работы 36 лет. 27 лет работаю еще и заместителем директора по внеклассной работе. Главная задача моей работы - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, то есть только стараться помочь природе. Это значит, каждую минуту проживать с детьми, самой с ними учиться наукам, общению с людьми, умению беречь своё здоровье.
Считаю важным, чтобы ученики видели учителя не только на уроках у доски, но и на сцене - поющим, танцующим, читающим поэтические строки; на спортивной площадке или на маршруте похода; охотно участвующим в конкурсах на детских праздниках; плачущим от переживаний или смеющимся от восторга. Как учитель музыки, принимаю участие во всех концертах и сольно, и с коллегами; люблю экспромты. Как классный руководитель, вместе с детьми участвую в Праздниках песни (пою с классом), в Праздниках танца (танцую с классом). Своим примером стараюсь заразить и коллег, и очень радуюсь, когда это получается. Так, на Празднике танца 2013 года в танцевальных композициях всех танцующих классов участвовали учителя. Как передать восторг и гордость детей за своего учителя!
Известно, что личность может быть воспитана только личностью. Каждому учителю, особенно классному руководителю, необходимо помнить об этом и постоянно совершенствоваться. Каждый год с удовольствием учусь, нахожу всё новые и новые темы для самообразования. В последнее время очень интересуюсь вопросом музыкальной терапии. Тема «Музыка и здоровье» была одной из тем проектной деятельности учащихся школы в этом учебном году. Впервые удалось провести школьную конференцию. Ребятам очень понравилось. Думаю сделать это хорошей традицией. Музыка помогла мне и при проведении педсовета «Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов». Музыкальные и видеозаставки были и вступлением к серьёзному разговору, и паузами между выступлениями. Музыка помогла и сосредоточиться, и активно поработать, и при этом не устать от информации.
Считаю необходимым привлекать к школьной жизни родителей. Во всех классах, где я была классным руководителем, семейные праздники становились традицией. Это очень непросто, но необходимо! Мы вместе играли, пели, танцевали, ходили в походы, ставили спектакли, делились кулинарными способностями, колядовали и т.д. Много лет веду кружок «Музыкальный калейдоскоп». Итогом занятий являются семейные Праздники, где родители - не только зрители, но и участники действия. На этих праздниках звучит сводный хор детей и родителей, настоящий оркестр, рождается танцевальный ансамбль детей и взрослых. Эмоции детей и родителей передать невозможно, это надо видеть, в этом надо участвовать! Причём на таких праздниках все дети и все родители ОБЩИЕ! Это классная семья. Первый праздник в 1 классе я так и называю - «День рождения семьи 1-го класса». Дети и родители дружат и после окончания школы и считают класс своей семьёй.
Кто-то из философов заметил, что образование - это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Что же должно остаться, когда забыты законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии? Вероятнее всего, способности к творчеству, необходимые для самостоятельной деятельности. Каждый человек должен в течение своей жизни сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Каждый должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Найти в каждом ребёнке «изюминку», помочь раскрыться и почувствовать себя личностью - одна из важнейших задач. Для этого у нас в школе много возможностей. Это творческие конкурсы по различным предметам, в том числе и по музыке: выставка иллюстраций к музыкальным произведениям, музыкальный КВН, декада искусств, конкурс презентаций, Музыкальная гостиная, школьные концерты и праздники, конкурс «Таланты Маленькой страны» и т.д.
Уже много лет веду занятия кружка «Затейник». Вместе с ребятами готовим и проводим театрализованные представления на День знаний, Масленицу и Новый год. Наши Новогодние Ёлки интереснее ёлок в Кремле. Здесь дети не только смотрят музыкальное театрализованное представление, но и участвуют сами. К представлению мы учим с каждым классом 5-6 песен, 2-3 танца. Поют и танцуют все, каждый ученик класса! А мы с кружковцами играем 8 представлений для 18 классов начальной школы. Эти Ёлки - Событие в школе. Их ждут и дети, и родители, и артисты. На них всегда приходят выпускники, которые когда-то сами участвовали в представлениях. Я горжусь этими мальчишками и девчонками: они научились делать Праздники людям. Спокойно и скучно жить они уже не смогут. Среди моих выпускников много творческих людей: певица, актёр, дирижёр, учителя танцев, руководители творческих коллективов. Выпускники выбрали разные профессии. Главное, что все они хорошие люди, живущие активно и любящие жизнь и других людей!
Главная цель воспитания - счастливый человек. А счастье человека в раннем приобщении к красоте. Эстетически воспитанный человек умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Эстетически воспитывает всё. Важна сама обстановка в школе, в кабинете. Поэтому я уделяю внимание своему Кабинету искусств. Здесь и красиво, и уютно. Есть вся необходимая техника и музыкальные инструменты, информационный стенд «Музыка и мы», аудио и видеотека, библиотека, выставка музыкальных инструментов, коллекция кукол в национальных костюмах, портреты композиторов и фотографии музыкантов - лауреатов школьного Конкурса «Таланты Маленькой страны». Здесь проходят уроки музыки, музыкальные гостиные, камерные концерты и семейные праздники.
В своей работе я стараюсь придерживаться десяти заповедей воспитания:
- Главная цель воспитания - счастливый человек.
- Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
- Воспитание без уважения - подавление.
- Мерой воспитанности является интеллигентность.
- Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше - никогда не поздно.
- Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
- Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно,чем нудно.
- Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
- Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
- Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Доброта, Детство, Игра, Образование, Комфорт, Красота, Порядок, Активность, Успех, Профессионализм, Талант, Здоровье - вот ключевые слова ценностно-ориентированного поля развития воспитательной системы.
Проблемы в нашей сфере образования, считаю, существуют потому, что на руководящих должностях зачастую находятся люди, которые работали в школе несколько лет и ушли, или вообще не работали там никогда. К сожалению, сейчас особенно много стало бумажной работы. Любого проверяющего интересуют именно бумаги, а не то, чем живёт школа и насколько здесь комфортно её обитателям. Я бываю в разных школах (много лет была экспертом при аттестации учителей музыки, педагогов дополнительного образования и заместителей директоров по внеклассной работе), и меня прежде всего интересует, чем эта школа живёт, как выглядят её ученики и сама школа. Мне интересно что-то посмотреть и пообщаться с детьми. Если в учреждении красиво оформлены все бумаги, меня это настораживает. Мне очень близки слова: «Школа - это не здание, не кабинеты, не образцовая агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ребёнка и родителя» (Народный учитель А.А. Захаренко). Очень хочу, чтобы в моей школе было именно так!
В работе с современными детьми проблем стало намного больше. Но считаю, что в этом нет вины самих детей. Они дети своих родителей. Сфера образования превратилась в сферу обслуживания. Вот и отношение к школам зачастую потребительское. Но к счастью не у всех. Абсолютное большинство наших родителей любят школу и с удовольствием спешат сюда на все наши праздники, концерты, конкурсы и соревнования. Всё-таки Школьная страна - самая замечательная страна в мире!
Я очень люблю песню «Учительский вальс», она стала своеобразным девизом нашего педагогического коллектива. [Эта песня - девиз многих региональных клубов - участников конкурса «Учитель года России». Ред.]
Это надо же так в свою школу влюбиться!
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,
Зажигать души-свечи!
А учительский вальс
Не кончается вечно!
Душа ребёнка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для нас. Давайте больше работать с «обыкновенными» детьми, тогда «трудных» детей будет меньше!
Оставить комментарий